Пресса

Без любви музыка не рождается (о руководителе музыкальной части БГАДТ Руслане Родионове)

27 марта отмечается Международный день театра. В канун праздника мы приглашаем читателей "Смены" заглянуть по ту сторону кулис и познакомиться с работой музыкальной части БГАДТ им. М.С.Щепкина и её руководителем - заслуженным работником культуры России Русланом Родионовым. 


"Если бы двадцать лет назад мне кто-нибудь сказал, что я буду работать в драматическом театре, - не поверил бы, счел это шуткой и просто посмеялся", - говорит Руслан Родионов. Нет, вовсе не потому, что не любил искусство театра. Напротив, в Русском драматическом театра г. Баку (в этом городе Руслан Родионов родился и вырос) он был завсегдатаем, старался не пропускать ни одной премьеры. Однако Талии и Мельпомене он предпочел другую сестру - Евтерпу, покровительницу музыки. Выпускник Азербайджанской государственной консерватории по классу скрипки Руслан Родионов работал в симфоническом оркестре им. Ниязи, а после переезда с семьей в Белгород - в камерном оркестре. Его руководитель Лев Арнштейн как-то познакомил нового оркестранта с директором Белгородского драматического театра Виктором Слободчуком. И поскольку Виктор Иванович обладает удивительным даром убеждения, нетрудно догадаться, что вскоре Руслан Родионов сменил место работы. 

- Конечно, когда я пришел в театр, все для меня здесь было ново и непривычно, - говорит Руслан Владимирович. - Работа в театре - совсем не то, что в оркестре. Хотя, если подумать, можно обнаружить много общего. И там и здесь ты отвечаешь за свою партию, но необходимо, чтобы в целом звучание произведения было стройным и гармоничным. К тому же я всегда дружил с техникой, увлекался звукозаписью, и это очень помогло мне на посту руководителя музыкальной части. Словом, долго перестраиваться не пришлось. Да и сама специфика театрального дела не позволила бы. Здесь все происходит вихрем...

Как создается музыка для спектакля? От любви, - утверждает Руслан Родионов. Ибо без любви музыка не рождается. Причем совершенно неважно - нравится или не нравится пьеса, предложенная к постановке. Как профессионал Руслан Владимирович обязан полюбить этот драматургический материал, прочувствовать и осмыслить его, чтобы найти музыкальную тему спектакля. Ведь во многом именно музыка помогает поддерживать необходимое эмоциональное состояние и актеров и зрителей, подчеркивать характер того или иного момента действия.

- Музыка в театре - как специи в блюде, - говорит Руслан Родионов. - Она должна придать особый "вкус", особое настроение, но при этом не должна заслонять собой другие компоненты спектакля. И если зритель, выходя из зала, скажет: "Ах, какая музыка была!" - я не сочту это за комплимент. Скорее, напротив.

За 17 лет работы в БГАДТ им. М.С.Щепкина Руслану Владимировичу довелось сотрудничать с разными режиссерами. Одни полностью доверялись профессионализму музыкального руководителя, другие приходили с конкретными названиями номеров, четко определенной характеристикой музыки. Но театр - игра командная, излишней самоуверенности не прощает. Порой в процессе репетиций, когда актеры выходили на сцену, выяснялось, что звуковой фон не соответствует настроению или темпоритму сцены, что тема, которая задумывалась как второстепенная, на деле должна звучать главной... И тогда режиссеру и завмузу приходилось вместе искать верное решение музыкального оформления спектакля.

- Наверное, работать с одним режиссером - значительно проще, - говорит Руслан Родионов. - Однако, как показывает опыт, это не всегда приводит к желаемым творческим результатам. Есть хорошее слово - почерк. И замечательно, когда у режиссера он присутствует! Но когда почерк переходит в штампы - это уже плохо. Сотрудничество с разными режиссерами заставляет почувствовать разную стилистику, манеру, эстетику, постоянно быть готовым к новым творческим задачам и повышению собственной профессиональной планки. Я рад, что руководитель театра Виктор Иванович Слободчук предоставляет нам такую возможность. Хотя порой и приходится очень сложно.

Сложность работы руководителя музыкальной части связана еще и с тем, что график производства спектаклей в БГАДТ весьма строгий. Нужно работать динамично, укладываться в сжатые сроки. Сидеть и ждать, когда тебя посетят вдохновение, озарение и прочие капризные состояния, некогда. Что помогает? Профессионализм, багаж музыканта с консерваторским образованием. Но при этом, признается Руслан Владимирович, нужно постоянно слушать музыку самых разных направлений - от средневековой до современных молодежных ритмов. Ибо кто знает, над чем будешь работать завтра, чего потребует от тебя режиссер, что продиктует пьеса?

Правда, от такого избытка музыки возникают профессиональные деформации. Руслан Владимирович сетует, что уже давно не может слушать ничего просто так: обязательно начинает анализировать, соответствует ли музыка за кадром фильма, который смотрит, настроению эпизода, как она записана, аранжирована, исполнена... Корит себя за то, что не умеет отключаться от работы, а потому новые диски порой месяцами остаются нераспечатанными - сил и времени не хватает...

За годы работы в БГАДТ Руслан Родионов стал подлинным соавтором более чем семидесяти спектаклей щепкинцев. Причем в тридцати из них он выступал в качестве автора оригинальной музыки. Многие работы были высоко оценены музыкальной и театральной критикой. Профессионализм руководителя музчасти БГАДТ отмечали такие мастера российской режиссуры, как народный артист СССР В.Андреев, народный артист РФ П.Хомский, народный артист РФ Б.Морозов, режиссеры М.Мокеев, А.Литвин, Ф.Берман...

А в моей зрительской "копилке впечатлений" хранятся воспоминания о "музыкальных моментах", которые, как мне кажется, наиболее ярко и выразительно подчеркнули идею того или иного спектакля. Так, в "Королевских играх" музыкальная тема - "Ave Maria" Каччини - становилась гимном женщине, возвышала и короновала поверженную королеву Анну Болейн. В "Ромео и Джульетте" популярная песенка "Голубка" звучала то очень лирично (тема Джульетты), то в сумасшедших рок-н-ролльных ритмах (тема веронских мальчиков) и символизировала ту эфемерную крылатую субстанцию, которую древние называли Психеей и видели бабочкой, ласточкой, голубкой. Тревожные интонации мелодии и напряженное дыхание духовых инструментов в музыкальном прологе к "Единственному наследнику" настраивали зрителя на то, что ему предстоит увидеть комедию с пугающе-зловещим подтекстом. Но и смеховая стихия спектакля была поддержана музыкальными номерами очень искрометно! Чего стоил один выход слуги Криспена в образе эльзасского племянника, сопровождаемый неожиданной немецкоязычной интерпретацией песни группы "Queen" "I Want to Break Free".

Смешение претензий новых хозяев жизни на европейский modus vivendi и посконных национальных традиций быта в спектакле "Доктор философии" было ярко и иронично воплощено в музыкальном оформлении. Коктейль из французистого аккордеончика и балканских ритмов вносил веселый колорит в картину жизни белградской азиопы. В спектакле "Горе от ума" у Руслана Родионова был великолепный помощник - сам А.С.Грибоедов, автор двух блистательных вальсов. Деликатно аранжированная, музыка Грибоедова точно соответствует настроению различных сцен и звучит то проникновенно-лирично, то пронзительно-тревожно, то напряженно-драматично. Кстати, музыкальное оформление спектакля "Горе от ума" было отмечено дипломом международного фестиваля "Золотой витязь-2006".

Сегодня в репертуаре БГАДТ немало спектаклей, где музыка играет далеко не последнюю роль: "Ханума", "За двумя зайцами", "Кабаре "Кармен", "Женитьба гусара", "Бал воров"... В каждом из них актеры исполняют вокальные номера. Естественно, с ними занимаются педагог по вокалу и концертмейстер. Но общее руководство процессом "музыкального образования" артистов осуществляет Руслан Владимирович. И он же несет ответственность за конечный результат этой работы.

А вот в спектакле "Любви все возрасты покорны..." Родионову довелось выступить в качестве музыканта непосредственно на сцене, потому что артисты исполняли песни в сопровождении рояля. Но на этом сценическая биография руководителя музыкальной части БГАДТ не закончилась. Дважды ему пришлось заменять народного артиста России Владимира Бондарука - в "Королевских играх" и "Ромео и Джульетте". И, по признанию коллег, со столь непростой творческой задачей Руслан Владимирович справился достойно. А зрители вовсе не догадались, что в ролях кардинала Вулси и герцога Эскала выступил не профессиональный артист, а профессиональный музыкант!

Музыкальная часть БГАДТ по праву считается одной из самых профессиональных и технически оснащенных в ряду театров России. И в этом также немалая заслуга Руслана Родионова. По его инициативе в театре создана современная, оборудованная по последнему слову техники студия звукозаписи, которая позволяет записывать и воспроизводить звук на высочайшем уровне. К примеру, рабочая станция "Kurzweil" синтезирует звучание симфонического оркестра, живых голосов и используется для записи музыки и шумовых эффектов. Цифровой микшерский пульт (машина, по словам Руслана Родионова, практически думающая) предназначен для обработки звука. Ламповые микрофоны для записи голоса уникальны тем, что они передают естественное звучание человеческого голоса. Прибор под названием "интонатор" корректирует музыкальные интонации, неточно спетые ноты, а разнообразные клавишные инструменты позволяют воспроизводить широкую палитру разнохарактерных и разнотембровых звуков.

Такая аппаратура необходима для рабочих фонограмм (актеры, поющие на сцене вживую, должны сначала услышать свой голос в записи), фонограмм к спектаклю, а также создания различных шумовых эффектов. Правда, далеко не все звуки техника способна синтезировать так, чтобы они воспринимались натурально. Тогда на выручку Руслану Владимировичу и звукооператорам театра приходят опыт и смекалка. В общем-то, это "секреты фирмы", но только для наших читателей сотрудники музчасти согласились раскрыть некоторые из них. Например, чтобы воспроизвести шаги по снегу, нужно помять перед микрофоном мешочек с крахмалом. Звук в операционной создается с помощью перекладывания предметов на металлическом подносе. А вот кваканье лягушки кудесники из музчасти создали из... кряканья утки! Над уханьем филина бились долго: наливали воду в бутылку, а потом дули в нее. Получилось очень похоже!

Конечно же, в музыкальной части театра есть и библиотека, и архив. Здесь собраны диски с записями самой разнообразной музыки, эффектов и шумов, звуков природы, специальные журналы и справочники. Кстати сказать, наработанным материалом, знаниями и умениями Руслан Владимирович охотно делится с коллегами, оказывает методическую помощь детскому музыкальному театру, институту культуры и искусств, народным коллективам. И это не только потому, что Руслан Родионов - человек отзывчивый и душевно щедрый, но и потому, что считает своим долгом научить других секретам мастерства. Потому что он - профессионал...
 
Наталья ПОЧЕРНИНА.
Газета «Смена», 2007 год.

27.03.2007, 761 просмотр.

  • 75 лет
  • Bus.gov
  • белпресса
  • Год памяти
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры