Пресса фестиваля

Белогорье встречает лучших актеров России (2016 г.)

В Белгороде, на южной границе с Украиной, открылся десятый Всероссийский театральный фестиваль "Актеры России – Михаилу Щепкину". Великому русскому актеру, памятник которому стоит на площади рядом с академическим театром, которому исполнилось 80 лет.

Белогорье встречает лучших актеров России Сцена из спектакля "Дядя Ваня" в постановке Марка Розовского в Белгородском драмтеатре. Фото Натальи Ненько

Этот театр любим горожанами, его поддерживает губернатор Белгородской области Евгений Степанович Савченко, а значит и все его подопечные посещают премьеры. А раз так, то культура в этом городе не выступает в роли Золушки, коль поддерживается властью и субсидируется не только Министерством культуры РФ. Но в том числе из местного бюджета.

И еще, авторитет щепкинцев во многом зависит от директора театра Виктора Ивановича Слободчука, который 40 лет возглавляет коллектив и держит высокую художественную планку, прекрасно понимая, что главный в театре – актер, и поэтому всем подающим надежды молодым артистам предоставляет квартиры. Такого нет ни в одном театре России. Как это ему удается, можно спросить у него, если вашу труппу пригласят на Белгородский фестиваль.

Но прежде, чем сюда попасть, надо следовать золотому правилу фестиваля: не переписывать классику, а следовать за драматургом, подробно вникая в его художественный мир и сценические образы. То есть, не изменять Щепкинским традициям, заложенным в основу русского психологического театра, когда режиссер "умирает" в артисте. Поэтому на постановки в этот театр приглашаются не просто знаменитые режиссеры, а мастера школы перевоплощения, ставящие на первое место жизнь человеческого духа на сцене, глубокое проникновение в характеры героев, и поэтому правда жизни трактуется не как банальное правдоподобие, а как высокий смысл бытия.

 Первым открывал фестиваль МХТ имени Чехова, спектаклем Марины Брусникиной "Пролетный гусь" по рассказам Виктора Астафьева. Несмотря на то, что это коллективное сочинение идет несколько лет, (в 2004-ом году постановка удостоена Государственной премии РФ), и, казалось бы, энергетики представления должна пойти на убыль, но ничего такого не происходит.

А секрет долголетия спектакля очень прост – артисты дорожат им, поскольку замешан он на любви к мощному слову Виктора Астафьева, его чести и достоинству – не изменять суровой правде жизни, не принижать простого человека – наоборот верить в него – каким бы он не был, ибо на нем держится земля русская. Здесь нет маленьких ролей. Конструкция спектакля такова, что артисты изображают то одного персонажа, то другого, - потом меняются местами, но вместе они составляют единый ансамбль всеобъемлющего национального характера, наиболее ярко выраженного в мелодиях песен, где грусть, тоска и одиночество переплетаются с удалью, бесшабашностью, "морем по колено".

Надо сказать, на Щепкинский фестиваль охотно едут столичные театры: из Москвы и Санкт-Петербурга, так как здесь все по-честному, без рангов и делений на спектакли "первой и второй свежести". А потому и Гран- При отменено, все равны в своем творческом соревновании и каждому по заслугам воздает зритель, не считая критиков. И, конечно, русская классика выступает в роли лидера, того главного фильтра, через который проходят все коллективы.

27 сентября на сцене Белгородского театра выступит Санкт-Петербургский молодежный театр на Фонтанке под руководством солнечного худрука Семена Спивака со спектаклем "Три сестры" по пьесе Антона Павловича Чехова. И хотя это произведение растиражировано и превращено в дайджесты многими современными авангардистами, Семен Спивак вместе со своей вышколенной труппой подходит к этому произведению бережно и трепетно, так как ничего более важного нет в театре, чем вызывать сопереживание в зрительном зале, а. следовательно, предлагать зрителям задуматься о своей жизни.

Московский театр "ET Cetera" не часто балующий провинцию своими гастролями, на этот раз покажет один из лучших своих спектаклей "Сердце не камень" Александра Островского в постановке питерского режиссера Григория Дитятковского. Худрук театра Александр Александрович Калягин тоже собирался приехать вместе с артистами, но видно дела с предстоящими выборами нового председателя СТД России задержали, и вместо себя он прислал душевное письмо, в котором каялся и сожалел, что не посетил Белогорье. Это письмо было зачитано ведущими на торжественном открытии фестивале и зрители простили ему невыполненное обещание.

Давнишний друг Белгородского театра Валерий Белякович пришлет своих полпредов Театра на Юго-Западе со спектаклем "Игра в Наполеона" в главной роли, то есть, Бонапарта, с Олегом Леушем, с в 2011-ом году возглавляющим этот театр.

Марк Розовский покажет на этом фестивале два своих спектакля. Первый в виде фирменного блюда "Истории лошади" по рассказу "Холстомер" Льва Николаевича Толстого театра "У Никитских ворот". Второй, совсем свеженький – поставленный недавно в театральном доме хозяев фестиваля, - "Дядя Ваня" по Чехову. Будет в этом театре так же разыгран "Пигмалион" Бернарда Шоу Игоря Ткачева, собравшего своих коллег для поучительного романа в пяти действиях с одним антрактом.

Если "История лошади" Марка Розовского – это лебединая песня режиссера, показанная во многих странах мира, в том числе на Авиньонском фестивале, то трагедия Алексея Толстого "Царь Федор Иоаннович" в Театре российской армии – исторический проект худрука Бориса Морозова. Давно мечтающего поставить эту пьесу, которая сегодня звучит весьма современно, не говоря о том, что в многонаселенном спектакле несколько замечательных актерских работ.

Будет здесь выступать и Московский театр имени Маяковского, во все времена славившийся великими актерами. Сегодня после множества потрясений, коллектив вновь обретает свое творческое лицо благодаря сохранившемуся ядру мастеров, поддерживающих творческую политику нового худрука Миндаугаса Карбаускиса. Наряду с молодыми режиссерами он приглашает в театр и опытных постановщиков, для которых система Станиславского – не пустой звук. К таким в первую очередь относится Леонид Хейфиц, хорошо известный в театральных кругах, как замечательный педагог и интеллектуал. Думаю, зрителям будет не безынтересно увидеть сценическую версию Брайана Фрила "Отцы и сыновья" по мотивам романа Ивана Тургенева "Отцы и дети". По крайней мере, в давних героях, известных еще со школьной скамьи, они обнаружат то, что сегодня является камнем преткновения в спорах между поколениями, разговаривающих на разных языках.

Севастопольский русский драматический театр имени Луначарского после присоединения Крыма к России тоже переживает определенный Ренесанс, по крайней мере, в политическом и социальном плане. А приезд на Щепкинский фестиваль со спектаклем "Доходное место" Александра Островского, это тоже событие, причем немалое, ведь теперь артисты легендарного города–героя вошли в состав большой российской семьи и подкачать, "спустить на тормозах", они не имеют права.

Нижегородский театр имени Максима Горького, поставивший все пьесы Буревестника, тоже имеет свой фестиваль в Нижнем Новгороде, приглашая к себе известных критиков и спектакли авангардного направления. Тем не менее, в Белгород они не привезли постановку по пьесе своего знаменитого земляка, а выбрали "Вишневый сад" Антона Павловича Чехова в интерпретации известного экспериментатора Валерия Саркисова. Хочется верить, что белгородцы не увидят в спектакле одни пеньки вместо прекрасного сада...

Любовь Лебедина,
РИА «Трибуна», 25 сентября 2016 г.

08.10.2016, 742 просмотра.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • 2do2go.ru