Новости

Театр стал лауреатом фестиваля «Липецкие театральные встречи»

С 6 по 13 октября 2020 года в Липецком государственном академическом театре драмы имени Л.Н. Толстого проходил  36-й Международный театральный фестиваль «Липецкие театральные встречи».

В программе фестиваля приняли участие театры из Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Липецка, Ельца, Кинешмы и Сухума (Республика Абхазия). Белгородский государственный академический драматический театр имени М.С. Щепкина показал на фестивале спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского в постановке народного артиста РФ Бориса Морозова. 

Работа щепкинцев была тепло встречена липецкой публикой и получила высокую оценку жюри фестиваля. По его итогам спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» получил диплом лауреата «За лучшую режиссуру».

Также дипломами отмечены народный артист РФ  Виталий Стариков — «За нестандартное, яркое и убедительное прочтение образа Крутицкого» и артистка Вероника Васильева — «За точность решения и победительность исполнения роли Мамаевой». 

В обсуждении спектакля приняли участие: Александр Александрович Вислов — председатель жюри, театральный критик, театровед; Лидия Алексеевна Богова — заслуженный работник культуры РФ, кандидат филологических наук, театровед; Юлия Борисовна Большакова — заслуженный работник культуры РФ, доцент кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств, театральный критик, театровед; Нияз Рауфович Игламов — театральный критик, заведующий литературно-драматической частью театра имени Г. Камала. Приводим фрагменты их выступлений.

Л.А. Богова:
Конечно, приятно быть в театре, где есть такая сильная, отборная труппа, которая собиралась много лет — по амплуа, по возрастным категориям, по индивидуальным качествам. Чувствуешь, что театр работает, как слаженный организм, где всё, начиная с первой картинки, продумано в каждой детали, где всё — по законам профессии. Вашему городу повезло, что вы представляете такой театр, который людям необходим. Вместе с вами зритель взрослеет, мудреет и, как мне кажется (я просто по атмосфере это ощущаю), театр является сущностной необходимостью для ваших земляков.

Что касается спектакля... Вы очень серьёзны, ровны, свободны в материале. Спектакль сделан в жанре — это значит в нём есть отобранность средств, нет тех вещей, которые вызывают недоумение, всё очень сконцентрировано на поставленной задаче. 

... Всё для меня началось, когда вышли два мощных человека, исполнители ролей Мамаева (засл. арт. РФ Виталий Бгавин) и Крутицкого (нар. арт. РФ Виталий Стариков), которые всё знают про театр и про профессию, про современный мир и его законы. Они словно наметили линию Глумова и направление, куда ему идти. С этого момента в спектакле всё закрутилось, и царство столпов общества уже раскрывалось путём приращения смыслов. Ну конечно была прелестна наша Клеопатра Львовна (Вероника Васильева) — и точна, и лукава, и женственна, и манка. И вместе с тем себе на уме. Совершенно прелестна Турусина (нар. арт. РФ Марина Русакова) — с одной стороны в своей кондовости, а с другой в некоторой игривости внешних проявлений.

Вы очень приятное впечатление оставили. Если бы у меня спросили, что это за спектакль, я бы ответила: очень культурная, хорошая, серьёзная работа, вызывающая уважение. А вот два персонажа — Мамаев и Крутицкий — это стопроцентное попадание в яблочко. Настолько они убедительны, не по возрасту свежи, подвижны в своей игре ума. Очень приятное впечатление от сегодняшнего вечера у меня осталось, спасибо!

Н.Р. Игламов:
... Ваша работа вызывает большое уважение, крепость труппы вызывает подлинный интерес. Я на вас смотрел и глаз оторвать не мог. То, как вы работаете, — тонко, на грани, не скатываясь в какое-то кокетство... Я такой филигранной работы не видел давно. Особенно этот, постепенно раскрывающийся, дуэт замечательных актёров — Мамаев (засл. арт. РФ Виталий Бгавини Крутицкий (нар. арт. РФ Виталий Стариков)... У вас вообще в труппе огромное богатство — есть мужчины среднего поколения. Их же нет во всей России практически! Как вы логику своих персонажей держите, как рождаете смыслы помимо того, что вам предлагает режиссёр.

Я с большим уважением отношусь к Борису Афанасьевичу Морозову и считаю, что из его последних спектаклей это один из лучших. Смотришь и любуешься, оценками каждого персонажа, как выстроены партнёрские и массовые сцены, как мизансценический язык работает. Два с половиной часа чистой радости, слежения за актёрскими индивидуальностями — это чудесно. Это, правда, большое счастье, не везде это есть. 

У вас есть понятие школы, понятие преемственности в театре, я вижу, как актёры разных поколений работают — Турусина (нар. арт. РФ Марина Русаковав какой-то мере передаёт эстафету двум замечательным приживалкам (Ольга Решетова и Валерия Клетнёва), которые в спектакле делают отдельный номер. И в сцене, когда приходит Манефа (Анна Лего), каждая появляющаяся актриса приносит с собой неповторимый рисунок в рамках единой задачи...

Ю.Б. Большакова:
Я знаю ваш театр очень давно, видела его в разные времена. И за то, что я увидела сегодня, хочу сказать вам — спасибо! Театр не зря носит имя Щепкина, потому что актёр с его ответственностью на сцене, с его возможностью выстроить роль, в текущий момент является главной. У вас есть тот фундамент, который позволяет оставаться верными русской психологической школе.

Мы сейчас вступили в эпоху, когда у нас режиссёры — великие постановщики, великие мастера метафоры, великие клипмейкеры. Они вам всё так смонтируют, что мало не покажется, перемежая всё это музыкой, эффектами световыми, в которых актёр потеряется, и он там совсем не нужен – он метафора. Поэтому большое значение приобретает способность артиста самому выстроить свою роль.

Чем мне понравился ваш спектакль? Не счесть, сколько я видела в своей жизни «Мудрецов». Ещё больше не счесть, сколько концертных номеров в театрах столицы я видела, когда играли сцену Глумова (Владимир Дорогин) и Мамаевой (Вероника Васильева). Сегодня я впервые увидела эту сцену, когда мне не было стыдно, когда она была выстроена и сыграна с большой культурой и уважением к своим персонажам. Это было просто прибавление художественного смысла. Когда Глумов бросался на колени перед Мамаевой – всюду, во всех театрах я видела безвкусицу и пошлость. А здесь всё было так красиво, в этом было такое чувство меры — даже её рука над его головой. Замечательно! Из Мамаевой не делали карикатуру, и актриса с самого начала и до конца прослеживала линию своей героини: да, молодая, да, Клеопатра, но это умная женщина!

Вообще, в спектакле очень интересные образы. И хорошо, что в них мы узнаём сегодняшнее время. Вот, например, Городулин в исполнении Владимира Кубрикова. Это же вылитый Чубайс! Ему всё в кассу. И это очень современно, злободневно и точно по отношению к Островскому: у нас в России всё либо очень быстро меняется, либо ничего не меняется. И эта линия выстроена совершенно прекрасно, что в образе Городулина, что в образах Мамаева и Крутицкого.

Мне понравилась Манефа (Анна Лего) — очень необычная! Её не сделали такой традиционной Манефой, нет, в ней мы узнаём претендующих на сферу влияния современных экстрасенсов из телевизора. И в то же время её не сделали карикатурой. Это чувство меры, которое есть и у режиссёра, и у исполнителей, оно и создаёт этот спектакль, и за этим очень интересно следить.

А какая маленькая, но выразительная роль у Михаила Новичихина, исполнителя роли Человека Турусиной! Вы вроде бы всё произносите легко, но при этом какой объём оценки, когда вы представляете персонажей, появляющихся в доме Турусиной! И это делает артиста в этом образе незабываемым.  

А.А. Вислов:
Много замечательных и верных вещей сказали коллеги... Есть прекрасные актёрские творения, не побоюсь этого слова, я обеими руками поддерживаю всё сказанное. Следить за Виталием Бгавиным в роли Мамаева — это просто удовольствие, сравнимое с тем, что испытываешь, глядя на работу старых мастеров театра. Как человек вкусно работает с образом, с текстом, с партнёрами. Как при этом сам себе нравится и получает кайф актёрский.

И то же самое Виталий Стариков в роли Крутицкого. У него более сложная задача. Крутицкого обычно играют абсолютно выжившим из ума дебилом, а у вас образ точнее, интереснее, острее. Крутицкий ещё вполне себе! Хотя и кокетничает: мол, мы старики. А на самом деле ого-го! Как загорается у него глаз, когда речь заходит о молодых девушках! И мы понимаем, что его «стариковство» — это маска. Мне порой даже казалось, что вы раскусываете Глумова, понимаете, что он играет. Самый умный и самый мудрец здесь именно вы. И это очень неожиданный разворот этой роли, я такого, пожалуй, не видел. 

Согласен с коллегами по поводу работы Михаила Новичихина. Редко когда увидишь, чтобы из «кушать подано» было сделано маленькое актёрское удовольствие... И с оценками прекрасного, замечательного образа Клеопатры Львовны Вероники Васильевой. Обворожительная, тонкая, умная, эффектная. При этом я вижу умную актрису, и ваше тонкое, элегантное отношение к своей героине в спектакле читается.

Огромное спасибо за встречу с вашим театром. Хочется пожелать, чтобы, оставаясь театром имени Щепкина, театром, который любит и понимает своего зрителя, театром, с которым сотрудничают замечательные режиссёры, вы встречались бы с режиссёрами хорошими и разными, которые исповедуют разный театральный стиль. Мне кажется, это вам категорически не помешало бы. И, может быть, от этих встреч заискрили бы новые фейерверки. 

По материалам Липецкого государственного академического театра драмы имени Л.Н. Толстого и собственной информации

14.10.2020, 234 просмотра.

  • 75 лет
  • Bus.gov
  • белпресса
  • Год памяти
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры