Пресса фестиваля

Чиновники всегда найдут доходные места (2016 г.)

Ну, кто бы мог подумать, что пьеса Александра Островского "Доходное место", написанная в Х1Х веке, окажется столь актуальной сегодня. 

Чиновники всегда найдут доходные места портфель

Ну, кто бы мог подумать, что пьеса Александра Островского "Доходное место", написанная в Х1Х веке, окажется столь актуальной сегодня. Ведь никто не станет отрицать, что технический прогресс существует  сам по себе, а   взятки, коррупция как были, так и есть. Бьемся, бьемся, а изменить психологию рвача,  живущего по принципу "не пойман – не вор" не можем. А вот театр способен  вывернуть человека без совести на изнанку и показать его во всем отвратительном блеске. И для этого все жанры хороши.

Севастопольский академический театр имени Луначарского привез на белгородский фестиваль "Актеры России – Михаилу Щепкину" комедию "Доходное место", разоблачая и высмеивая  присосавшихся к доходной кормушке  служителей закона.  Режиссер Григорий Лифанов  обратился к этому произведению неслучайно,  из чувства протеста против общества, на словах призывающего к порядку и достоинству, а на деле равнодушно взирающему на казнокрадство и  кумовство.

Так город – герой Севастополь за годы правления украинских временщиков превратился из белокаменного красавца  в серый, замусоренный анклав с разбитыми дорогами, в то время, как местные олигархи богатели и строили на берегу Черного моря шикарные дачи.  Сам же театр,  разрушенный в годы Великой Отечественной войны, и заново  выстроенный  в 1957-ом году, продолжал играть  на русском языке, получая жалкие подачки от министерства культуры Украины.  Но артисты держались, зная, что у них есть свое оружие – это русская классика, которая не дает умирать человеческому достоинству.

Главный герой спектакля Василий Жадов – молодой человек с прогрессивными идеями и грандиозными планами осчастливить все человечество не в состоянии терпеть чиновничий беспредел.  Он хочет жить по совести и к этому призывает других, но юноша влюблен… И тут начинается самое страшное – его возлюбленная, став женой принципиального борца за справедливость, подвергается атакам матери и сестры, для которых семейное счастье строится только на богатстве.  И как это часто бывает – наивная простота жены оборачивается против  Жадова, поскольку у Полиньки (актриса Анастасия Жаднова), нет своего мнения, ей хочется быть, как все. Как все жены разбогатевших  чиновников красиво одеваться, жить в доме с колонами, а  каким образом муж достает деньги, это дело – десятое.

На протяжении всего спектакля – параллельно существуют два мира – правдолюбца Жадова в исполнении Евгения Овсянникова и конторы чиновников с длинными перьями, где процветает лизоблюдство, предательство, чванство. Повышение по службе получают те, у кого гибкий позвоночник, умение держать язык за зубами и во всем потакать начальству. Уж сколько столетий прошло, люди из карет пересели на автомобили, стали летать на самолетах, а рабская психология по-прежнему  сидит занозой в  "свободном" обществе. Именно поэтому свои сатирические стрелы режиссер направляет против  выскочек и казнокрадов, объявивших себя хозяевами жизни. И вместе с тем, в спектакле Лифанова, эти "гиганты" великих махинаций  смешны и уродливы, а духовные запросы мелки и ничтожны. Правая рука главы департамента Аким Акимыч Юсов, сыгранный Анатолием Бобером в гротесковом рисунке,  распределяет  доходные места, но не способен сыграть опытного ловеласа. "Кишка тонка". Он робеет и мнется, словно нашкодивший школьник, когда молодящаяся вдова Кукушкина, (актриса Людмила Шестакова), ради выгоды, готова согрешить с ним. Примерно так же осторожно, исподтишка  ведет себя с невестой его протеже  Белогубов, мечтающий о должности столоначальника. Как только выращенный карьерист получает лакомое местечко – тут же  маска  угодливости исчезает  и перед зрителями предстает либеральный хам. Александр Порываев сыграл эту роль виртуозно  с налетом обаятельного подлеца, что ничуть не смущает его практичную жену Юлиньку, поскольку они стоят друг друга.

Спектакль севастопольского театра лишен скучной назидательности,  он весел и игрив, энергичен и стремителен, и мораль его проста  – "сколько веревочки  не виться, а правда все равно победит". Только для этого одной жизни может и не хватить.

Людмила Лебедь,
РИА «Трибуна», 7 октября 2016 г.

08.10.2016, 713 просмотров.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • 2do2go.ru