Пресса

Оксана Бгавина: "Хочется, чтобы каждый выход на сцену был настоящим"

Наш редактор говорит, что для каждого материала в газете должен быть информационный повод. Я отчаянно пытаюсь его найти, чтобы на пике театрального межсезонья написать об актрисе Белгородского государственного академического драматического театра им.М.С.Щепкина Оксане Бгавиной. Впрочем, отчего же отчаянно пытаюсь? Минувший театральный сезон стал десятым в актерской судьбе О.Бгавиной и принес ей не только две крупные роли в премьерных спектаклях "Неверная" и "Царская охота", но и звание лауреата премии "Хрустальная роза Виктора Розова". Учреждена эта премия в честь выдающегося русского драматурга и писателя, а всероссийский конкурс среди мастеров культуры на ее соискание проходил четвертый раз. И тем приятнее, что уже дважды "Хрустальная роза" в номинации "Театральные победы" присуждалась артистам БГАДТ: первым был Игорь Ткачев, второй - Оксана Бгавина.


"Чем сложнее препятствия, тем интереснее их преодолевать и тем ценнее победа", - заметила в нашем разговоре Оксана. Она знает, о чем говорит. На пути к ее театральным победам были и препятствия, и непонимание, и преодоление. И было еще нечто такое, которое направляло, вело, подсказывало. Наверное, это называется судьба. Судите сами. Оксана выросла в городе Балаково Саратовской области, самой обыкновенной семье папа - рабочий, мама - торговый работник. "А я, - рассказывает она, - в детстве очень любила что-то изображать, играть. Ведь в каждой женщине живет актриса, верно? С удовольствием принимала участие в школьных концертах, спектаклях, а потом стала заниматься в народном театре Балакова". Однажды на репетиции шестнадцатилетняя Оксана увидела "новенького".

- Я думала, что такого не бывает, - вспоминает Оксана, - представляешь себе какой-то образ в мечтах - и вдруг он совпадает с вполне реальным человеком. Даже засомневалась: уж не померещилось ли мне? Настолько мои внутренние ожидания совпали с тем, что я увидела в нем. Во всяком случае внешне наш новый артист мне сразу понравился - он был такой красивый! И когда мы с подругой уходили с репетиции, я ей сказала: "Ой, мне этот мальчик так понравился! Он будет моим!"

Девятнадцатилетний Виталий Бгавин в то время уже закончил техникум и работал на заводе. Их роман был очень красивым! Скажем, идет Оксана в школу на экзамен, а в дверях... розы! Когда же Виталий поступил на театральное отделение Саратовской государственной консерватории, приезжал в Балаково каждую неделю. Бывало, проводят его на поезд, а он проедет несколько остановок, спрыгнет и обратно - к любимой. А потом они поженились. Оксана работала и училась заочно в Московском коммерческом университете. И вдруг на пятом (!) курсе бросает его и по настоянию молодого супруга поступает на театральное отделение. Родители Оксаны, конечно, были в шоке и долго не могли смириться с тем, что дочь совершила такой опрометчивый шаг.

- Я очень долго посылала им все вырезки из газет, где хоть одной строчечкой упоминалась моя фамилия, - говорит Оксана. - И хотя папа с мамой были против того, что я выбрала актерскую профессию, сегодня они радуются моим успехам.

Одиннадцать лет назад в судьбе выпускницы Оксаны Бгавиной произошел новый поворот. Дипломный спектакль выпускного актерского курса Саратовской консерватории участвовал в театральном фестивале в Курске. На таких своеобразных ярмарках молодых актеров обычно бывает немало руководителей театров, присматривающих пополнение для своих трупп. Так на курском фестивале директор белгородского театра Виктор Иванович Слободчук положил глаз на красивую, утонченно-хрупкую, чем-то неуловимо напоминающую французскую актрису Софи Марсо Оксану Бгавину. И пригласил на работу - вместе с супругом. Правда, прежде чем приехать в наш город, актерская пара побывала в Брянске, где уже написала заявление о приеме на работу в местный драмтеатр. Белгород решили посетить из любопытства, по совету знакомого актера. Однако, Виктор Иванович оказался хитрее брянского коллеги: вместе с заявлениями сразу же затребовал у Бгавиных дипломы с трудовыми книжками. И обещание свое - выделить актерской семье квартиру - сдержал.

Приход Бгавиных в труппу совпал с тем временем, когда Виктор Иванович Слободчук резко развернул свой "корабль" и вверенную ему команду по направлению к новым творческим горизонтам, предоставив возможность сотрудничества с нашим театром мастерам режиссуры и сценографии и их молодым, талантливым коллегам. Верность щепкинским традициям, искусству "про человека" вкупе с новаторскими поисками, дерзким экспериментаторством спровоцировали огромную популярность театра. Именно в те годы (1996-1998) руководство театра смело выдвинуло на первый план актерскую молодежь, ярко и неординарно заявившую о себе: Оксана и Виталий Бгавины, Андрей Манохин и Влад Клепацкий, Надежда Пахоменко и Эвелина Пупанова (Ткачева)... Навстречу плеяде щепкинских "новобранцев" в зрительный зал ворвалась раскованная, искренняя в проявлении своих эмоций городская молодежь. И эта новая публика вернула театру то, чего ему долгое время не хватало: ауру влюбленности, обожания, восхищения.

Оксана Бгавина с первых дней работы в белгородской "драме" играла много. И роли были разнохарактерные. Но постепенно обрисовались контуры ее артистической темы. Нервная обнаженность, утонченная красота актрисы Бгавиной очень органично преломились в образах сыгранных ею героинь. Этих женщин разных эпох и разных национальностей роднит внешняя хрупкость, пронзительная беззащитность, и - внутренняя сила, решимость испить чашу судьбы до дна, невозможность существования без любви и готовность жертвовать собой ради любимого.

Наверное, контуры этой личной темы О.Бгавиной обозначились еще в драматической миниатюре Т.Гуэрры "Вдова", где героиня задыхаясь на "безлюбьи", готова была проститься с жизнью, но возрождалась к ней благодаря обещанию нового чувства. Тогда юной актрисе не хватило сценического опыта в психологической разработке образа, зато уже в спектакле "Капитанская дочка" режиссера Алексея Гирбы тема Маши Мироновой прозвучала проникновенно и драматично словно русская народная песня. Оксана Бгавина играла капитанскую дочку очень сдержанно, тонко, тактично. Ни тени аффектации, но зритель ясно прочитывал психологические подтексты поступков героини. Когда Маша узнавала о предстоящей дуэли Швабрина и Гринева - ни звуком, ни жестом актриса не показала ее душевного волнения. Одно только безмолвное кружение с нарастающей скоростью вокруг столба, схватившись за который Маша будто стремилась найти опору в то время, когда земля уходит из-под ног. Или сцена, где Маша ухаживала за раненым Петрушей. В девичьем голоске вдруг появлялись и уверенно-властные, и заботливо-материнские нотки. Оксана Бгавина словно копировала интонации своей "сценической матери" Галины Ежовой, и этот маленький штрих в рисунке роли говорил очень многое о родстве характеров дочери и матери.

Одна из любимых ролей Оксаны Бгавиной - Анна Болейн из "Королевских игр". Далась она ей непросто. И потому, что роль, изначально обещанная Бгавиной, затем была отдана другой актрисе. И потому, что покойный Феликс Соломонович Берман был режиссером весьма жестким, намеренно ставившим актера в такое положение, когда тот должен был доказать: я - могу, я - способен!

- Мне было тяжело работать с Берманом, - вспоминает Оксана Бгавина. - Но я очень хотела сыграть Анну! Я ее внутри себя вырастила, знала и текст роли, и что, как, про что играть.

После ухода из труппы исполнительницы роли Анны Оксана доказала себе, режиссеру и публике, что это ее роль. Первая Анна была резкой, дерзкой, своенравной, агрессивной и насмешливой. Их отношения с Генрихом превращались в яростное противоборство двух сильных, страстных натур. Оксана Бгавина играла по-другому. Более мягко, женственно, проникновенно. Дуэт с Виталием Бгавиным был красив и чувственен, их герои - созданы друг для друга. Тем трагичнее, горче, непоправимее казался круговорот событий, приведших леди Анну на плаху.

Вспоминается из ранних работ О.Бгавиной и Сашенька Негина в спектакле режиссера Алексея Литвина "Таланты и поклонники". Ведь здесь героиня тоже идет вслед за своим чувством, борется за него и совершает выбор в его пользу. Только теперь это - любовь к театру. Но хотя героиня О.Бгавиной уезжала из бряхимовской пошлости и будничности в Москву с богатым покровителем, тонко чувствующим искусство, в игре актрисы присутствовало нечто, что окрашивало хэппи-энд спектакля (а режиссер прямо говорил: "Не то безнравственно, чтобы принять помощь от любящего и понимающего человека - безнравственно загубить свой талант") в тревожные тона. У Оксаны Бгавиной Сашенька получилась тонкой, умной, нервной, рефлексирующей, в ней ощущалась странность и надломленность. Словно над Сашенькой, "белым голубем в стае черных грачей", встали тени других героинь, отождествляющихся у зрителя с птицами. Одну из них, Катерину, Оксане Бгавиной суждено было сыграть позже, другую, Нину Заречную (был у А.Литвина замысел поставить "Чайку"), увы. Но откуда-то тогда мне пригрезились такие параллели и возникло ощущение, что Оксана могла бы быть и Катериной, и Ниной?!

Катерина возникла в судьбе Бгавиной пять лет спустя, уже после рождения дочери Полины, тогда, когда за ней прочно закрепилось реноме актрисы на роли молодых героинь лирико-драматического характера. Работу с режиссером Михаилом Мокеевым в спектакле "Гроза" Оксана до сих пор вспоминает с трепетом и восторгом:

- Для меня встреча с Мокеевым была настоящим актерским и человеческим счастьем. Настолько это был сложный и интересный процесс! Михаил Дмитриевич умеет объяснить актеру самое главное в характере героя. При этом многое происходит на уровне ассоциаций, интуиции. Словно режиссер посылает тебе некий импульс - и ты уже точно знаешь, как надо играть. Да нет, я даже не могу сказать: вот, мы сыграли "Грозу". Это кусок жизни, который вошел в мою судьбу и очень повлиял на меня не только как на актрису, но и на личность. В чём-то я сама стала Катериной... Я про неё знаю больше, чем про себя. Она живет во мне, и порой я ловлю себя на том, что говорю её словами...

В "Грозе" Мокеева трагедия Катерины заключалась не в том, что бедную женщину свекровь "забила" и не в том, что её любовь вступила в конфликт с нормами домостроевской морали. Она изначально находится в конфликте с жизнью, тоскуя об утраченном Отчем (именно с большой буквы) доме, о любви как вечном состоянии. Она - нездешняя, странная душа, которая жаждет любви на земле, ищет любви и от любви погибает. Оксана Бгавина, если вспомнить её ступени в профессии, точно родилась для такой Катерины, словно ждала именно эту роль. Как раз здесь её хрупкая красота, тонкость, нервность в соединении с глубоко психологичным рисунком роли создавали пронзительный, обреченно-трагический образ Катерины. В нём увиделась мне одна из знаменитых "Баб" художника Малявина, о которой Василий Розанов написал: "Залетное начало нашей истории, неизвестно откуда берущиеся мечты, фантазии, чувства долга и ответственности, вообще драма и мука, которые на заре истории скажутся мифом и образом "вещей птицы Гамаюна", выльются... в "Слове о Полку Игореве", сложат лучшие, заунывные народные песни и, под конец, выразятся музой Лермонтова и Чайковского. Вещее, поэтическое и красивое начало".

Оксана Бгавина с первой сцены играла так, что ты ощущал до предела натянутые струны души Катерины, её обнаженные нервы, которые болью откликаются на любое соприкосновение с грубым миром. И каким просветленно-отрешенным становилось лицо актрисы, когда Катерина уносилась в мир воспоминаний, фантазий, мечтаний! Инакость этой "белой голубки в стае черных грачей" была так очевидна, что наблюдая, как ускользают ввысь, под купол театра, белые одежды Катерины, ты испытывал облегчение и надеялся на прощение этой измученной души-странницы. "Просто блестящая актриса играет Катерину - Оксана Бгавина. Очень пронзительная, нервная, искренняя и красивая. На её монологах я три раза плакала", - заметила после просмотра "Грозы" известная столичная актриса Оксана Мысина. Критика же, отругав Мокеева за режиссерские вольности в обращении с Островским, все-таки же отметила его тонкую психологическую работу с актерами, а Оксане Бгавиной посулила будущее трагической актрисы.

"Роль Катерины передо мной как актрисой поставила вопрос: что дальше?" - призналась тогда Оксана Бгавина. Мне нелегко представить, что чувствует артист, когда лишается роли, которая соткана из собственных нервов и напитана кровью собственного сердца. Я не спрашивала у Оксаны, как она пережила расставание с Катериной. Но чувствую, во многом если не излечить, то приглушить рану помог... опять же Островский. Совсем другой Островский и совсем другой режиссер.

В спектакле Владимира Андреева "Не в свои сани не садись" Оксана Бгавина играла Дунечку. Играла неоднозначно, неоднопланово. Рисовала купеческую дочку как избалованное дитя, ловко манипулирующее отцовскими чувствами: капризно дула губки, решительно топала ножкой, картинно падала в обморок. А потом представала глупой влюбленной девчонкой, летящей как мотылёк на пламя, на блеск оперения обаятельного проходимца: задыхалась от нежности, от обещания такого близкого счастья. И в то же время актриса наделила Дунечку тонко чувствующей душой, которая стремится к идеальным, необыденным отношениям и в которой живет твердый нравственный закон, что преступить невозможно. Когда героиня переживает крах своего чувства, от пропасти, поглотившей Катерину, её отделяет несколько шагов. И Оксана Бгавина с потерянным лицом, неверной походкой движется к роковой черте, срывающимся голосом от сдавившей горло боли поет красивую, проникновенную народную песню. В "Санях" все завершится возвращением на круги своя - Островский "москвитянского" периода тяготел к умиротворительным развязкам. Но женский тип, глубоко национальный - с жертвенностью и "фантазиями", решительностью и ранимостью - в актерской судьбе О.Бгавиной продолжил галерею особенно дорогих ей героинь.

- Владимира Андреева я вспоминаю с большой теплотой, - говорит Оксана, - общение с ним - невероятное человеческое и профессиональное удовольствие. Он мудрый, он бесконечно много знает о жизни, о театре, о законах жизни в театре. А какой великолепный педагог: мягко, деликатно умеет подвести актера к тому, что от него требуется, объяснить про главное, что составляет зерно роли, показать, как может вести себя герой в предлагаемых обстоятельствах. Владимир Алексеевич - настоящий мастер и мне очень приятно, что в книге "Я вспоминаю, сердцем просветлев..." он называет меня в числе своих учеников.

По признанию Оксаны для неё большой стимул - не разочаровать людей, поверивших в актрису Бгавину. Поэтому очень переживала, когда была утверждена на роль Елизаветы в спектакле "Царская охота". Ещё бы! В труппе даже был проведен кастинг актрис на эту роль! Но после сдачи спектакля режиссер Алексей Гирба сказал Оксане: "Я горд, что взял в спектакль именно тебя".

В "Царской охоте" зрители вновь увидели актерский дуэт Оксаны и Виталия Бгавиных - красивый, чувственный, трепетный, где женщина восхитительно женственна, а мужчина великолепно мужествен. Их партнерское взаимодействие рождало высокое напряжение чувств на сцене и в зале, заставляя вспомнить времена "Королевских игр". Та же искренность, обнаженность, страстность - только взгляд актерский более зрелый, пристальный и...беспощадный.

Елизавета - княжна Тараканова в исполнении Оксаны Бгавиной вначале предстает игрушкой в чужих руках. На приеме у Ломбарди она точно марионетка с приклеенной улыбкой, заученно повторяющая чужие жесты. И вдруг, вынырнув на минуту из карнавального кружения, Елизавета забывает о ломаной кукольной пластике и деланном кокетстве. С грустью и тревогой глядит она на танец масок, но тут же вновь надевает светскую улыбку. Она томится в неволе, ей не нравится навязанная роль, потому Елизавета так нервно и зло мерит шагами пространство своей золотой клетки.

"Моментом истины" для неё и для Орлова станет их роковая встреча и короткая, яркая, как вспышка, любовь. Как психологически точно, естественно, и в то же время по-театральному ярко сыграна ослепленность героев друг другом! Орлов кладет голову на плечо Елизавете и так нежно заглядывает ей в лицо, что у той перехватывает дыхание (это состояние недостатка в воздухе О.Бгавина передает так, что его просто физиологически ощущаешь!) Любовь вызывает внешнее и внутреннее преображение героев. И вот уже Елизавета заговорит своим голосом (очень красиво, проникновенно О.Бгавина играет на повышении и понижении голоса, сходя с ангельских высот к страстному шепоту), по-девчоночьи прыгнет на руки Орлову, смешно, ребячливо коснутся они друг друга кончиками носов и провалятся в пучину страсти - прекрасной и трагической.

Последняя их сцена потрясает. Предавший любимую, морально раздавленный, бесчувственный Орлов придет на свидание к Лизе в камеру пыток. И она, простоволосая, в одной лишь черной рубашке, обернет к нему лицо, светящееся любовью, прильнет, обнимет. И застынут они в последнем, прощальном объятьи. Пока грубо, яростно не оттолкнет она его от себя, и он, попытавшись удержать её в своих руках, не швырнет в отчаянном бессильи обратно на помост.

Мы долго говорили с Оксаной Бгавиной о ролях, режиссерах, партнерах, кухне актерской профессии. И вдруг, словно опомнившись, я воскликнула:

- Ну вот, разговариваем, обсуждаем, а о режиссере, партнере и супруге Виталии Бгавине - ни слова?

- Что ж, такова жизнь: о самых дорогих людях порой забываем, - улыбается Оксана. - Но если серьезно - я была приятно удивлена, работая у него в "Неверной" на малой сцене. Пьесу он взял специально для меня и очень точно определил, как со мной работать. Впрочем, это неудивительно - Виталий лучше всех знает мои достоинства и недостатки - как профессиональные, так и человеческие. Правда, не скажу, что мне всегда было с ним легко. Я порой на него обижалась. Репетирует с другими артистами и вроде всем доволен. Как только я выхожу на сцену, так он в лице меняется и настроение у него портится.

- Недоволен?

- Просто он всегда волнуется за меня. После премьеры уверял меня, что это одна из лучших моих ролей. Да и для меня было очень интересно сыграть зрелую даму, хитрую интриганку, ловко играющую чувствами мужчин.

- Словом, снова состоялось открытие себя и друг друга?

- Для меня было большим открытием, что Виталий так хорошо разбирается в женской психологии. Я даже поймала себя нам мысли: "Что ж я иногда пытаюсь обхитрить его в мелочах?" Да, такого мужа не надуешь. И откуда только взялся такой опыт?

- А каков Виталий Бгавин партнер по сцене?
- Очень надежный. Искренний. Понимающий. Поддерживающий. Мне с ним легко играть. А играли мы вместе много.

- Оксана, есть вопрос, который давно хотела задать актрисе, но почему-то не получалось. А вас попрошу ответить: как меняет актрису рождение ребенка?

- Я даже не думала, что это так меняет все. Острее, больнее, ярче ощущаешь пульс жизни. Материнский страх, тревога... Нервные окончания как будто ближе подходят к коже. Поэтому эмоционально как актрисе мне стало проще играть. Материнство так обогащает! И я уверена, что актрисы, которые во имя сцены жертвуют рождением ребенка, теряют не только как женщины, но и в профессии. Не испытав материнства, трудно прочувствовать некоторые вещи...
.
..Не знаю, согласится ли со мной Оксана Бгавина, но я считаю её актерскую судьбу счастливой. Хотя и не гладкой. Вы обратили внимание на её слова о том, что нервные окончания слишком близко подходят к коже? Рискну предположить, что Оксана принадлежит к такому типу творческих людей, которым работа дается трудно, порой мучительно. Через преодоление себя, сопротивление обстоятельствам. Через рациональное осмысление материала (актриса Бгавина неизменно ходит на репетиции с тетрадкой, куда записывает замечания и мысли режиссеров) и подключение своей эмоциональной памяти, порой - интуиции. Кому-то помогает личный арсенал приемов и приемчиков. А Оксане Бгавиной нужно каждый раз рождаться заново, переворачивать душу, доставать из себя Сашеньку, Анну, Катерину, Дунечку, Елизавету. Это не от недостатка профессионализма. Просто природа такая. Человеческая и артистическая.
- Сейчас у меня, наверное, тот период, когда уже что-то можешь и все еще чего-то хочешь, - говорит Оксана. - Это счастливое время, хорошо бы максимально продуктивно его использовать. Иногда я думаю: неплохо бы на приёмах где-то проскользить, не тратить силы души. Но ведь страшно! А вдруг, работая так, ты уже не сможешь иначе? А вдруг это (назовите как хотите: вдохновение, кураж, ощущение, что у тебя всё-всё получается) больше никогда не произойдёт? Поэтому, играя спектакль, каждый раз себя проверяешь: а можешь ли ты включиться? Ведь хочется, чтобы каждый выход на сцену был настоящим.
 
Наталья ПОЧЕРНИНА.
Газета «Смена», 2006 год.

08.10.2006, 681 просмотр.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • УНИВЕРСИАДА_2019
  • Год театра
  • Госуслуги