Пресса

«Что ты спишь, восстань, душе моя!» (А. Вампилов. "Прошлым летом в Чулимске")

4 и 5 декабря в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина - премьера. Зрителям будет представлен спектакль «Прошлым летом в Чулимске» по одноименной пьесе Александра Вампилова. Его постановку осуществил народный артист России Виталий Стариков. В канун премьеры с ним встретился и побеседовал театральный обозреватель «Смены».
 
- Виталий Алексеевич, как случилось, что вы, ведущий актер БГАДТ, решили выступить в роли режиссёра?

- Это была производственная необходимость. Режиссёрских амбиций у меня нет. Но я счастлив, что так сложились обстоятельства, и художественный руководитель тетра Виктор Иванович Слободчук доверил эту постановку именно мне. Мне было интересно работать с вампиловской драматургией и, надеюсь, актёрам - тоже.

Наверное, это можно назвать актёрской режиссурой, которую все ругают. Может, и правильно ругают, однако я считаю, что и она должна быть. Скажем, Владимир Андреев как раз и представляет актёрскую режиссуру. Но сколько удовольствия и зрителям, и актёрам доставили спектакли, поставленные им в нашем театре!

- Пьеса «Прошлым летом в Чулимске» в своё время была невероятно популярна. А в чём сегодня вы видите её актуальность?

- Да, в 70-е годы в отечественном театре наблюдался настоящий вампиловский бум! Это было совершенно новое слово в драматургии. Сегодня же социальной остротой, которая тогда волновала публику, никого не удивишь. Но в этой пьесе кроме социального, бытового, эмоционально-душевного пластов есть ещё и духовный. И вот до него-то мы с актёрами и попытались докопаться, работая над спектаклем.

О чём говорит Вампилов в этой пьесе? О предательстве, когда человек душу предаёт свою. Недаром в спектакле звучит песня иеромонаха Романа «Что ты спишь, восстань, душе моя!» Ведь это о главном герое пьесы, о Шаманове! Он предал первую любовь, женившись на дочери большого человека, чтобы сделать карьеру. Он, будучи следователем, который вёл дело о наезде, поддался давлению и сдался. Но он русский, совестливый человек... Знаете, один американский критик написал, что герои Вампилова очень похожи на героев Достоевского - они сами себе вредят, делают ещё хуже. И, дескать, в том, что они сами себя наказывают, и проявляется русский характер.

Вот и Шаманов сам приехал в этот Чулимск, его туда никто не ссылал. Потому что душа-то светлая, но своего предательства он себе простить не может. Так пусть будет ещё хуже! Это очень по-русски.

И возрождает его к жизни встреча с Валентиной. Мне кажется, на бытовом, психологическом уровне в пьесе не слишком оправдан момент, когда он её, наконец, увидел. Четыре месяца смотрел-смотрел и вдруг в один миг прозрел! Но если вспомнить о духовном пласте пьесы, то здесь как раз всё оправданно. Потому что человек самонаказанием уже в какой-то мере свой грех искупил, и Господь ему дарует чудо. Шаманов сам говорит: «Если можно это объяснить это чудо!» «Это не реально, в жизни так не бывает!» - скажете вы. Но на уровне духа - бывает. В Валентине Шаманов видит первую любовь и воскрешает душу свою. Это невероятно трудно сыграть, но мне очень хотелось бы, чтобы зритель прочитал внутреннюю духовную историю вампиловского героя.

- Как и историю других персонажей пьесы?

- Конечно. Ведь Анна Васильевна своего сыночка бросила в 10 лет, не занималась им. У неё мужик тогда вернулся из тюрьмы, с лесоповала. А сына она предала, и за это тоже несёт свой крест.

А Помигалов? Почему он так держится за дом свой, хозяйство, дочь? Потому что жены нет, потому что старших дочерей упустил они бросили его и уехали от этой жизни с отцовским скопидомством, телком и курами. Тоже есть, за что расплачиваться душе его! Образ Еремеева, таёжного охотника-эвенка, мы стараемся решить, отойдя от привычных этнографических стереотипов. Это нереальный, нездешний человек. Он из другого мира, он на чистоте сформировался и на чистоте остался, он всё видит, всё понимает, всё оценивает... Именно через него и проявляется в спектакле сущность того или иного персонажа: умеет ли он сочувствовать, способен ли возлюбить ближнего? Я бы сказал, Еремеев даже является своеобразным катализатором действий героев, проверяет их, даёт им право выбора. И смотрит, как поступил человек...

- А Валентина? Что сегодня в судьбе этой героини должно взволновать зрителя?

- Здесь мы с актрисой тоже искали другие акценты. Какая девочка сегодня будет страдать по тому поводу, по какому страдает Валентина?! Не про это мы играем! Для меня Валентина - такой же светлый человек, как и Еремеев. Такой же незамутнённый и в некоторой степени нереальный, идеальный персонаж. И главное в её натуре - способность любить. Всех причём. Более того, Валентина, на мой взгляд, приносит себя в жертву. И это не оскорбляет, не унижает её, а, напротив, возвышает, поднимает над землёй. И свет, который исходит от неё, должен преобразить всех остальных.

И если нам с актёрами удастся сделать так, чтобы за бытовой канвой действия прочитывался духовный план, чтобы возникло ощущение того, что есть сила, которая выше нас, что у каждого есть душа, которая должна проснуться, я буду считать свою задачу выполненной.

P.S. Вместе с Виталием Стариковым над спектаклем работал заслуженный художник России Юрий Доломанов. В ролях: народная артистка России М. Русакова (Анна Васильевна), заслуженный артист России И. Кириллов (Помигалов), заслуженный артист России В. Бгавин (Шаманов), артисты В. Васильева (Валентина), Ю. Волкова (Кашкина), А. Огурцов (Еремеев), И. Нарожный (Мечёткин), А. Блискунов (Пашка), В. Володин (Дергачёв).

Наталья ПОЧЕРНИНА.
Газета «Смена», 2010 год.

01.12.2010, 711 просмотров.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • Управление культуры