Пресса

Александр Огарёв: "Русскому актёру идут стихии"

19-20 сентября Белгородский государственный академический театр имени М.С. Щепкина открывает 74-й сезон. И открывает его, как водится, премьерой - спектаклем «Метель» по одноимённой повести А.С. Пушкина.

Поставил его московский режиссёр Александр Огарёв, знакомый белгородскому зрителю по спектаклю «Весенняя гроза». Накануне премьеры с ним побеседовал театральный обозреватель «Смены». 

- О том, что Александр Огарёв будет ставить в белгородском театре пушкинскую «Метель», наши театралы наслышаны уже давно. И, конечно, после ошемломляющей «Весенней грозы» с нетерпением ждут премьеры. Скажите, это была трудная работа для Вас и для театра?

- Идея этого спектакля жила во мне давно, а воплощение её в России (до этого я ставил «Метель» в Загребе, в Хорватии) - первое. Процесс работы над спектаклем не был простым. Ведь здесь всё не просто: и автор, и композиция, сотканная из разных лоскутков, и события, складывающиеся в невероятный, быстроменяющийся калейдоскоп... Актерам необходима внутреняя гибкость, чтобы психологически оправдать вырванные из мглы времени всплески, сделать так, чтобы они заиграли, переходили друг в друга...
«Метель» - материал более нежный, чем «Весенняя гроза», и требует совсем другого актёрского существования. Работа была очень сложной, и мы двигались к цели постепенно, кропотливо... А что из этого получилось - судить зрителю.

- А чем привлекал литературный материал, когда Вы впервые решили ставить «Метель»?

- Я много занимался Пушкиным с моим учителем Анатолием Васильевым в театре «Школа драматического искусства». Мы изучили практически все его произведения лирического и драматического рода. В театре до сих пор идут спектакли «Пушкинский утренник» и «Путешествие Онегина», где я играю как актёр. Однако при этом никогда не приходилось заниматься пушкинской прозой. «Метель» же любима мною с детства, и замысел поставить её на сцене давно грел душу. И мы с моим товарищем, ныне главным режиссёром «Школы драматического искусства», Игорем Яцко написали инсценировку. Мне показалось, что через эту небольшую новеллу можно увидеть не только историю людей того времени, но и само время, и судьбу автора. То есть эта повесть дает ощущение масштаба жизни.

- И в предыдущем спектакле, и в новом природная стихия вмешивается в судьбу человека, круто меняет её, становясь неким художественным символом, дающим название произведению. Это случайное совпадение или нет?

- Наверное, в этом есть какая-то закономерность. Русскому актёру идут стихии. В них они чувствуют себя «в своей тарелке», особенно когда внешняя стихия перекликается с внутренней. Хотя играть это очень сложно. Нужна определенная техника, ведь когда начинаешь изображать переживание внутренней стихии, получается сценически некрасиво, такой нехороший театр. А передать накал страстей надо. Вот именно над этой проблемой мы долго и упорно работали с актёрами.

- В «Весенней грозе» актёрам был предложен необычный способ сценического существования, непривычная для зрителя эстетика... А какой мы увидим «Метель»?

- В «Метели» все сцены короткие, поэтому режиссёрско-сценографических фокусов будет меньше. Больше хотелось бы чувства, личностного, нежного отношения к материалу.
Над хореографией спектакля очень хорошо поработал Андрей Манохин, который в процессе работы над «Весенней грозой» меня поразил, а в этот раз удивил ещё больше. С таким умением и увлечённостью он организовал очень сложные и многочисленные хореографические номера! Я считаю, что белгородский театр взрастил в своем коллективе очень талантливого хореографа. 
С художником Татьяной Видановой мы всё больше и больше находим общий язык, чувствуем друг друга... Она удивительно тонкая натура, при этом большая выдумщица. И в новой работе создала невероятно красивый образ «Метели».

- Чем была наполнена Ваша режиссёрская жизнь в период между «Весенней грозой» и «Метелью»?

- В этом году в Сплите (Хорватия) я поставил «Преступление и наказание» по Достоевскому. Спектакль имел большой резонанс, его должны привезти на фестиваль в Ярославле. В Московском театре имени Ермоловой готовится к выходу «Весенняя гроза». Кстати, роль Герты исполнит в нём актриса Людмила Шмелёва, начинавшая в белгородском театре. В прошлом году в «Школе драматического искусства» поставил «Малороссийские песни», а в новом сезоне ожидается премьера оперы «Гвидон» по Д. Хармсу.

Беседовала 
Наталья ПОЧЕРНИНА.

P.S. Остается добавить, что в спектакле заняты: заслуженная артистка России Ирина Драпкина, артисты Нина Кранцевич, Антон Блискунов, Дмитрий Гарнов, Игорь Нарожный, Игорь Ткачёв, и пригласить театралов на премьеру.

Газета "Смена", сентябрь 2009 г.

18.09.2009, 481 просмотр.

  • 75 лет
  • Bus.gov
  • белпресса
  • Год памяти
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры