Пресса

Борис Морозов: «Если бы мог - поставил всего Островского!»

Белгородский государственный академический театр им. М.С. Щепкина открывает 71-й сезон премьерой. 16 и 17 сентября зрители увидят спектакль «Лес» А.Островского в постановке народного артиста России главного режиссера Центрального академического театра Российской Армии Бориса Морозова. Накануне премьеры с ним побеседовал наш театральный обозреватель.

- Борис Афанасьевич, можно предположить, что совместная работа с труппой БГАДТ над спектаклем «Горе от ума» вас удовлетворила, если вы согласились поставить еще один спектакль на щепкинской сцене?

- Дело не в моем удовлетворении, а в достойном результате нашей совместной работы. Я имею в виду то, как спектакль «Горе от ума» был принят на премьере белгородской публикой, как ярко прозвучал он на прошлогоднем фестивале «Актёры России - Михаилу Щепкину», с каким успехом при полном аншлаге был показан в Международный день театра на большой сцене Театра Армии. Все это говорит о том, что наша первая встреча имела очень хороший творческий и человеческий результат.

- Теперь зрителей ожидает встреча с героями «Леса» Островского. Чем привлекла вас именно эта пьеса для постановки именно в нашем театре?

- Выбор пьесы зависит от многих причин. Как это название вписывается в репертуар театра? Насколько этот материал интересен данной публике? Каким образом пьеса распределяется на труппу? Так что многое складывается от взаимных устремлений режиссера и театра навстречу друг к другу.
Мне давно хотелось поставить «Лес». В Театре Армии я не мог реализовать эту идею, потому что в свое время режиссер Владимир Мотыль (он знаком зрителям по кинофильмам «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья») у нас уже ставил «Лес», и главную роль играла в спектакле замечательная актриса Нина Сазонова. Поэтому предложение белгородского театра - Островский, комедия, пьеса удивительная (впрочем, как и все творчество этого драматурга) - принял с радостью.

- Чем лично для вас удивительна пьеса «Лес»?

- Если бы я мог, поставил всего Островского! У этого драматурга есть удивительная сопряженность с сегодняшним днем. Прелесть и загадка «Леса» для меня заключается в самом названии, в многогранности, символичности этого слова. Лес - это богатство земли; это пространство, где человек начинает свободно дышать, ощущает радость и полноту жизни. Лес - это чащоба, где существуют волчьи законы, и это тоже образ взаимоотношений людей. Лес - это еще и то дорогое, что брошено сейчас на распродажу. Лес (а вместе с ним и человек со своими чувствами, мечтами) начинает оцениваться по законам рынка. Обратите внимание, у Островского эта тема присутствует чуть ли не в каждой пьесе - «Бешеные деньги», «Бесприданница», «Сердце не камень», где герой говорит: «Сколько стоит грехи замолить и спасти душу?»
Вот это сочетание духовного и материального существования человека и присутствует в «Лесе». Любовь и счастье двух молодых людей на протяжении пьесы оцениваются сначала в четыре тысячи рублей, затем в три, в две, а в финале и вовсе в тысячу! А какова истинная цена души, любви, счастья? И можно ли ее измерить, можно ли эти понятия оценивать? По-моему, эти вопросы, поставленные Островским, сегодня очень актуальны. Ведь судьба человека вдруг стала определяться суммой прописью...

- У Островского зло наказывается благодаря вмешательству людей театра. Вы верите, что театр способен устыдить тех, кто «толкует о благе общества, о любви к человечеству», но ничего не делает для них?

- Я позволю себе не согласиться с вами. Зло в пьесе «Лес» не наказывается. Наоборот, наказывается добро. Актеры как были бедными, так и пошли по Руси без гроша. А какова будет судьба молодой героини Аксюши? Ведь Островский абсолютно ясно говорит, что ее призвание - сцена. И счастьем было бы для нее, если бы она ушла с Несчастливцевым. Будет ли Аксюша счастлива с Петей, который, безусловно, любит ее, но который есть плоть от плоти своего отца? Мне кажется, что несмотря на комедийный жанр пьесы «Лес», в ней звучит трагедийная нота. Здесь нет традиционного моралите: зло наказано, добро торжествует. Но есть очень грустная интонация.
Кроме того, «Лес» я воспринимаю как манифест Островского на тему: что есть театр и что есть жизнь? Как эти две ипостаси соединяются и в каком контексте существуют? А существование это достаточно трагическое - как во времена Островского, так и сейчас. И поэтому я совсем не наивный человек, который думает, что театр способен изменить жизнь. Он может помочь человеку сохранить в себе стремление к красоте, духовности, полету. Но изменить... Жизнь жестока, а искусство хрупко.

- Как шла работа над спектаклем, с какой командой вы работали?

- Состав в принципе тот же, что в «Горе от ума». Репетировали очень напряженно, потому что были ограничены жесткими временными рамками. В таком режиме я работал только за границей. Спектакль мы сделали за месяц. Причем хочу особо подчеркнуть: и «Горе от ума», и «Лес» - не перенос моих спектаклей, поставленных на других сценах, а работа с чистого листа, когда я с актерами шел, что называется, по первопутку. Это не просто, но в результате возникает очень благородная интонация в труппе: мы вместе!

- Над чем вы сейчас работаете в Театре Армии?

- В своем театре меня ожидает очень серьезная, очень ответственная премьера - трагедия В.Шекспира «Гамлет». Этот спектакль входит в президентскую программу празднования 100-летнего юбилея Д.Д.Шостаковича. Играться он будет на большой сцене, с живым симфоническим оркестром и, конечно же, в нем будет звучать музыка Шостаковича. Премьера «Гамлета» состоится 8 октября.

Беседовала
Наталья ПОЧЕРНИНА.


P.S. Остается назвать тех, кто вместе с Б.Морозовым работал над спектаклем «Лес». Это художник-постановщик, народный художник России, лауреат премии Москвы М.Смирнов, художник по костюмам О.Сидорина, художник по свету А.Ремизов. Музыкальное оформление спектакля создал Р.Родионов. В главных ролях заняты: народные артисты России М.Русакова (Гурмыжская), В.Стариков (Несчастливцев), Н.Черныш (Карп); артисты В.Васильева (Аксинья), И.Нарожный (Счастливцев), Д.Новиков (Петр), И.Ткачев (Буланов).
 
Газета «Смена», 2006 год.

лес14.09.2006, 680 просмотров.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • Управление культуры