Пресса

На "Женитьбу" - по приглашению

Газета «Белгородские известия», 5.03.09

Сегодня в Белгородском академическом драматическом театре имени М.С.Щепкина - праздник. Да-да, именно праздник, ведь премьера спектакля всегда особое событие. А нынешним вечером событие не просто особое, но ещё и глубоко символичное.

Как символично и свято для нас всё, что связано с именем нашего прославленного земляка Михаила Семёновича Щепкина. Пьеса Н.В.Гоголя "Женитьба", к которой наш театр обратился впервые, появилась на русской сцене во многом благодаря его настойчивости и поддержке. К тому же и обе центральные мужские роли были написаны специально для него.
Накануне премьеры мы встретились с главным режиссёром Московского областного драматического театра имени А.Н.Островского В.С.Варецким, который и поставил "Женитьбу" на щепкинской сцене. Но поговорить хотелось не только о спектакле. Ведь в последнее время Валентин Варецкий много снимается в телесериалах. "Бригада", "Красная капелла", "Батюшка", "Суд", "Бухта Филиппа", "Гражданин начальник", "Олигарх"... - и это далеко не полный список его киноработ...

- Валентин Сергеевич, после того, как вы "засветились" на телеэкране, вас стали узнавать на улицах, просить автографы?

- Да, подходят и на улицах, и в метро. А недавно в Белгороде сидел в кафе и ко мне вдруг подошёл смущённый молодой человек. Оказывается, они с девушкой поспорили, меня ли они вчера видели в фильме. И так обрадовались, что мне даже как-то неловко стало.

- Но скажите, как вы, такой занятой театральный режиссёр, умудрились попасть в телесериальную "обойму"? И зачем? Деньги?..

- Как говаривал небезызвестный герой Андрея Миронова: "Деньги у нас, товарищи, пока ещё никто не отменял". Ну, а если серьёзно, то кроме денег есть ещё и чисто профессиональный интерес, кураж, желание попробовать себя в чём-то новом. Я совершенно не кабинетный затворник, мне интересно всё и сейчас. И потом, я ведь не только в сериалах занят, но и в серьёзном кино. И когда рядом с тобой на площадке работает, например, такой актёр, как Алексей Петренко или всемирно известный кинорежиссёр Эмир Кустурица - грех у них чему-то не поучиться.

- Подождите-подождите, с Алексеем Петренко всё понятно, но с Кустурицей-то вы где встретились?

- Во Франции. Недавно я вернулся со съёмок фильма, который будет называться "Прощание". Из наших актёров были приглашены ещё Ингеборга Дапкунайте, Алексей Горбунов, Дина Корзун. А в главной роли - Эмир Кустурица. Вы не представляете, как безумно интересно было наблюдать за ним, тем более в одном из кадров мы работали вместе. Или тоже совсем недавно я закончил сниматься у Никиты Михалкова в "Утомлённых солнцем-2". Это такая, скажу вам школа!..

- Кстати, хоть и с опозданием, разрешите поздравить вас с присвоением звания "Заслуженный артист России".

- Спасибо. Но вы же понимаете, что я получил его не за актёрские достижения, а за режиссуру?

- Да, конечно, и нашим театралам это особенно приятно, ведь многие из них до сих пор считают вас не только московским режиссёром, но и чуть-чуть "своим", белгородским, с удовольствием вспоминая спектакли, которые вы как главный режиссёр поставили на щепкинской сцене: "Три супруги совершенства" А.Касоны, "Всё в саду" Э.Олби, "Женитьбу Бальзаминова" А.Н.Островского, "Всё будет так, как вы хотите" С.Злотникова... Но помимо "серьёзных" работ, вы, пожалуй, первым (по крайней мере после долгих-долгих лет) стали обращаться к музыкальным комедиям, очень близким сердцам белгородцев, воспитанных на особой южно-русской и украинской песенной культуре. Вы ведь и приехали к нам из Полтавы?

- Да, но родом я одессит, актёрское образование получал в Киеве, а режиссёрское - в Москве у Анатолия Васильевича Эфроса. Это был его последний курс в ГИТИСе. Я безмерно счастлив и горжусь, что учился у Эфроса. Скажу больше, если бы он не набирал в тот год свой курс, то я просто не поехал бы поступать в ГИТИС, потому что хотел заниматься у Эфроса и только у Эфроса.

- Однако таких желающих заниматься у Анатолия Васильевича были сотни уже вполне состоявшихся режиссёров со всего Советского Союза, из Европы, из Америки...

- Да, конкурс к нему, когда я поступал, был 60 человек на место. Но потому-то я и называю себя счастливчиком, что в числе очень немногих он взял меня - режиссёра из Полтавского театра. Причём репутация у меня была далеко не лучшая. Когда я поставил в Полтаве "Ревизора" на русском языке, меня объявили чуть ли не врагом народа. И никакие объяснения, что Гоголь все свои произведения писал только на русском языке, - областное начальство в упор не слышало и слышать не хотело. В общем, я понял, что надо срочно уезжать. И спасибо Виктору Ивановичу Слободчуку, который пригласил меня в Белгород. Представьте себе, на тот момент мне было 33 года, и я стал самым молодым главным режиссёром театра в Советском Союзе! Это сегодня можно возглавить труппу и в 25 лет, а тогда только если тебе уже далеко за сорок, а то и за пятьдесят. Олег Ефремов в "Современнике" и Галина Волчек - уникальное исключение из общего правила.

- Но Виктор Иванович Слободчук тоже исключение из исключений. Единственный директор, который бессменно остаётся на своём посту более 35 лет. Когда возглавил Белгородскую драму, ему ещё и тридцати лет не было. А до этого несколько лет руководил областным театром кукол!

- Действительно, беспрецедентный случай в истории Российского (и только ли Российского?) театра. Наверное, потому он так и доверяет молодёжи, так старается растить молодую смену. Я уехал в Москву из Белгорода 17 лет назад. Сегодня, к сожалению, многих из тех, с кем я начинал работать, уже нет в живых. А какие актёры были: Евгения Александровна Ярцева, Валентина Васильевна Протасова, Владимир Власович Ярмак, Владимир Иванович Подмогильный, Галя Ежова!.. Никогда не смогу забыть их азарт в работе, неповторимую актёрскую индивидуальность, готовность идти на эксперимент. Но я вижу новые лица и вижу, что театр жив молодыми талантами и теми, кто из начинающих артистов стал ведущим мастером сцены.

- Вы имеете в виду Виталия Старикова?

- Нет, Виталий и 17 лет назад уже "крепко стоял на ногах". А сегодня он - народный артист России, лауреат многих премий, любимец публики, известный телеведущий, профессор Белгородского института культуры и искусств... Но знаете, что меня радует больше всего?

- И что же?

- А то, что он ничуть не "забронзовел" в своих регалиях и славе. По-прежнему он готов работать так же самоотверженно, словно юноша со студенческой скамьи. Поверьте, это очень дорогого стоит.

- Это - о его роли Подколёсина в "Женитьбе"?

- Да, и Подколёсина в том числе. А какая блестящая актриса Марина Русакова, тоже ставшая народной артисткой России! Вот увидите, какая необыкновенная сваха в её исполнении будет сегодня в "Женитьбе".

- Валентин Сергеевич, но ведь и с Виталием Стариковым, и с Мариной Русаковой вы работали, когда ещё были главным режиссёром Белгородского драмтеатра. А как вы оцениваете наших ведущих молодых актёров, которые пришли на щепкинскую сцену уже после вас?

- Замечательно оцениваю. Тем более, что со многими из них я встречался задолго до "Женитьбы" - сначала в пьесе В.Старицкого "За двумя зайцами", потом - в "Хануме". Мне очень нравится работать с Юлией Волковой, Андреем Манохиным, Игорем Нарожным, Виталием Бгавиным, Игорем Ткачёвым и другими интересными артистами. А как уж что получилось, судить зрителю.
Но, возвращаясь к кадровой политике руководства театром, не могу не отметить, что здесь заботятся не только об актёрской преемственности. Имею в виду Виталия Бгавина и Игоря Ткачёва, которые получили ещё и режиссёрское образование в Москве. Я посмотрел спектакль "Очень простая история" в постановке Ткачёва и очень рад за Игоря. Работа филигранная! Они с Виталием Бгавиным не только прекрасные артисты, режиссёры, но и очень преданные в работе. Говорю это совершенно искренне.

- А вы сами решили ставить "Женитьбу" в связи с юбилеем Гоголя?

- Нет, юбилей, конечно, дело святое, но эта пьеса давно не давала мне покоя. И когда Виктор Иванович Слободчук в очередной раз предложил поработать в Белгороде, я сразу назвал "Женитьбу". Произведение гениальное! Вроде и сюжет не Бог весть какой, а сколько в этой пьесе слилось-перепуталось: и водевиль, и мелодрама, и фантастический абсурд, и трагифарс... за какую ниточку не потяни, всё будет работать. Поэтому разные режиссёры так по-разному и читают это "Совершенно невероятное событие в двух действиях".

- И за какую "ниточку" потянули вы?

- Не скажу! Приходите, сами всё увидите. Говорить о спектакле, пока он не вышел к зрителю - не лучшая примета на театре. А мы люди суеверные, тем более, когда речь идёт о Гоголе.

- Понимаю, о чём вы. Но назвать имена ваших сопостановщиков можно?

- Это - с удовольствием. Вместе со мной над спектаклем работали главный художник Белгородского театра Юрий Доломанов, художник по костюмам Фагеля Сельская, композитор Владимир Быстряков, музыкальное оформление Руслана Родионова.

- Спасибо за беседу, за приглашение на "Женитьбу", надеюсь, скучно не будет никому, ведь вы сторонник яркого театра. А в "Женитьбе" такая поэтика заложена, такая мечта о счастье проходит "красной нитью", что, сколько ни смотри эту пьесу, всё как будто в первый раз...

Ольга ИСТОМИНА.
«Белгородские известия».
5.03.09

05.03.2009, 587 просмотров.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • УНИВЕРСИАДА_2019
  • Год театра
  • Госуслуги