Пресса фестиваля

Хроники щепкинского фестиваля: "Чайка" (2011 г.)

«Я – чайка!» – произносит в этом спектакле Нина Заречная и ... роняет хмельную голову на стол. «А помнишь, – спрашивает она Треплева, – «люди, львы, орлы, куропатки?..» (знаменитый монолог звучит как пьяный бред). И пошатываясь, уходит прочь...

Такого Чехова белгородские зрители еще не видели! Режиссер Алексей Литвин поставил в Одесском академическом русском театре «Чайку». Поставил, по его словам, в соответствии с жанром, обозначенным самим драматургом – «комедия». Правда, играют одесситы каждый кого пожелает: заслуженная артистка Украины Л. Коршунова – в спектакле вполне традиционная Аркадина.

Зато ее любовник беллетрист Тригорин – фигура карикатурная, пожилой сочинитель, немного уже в маразме, постоянно записывающий за окружающими понравившиеся ему слова. Внешний вид соответствующий: шляпа у него дачника-пенсионера, косоворотка с красным кушаком а ля-рюс, брючки короткие, ноги нелепо косолапые... И влюбиться в такого могла только полная дурочка, каковую и играет Анастасия Швец. Нина Заречная в ее исполнении наивная девочка-мечтательница, сотворившая себе из беллетриста средней руки кумира...

Сцена из спектакля «Чайка»

Спектакль Литвина полон людей с разбитыми или неосуществленными надеждами. Многие спасаются «от депрессухи» популярным народным способом: в начале спектакля только Маша избывает неразделенную любовь, прикладываясь к фляжке, а позже и ее муж Медведенко достает из кармана пальто бутылку водки, намекая, что семейное счастье не задалось... Нина Заречная в финале проговаривает весь текст о своей несчастной жизни и карьере просто пьяная в дым.

Многое в спектакле выглядит если не комично, то анекдотично. Странные действия героев пьесы (к чему, например, Аркадина, отдавая распоряжение о об отъезде, вдруг начинает жадно пожирать сливы?), костюмы (художник-постановщик Г. Фаер), музыка, звучащая по большей части ни к месту.

Однако работа исполнителя роли Тригорина, заслуженного артиста Украины Ю. Невгамонного достойна внимания. Маразматик-пенсионер, почувствовавший себя героем-любовником, губит жизнь юной дурехи, и высосав ее, отбрасывает прочь. Метаморфозы своего персонажа актер сыграл очень убедительно. В финале он веселый и самодовольный, помолодевший и вполне успешный, – напившийся крови паук.

Двое мечтателей погибли, раздавленные житейской пошлостью, непониманием, предательством окружающих. Нина спивается, талантливый Треплев застрелился. А остальные в жизни отлично «упакованы» – все поголовно в серо-зеленых долгополых пальто. (что режиссер хотел сказать этим постепенным переодеванием всех в униформу, просто уму не постижимо!) Из убитой чайки они смастерили красивое чучело и любуются им...

Замысел режиссера, очевидно, был интересным, но... Отсутствие стилевого единства, разбалансированность актерского ансамбля и весьма разный уровень профессионализма исполнителей сыграли со спектаклем злую шутку. Вышло не смешно и не по-чеховски. Несмотря на врученный экспертным советом диплом «за вдумчивое прочтение классики».

 

Специально для А-фишки, Н. Васильева
Дата публикации: 10.10.2011

17.06.2015, 548 просмотров.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Год памяти
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги