Пресса

Борис Морозов: «Вишнёвый сад» - пьеса вопросов, а не ответов

18 и 19 сентября Белгородский государственный академический драматический театр, открывая 75-й сезон, представляет зрителю премьеру - чеховский «Вишнёвый сад». Поставил его народный артист России, главный режиссёр Центрального академического театра Российской армии Борис Морозов. Напомним, что это четвёртый спектакль мастера на белгородской сцене, а предыдущие его работы - «Горе от ума», А. Грибоедова, «Лес» А. Островского, «Завороженное семейство» Л. Толстого имели большой успех на различных театральных фестивалях.

В канун премьеры с Б. Морозовым встретился и побеседовал театральный обозреватель «Смены».
 
- Борис Афанасьевич, готовясь к этой встрече, вспомнила наше интервью перед спектаклем «Лес» и ваши рассуждения по поводу многозначной символики названия пьесы. Один из смыслов слова «Лес» вы определили как богатство земли, которое бросается на продажу, оценивается по законам рынка. То есть стук топоров звучит в «Лесе», и звук топоров звучит в «Вишнёвом саде»...

- А если вспомнить ещё и мой спектакль «Леший» по пьесе А. Чехова в Малом театре, который заканчивается пожаром леса, то мне уже можно давать премию лесничества! Но это, конечно, шутка. На самом деле вы совершенно точно и правильно подметили связь между этими спектаклями, я сам над этим много думал... И мне кажется, что здесь дело не в моём специальном выборе, а в русских классиках, которые остро ощущали единение природы и человека, соединяли гармонию природы с поиском гармонии в душах людских. Ведь то, что происходит с людьми, откликается и в природе, потому так драматически звучит и стук топоров в «Лесе», который символизирует обогащение за счёт природы, и стук топоров в «Вишнёвом саде», который предвещает грядущие изменения в России...
Но вишнёвый сад в чеховской пьесе для меня это не только «вся Россия», но ещё и сад души человека. И от того, как ты его возделываешь, допускаешь ли в нём «делянки», торговлю им, чтобы выжить, зависит выживает ли твоя душа...
Мне кажется, и сам Чехов здесь скорее делится с нами своими переживаниями, сомнениями, нежели диагностирует (даже будучи врачом) состояние русского общества и человека: как дальше жить, что будет завтра с нами? Так что «Вишнёвый сад» несёт для меня больше вопросов, чем ответов...

- У меня тоже есть ощущения, что чем больше читаешь эту пьесу, читаешь об этой пьесе, тем больше загадок в ней обнаруживаешь. В процессе работы над её постановкой вы столкнулись с ними?

- О, таких загадок в «Вишнёвом саде» очень много! И как режиссёр я пытаюсь найти к ним разгадки. Например, почему Петя Трофимов называет Лопахина во втором акте зверем, который сжирает всё, а в четвёртом говорит: «У тебя тонкая, нежная душа, я тебя люблю». Почему в четвёртом акте Чехов не представляет нам сцену с Петей и Аней (после второго акта они не встречаются), почему Аня отошла от Пети? Что случилось с ними? Ещё одна загадка, на которую мы пытаемся ответить с актрисой, исполняющей роль Раневской, кроется в словах Гаева: «Моя сестра, что ни говори, порочна. В каждом движении она порочна». Что это за порок такой, какой смысл вкладывал в это Антон Павлович? Можно, конечно, сказать: «Ах, это мнение Гаева!» Но вчитываясь в пьесу, ты видишь, что это не просто субъективная оценка Гаева, а в этом есть какая-то подсказка нам, дабы мы могли понять логику поступков Раневской.
А что такое на сегодняшний день Яша? Что это за тип, что это за герой? У меня есть ощущение, что он единственный персонаж во всей драматургии Чехова, которого автор не понимает, не любит и отрицает. Яша - совершенно жуткий тип, но невероятно жизнеспособный. И, к сожалению, современный. Тот же Лопахин, например, стремится соединить несоединимое: коммерцию с душой. И это разрывает его, в этом его мука. А у Яши всё определено, его ничего не мучит...
К Чехову я обращался несколько раз. Это тот же «Леший», это «Чайка» в Тель-Авиве и в Новосибирске, это теперь «Вишнёвый сад»... И вы знаете, меня не покидает удивительное чувство: вот я поставил замечательную пьесу известного драматурга - как будто спел песню, но повторять её больше не хочется. Зачем? А Чехов - как бездонная шкатулка: всё открывается и открывается... И самое драматичное в том, что в таком погружении в чеховский мир нужно вовремя сказать себе: «Стоп! Надо выпускать спектакль!» Но в этом «Стоп!» есть возможность продолжения, возможность поставить другой спектакль...

- Ещё одна загадка «Вишнёвого сада» - это жанр пьесы. Споры о нём сопровождают всю историю произведения. Современники видели в «Вишнёвом саде» драму, а Чехов настаивал что это комедия и даже фарс...

- Мне кажется, жанр чеховских пьес проистекает из авторского мировоззрения. И когда Чехов называет «Вишнёвый сад» комедией, мне понятно - почему. Там много горьких вещей заключено, но ведь и смешных тоже! У человека купили всё, а он идёт играть в бильярд. Человеку нужно выезжать из дома, впереди у него полная неизвестность, а он не может уйти без калош! Во всём этом кроется грустная чеховская улыбка...

- В спектакле заняты артисты, с которыми вы уже прошли «Горе от ума», «Лес», «Завороженное семейство» и те, с которыми прежде не работали. Как происходил отбор актёров в «Вишнёвый сад»?

- Скажем так, были и вполне определённые кандидатуры (например, в роли Раневской я изначально видел Марину Русакову и никого больше), но были и моменты поиска. Хорошее впечатление у меня от работы с молодыми актёрами - Ниной Кранцевич (Аня), Антоном Блискуновым (Петя), Юлией Гарновой (Дуняша)... Ничего не предвосхищая, не могу не отметить Дмитрия Гарнова, который очень последовательно, интересно работает над образом Лопахина. Надеюсь, эта роль станет этапной в его творческой биографии...

- Вопрос, не относящийся к «Вишнёвому саду»... В последнее время много говорится о господдержке, вернее, о сложении государством с себе заботы о театрах. И вот уже по телевидению столичные режиссёры говорят, что нужно провести ревизию театров, отобрать лучшие и помогать только им... Как вы смотрите на эту проблему?

- Сама жизнь определяет, нужен ли театр данному городу или нет. Отбросим Москву - это совершенно особая ситуация. Возьмём обычный областной центр. Если люди ходят в театр - значит, он им необходим, если не ходят - значит, он не выполняет миссию театра, значит, людям, занимающимся культурной политикой региона, стоит задуматься: почему? Но я знаю одно: духовная жизнь должна быть. Если мы сейчас все уйдём в состояние шоу-бизнеса, сферы обслуживания зрителя, то ничего хорошего нас не ждёт.
Уже сегодня можно наблюдать, что в зрительный зал приходит другая публика, нежели в 70-е. Она инфицирована развлекательностью. Молодые люди поначалу в театре ведут себя, как на дискотеке. Я даже специально разговариваю с артистами, чтобы они настраивались на сопротивление зрительного зала. И когда театр увлекает, заставляет человека воспринимать, слушать Шекспира, Островского, Чехова, Лопе де Вега, он побеждает эту ситуацию.
А по поводу поддержки театров... Разумеется, она должна быть. Это однозначно. Как можно бросить репертуарный драматический театр на произвол судьбы, если весь мир обращается к нам за его разгадкой? Это преступление, варварство, если мы вырубим его на корню! Вот вам, кстати, ещё одна параллель современности и «Вишнёвого сада»!

- Над чем работаете сейчас в Театре Российской армии?

- Сдал спектакль «Вечно живые» В. Розова к юбилею Победы. В новом сезоне на большой сцене будет поставлена «Свадьба» А. Чехова. Это вторая часть театральной дилогии о судьбе маленького человека. Первой же стала гоголевская «Шинель». И в том, и в другом спектакле занят народный артист России Фёдор Чеханков. Есть замысел поставить «Госпожу министершу» Б. Нушича...

Беседовала 
Наталья ПОЧЕРНИНА.


P.S. Вместе с Борисом Морозовым над спектаклем работали художник-постановщик, народный художник СССР Иосиф Сумбаташвили, художник по костюмам Елена Предводителева, музыкальный руководитель БГАДТ Руслан Родионов.
В спектакле заняты: народная артистка России М. Русакова, народный артист России В. Бондарук, народный артист России В. Стариков, заслуженный артист России И. Кириллов, артисты В. Васильева, Н. Кранцевич, Н. Пахоменко, Д. Гарнов, И. Ткачёв, А. Манохин и другие. До встречи на премьере!

Газета "Смена", 2010 год.

лес14.09.2010, 937 просмотров.

  • 75 лет
  • Bus.gov
  • белпресса
  • Год памяти
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры