Пресса

Виктор Слободчук: Задача СТД — забота об актёре

 27 марта — Международный день театра.

В конце минувшего года в Белгородском региональном отделении Союза театральных деятелей России состоялось отчётно-перевыборное собрание, на котором председателем правления этой общественной организации был избран художественный руководитель БГАДТ имени М.С.Щепкина, заслуженный деятель искусств России Виктор Иванович Слободчук. В канун Международного дня театра о планах организации и её председателя с ним побеседовал театральный обозреватель «Смены».

- Виктор Иванович, мои коллеги, узнав, что я буду проводить интервью с вами как новым председателем регионального отделения Союза театральных деятелей России, искренне удивились: зачем Слободчуку понадобилось возглавлять общественную творческую организацию? Неужели мало проблем у художественного руководителя БГАДТ?

- Есть некие знаки культуры в каждом регионе. И прежде всего это — наличие театра. Вот, скажем, приезжают гости, разного рода специалисты в Старый Оскол и спрашивают: «Есть ли в этом большом, современном городе театр?» Да, он есть! Театр для определённой аудитории, для детей и молодёжи, но он есть! И он формирует в городе совсем иное культурное пространство.
Есть театр и в Белгороде — постарше, пообъёмнее, и, говорят, неплохой. Мы-то уж точно знаем, что неплохой, потому что нам известно, какое он место занимает среди провинциальных театров России на полях театральных фестивалей, какие режиссёры и какие спектакли ставят у нас, что пишут о БГАДТ ведущие театральные критики...

И вот именно от того, как мы, профессионалы театра, работаем, являемся ли мы убогой периферией или хорошей провинцией, во многом зависит, как воспринимают нашу область в России. Эта задача — быть хорошей провинцией — нашим театром решена. Но при той смуте, которая существует сегодня в отношении к театру, к людям театра, к артисту, совершенно беззащитному, зависимому и от худрука, и от режиссёра, и от репертуара, есть только одна организация, где может актёр найти взаимопонимание, поддержку, воплощение своих чаяний. Это Союз театральных деятелей. Конечно, лучше всего, когда организацию СТД возглавляет маститый, авторитетный артист. Хорошо, если при этом он ещё и настоящий гражданин театра, который болеет не только за себя, но и за своих товарищей. А ещё нужен и хороший менеджер, который будет организовывать работу, рождать творческие идеи, привлекать к их реализации меценатов... И здесь надо признать, что в Белгородском отделении СТД России эта деятельность почему-то не сложилась.

Проработав много лет руководителем театра, я пришёл к выводу, что в сегодняшней ситуации необходимо поставить работу регионального отделения СТД на новые рельсы, по которым можно будет ехать дальше — по пути заботы об актёрах, об их максимальной творческой самореализации. Вот в этом я и вижу свою задачу на посту председателя организации.

- Если вспомнить историю Русского театрального общества, прототипа СТД, то обнаружится, что, помимо развития театрального дела в России, одной из его задач было «вспоможение нуждающимся театральным деятелям». Как и чем сегодня Союз помогает ветеранам сцены?

- Конечно, что-то делалось для наших ветеранов и раньше — организовывались встречи, подарки к праздникам... Но мне видится, что это всё должно быть по-другому, более достойно. Чтобы и путёвку в санаторий оплатить можно было, и экономически помочь — не банкой кабачковой икры, а чем-то более существенным, и встречи проводить так, чтобы после них в душе у человека осталось чувство, что он нужен, не забыт... Я хочу, чтобы в нашей организации теперь всё было всерьёз — и помощь ветеранам сцены в том числе.

- Как вы считаете, какие творческие проекты можно осуществлять на Белгородчине под эгидой СТД? Есть ли уже какие-то конкретные планы у нового состава правления региональной организации?

- Вот мы с вами говорили об актёрской зависимости... Это очень тонкий, сложный вопрос: один режиссёр видит этого актёра в какой-нибудь роли, а другой — совсем не видит. И поди разберись — кто прав?! А профессия актёрская жёсткая. Даже жестокая. Сегодня тебе двадцать лет — ты Офелия, а завтра тридцать — и ты Офелией уже никогда не будешь. Дать возможность артистам, прежде всего молодым, реализовывать себя не только в репертуаре театра, но и в других проектах, поддержать и творчески, и финансово, предоставить площадку, пригласить режиссёра, который помог бы того или иного актёра открыть, — в этом я вижу задачу творческой деятельности организации СТД. И такие проекты есть в планах. Актёры об этом знают.

28 марта все профессиональные театральные коллективы Белгородчины (БГАДТ, Белгородский государственный театр кукол, Старооскольский театр для детей и молодёжи) соберутся на щепкинской сцене, чтобы отметить Международный день театра. Он отмечается 27 марта. Но в этот день все мы работаем. А в понедельник будем праздновать - каждый коллектив покажет свой капустник. И обязательно поговорим о том, кто и с чем хотел бы поучаствовать в проектах СТД.

И ещё вот о чём я хотел бы сказать: у нас на Белгородчине уже есть немало людей, которые поддерживают театр, которые помогли организовать наш профессиональный театральный праздник. Мы их тоже пригласили на него — пусть придут, отдохнут, посмотрят, кому они помогают и что является результатом этой помощи. И, может быть, нам удастся сформировать круг меценатов, любящих театр и считающих делом чести помогать ему.

- Одной из программных целей СТД России является поддержка любительского театра. В настоящее время в Белгороде, после долгих лет затишья, наблюдается всплеск в этой сфере. Молодые люди создают любительские труппы, ставят спектакли на различных площадках, имеют свою публику... Как вы относитесь к этому процессу?

- Да чем больше любительских театров — тем лучше! Я-то ещё помню те времена, когда чуть ли не каждый школьный учитель ставил спектакли с детьми, были смотры, на которые школы представляли лучшие спектакли.

Хорошо, что сейчас любительский театр возрождается. И мне хотелось бы пожелать молодым режиссёрам и актёрам, чтобы их притягивали высокие начала, духовные ценности, чтобы они не крутились-вертелись только вокруг низменных проявлений человеческой природы, но даже и говоря об этом, вели своего зрителя к свету.

- Как журналист, давно пишущий о театре и внимательно наблюдающий за белгородской младожурналистикой, не могу не затронуть ещё одну тему. Часто молодые журналисты, которые пишут о театре, пытаются анализировать спектакли, обнаруживают недостаток специфических знаний в данной теме. Раньше при СТД России существовали семинары для молодых театральных критиков, где как раз и учили азам профессии, методологии написания рецензии. Есть ли они сейчас и как можно стать их участником?

- В СТД России есть целое направление работы с молодыми театральными критиками. Один из семинаров, например, ведёт хорошо известный белгородцам критик, постоянный участник Щепкинских фестивалей Наталья Давидовна Старосельская. Осенью этого года в Белгороде пройдёт очередной фестиваль «Актёры России — Михаилу Щепкину». И я бы посоветовал молодым ребятам, пробующим перо в театральной журналистике, побывать на обсуждениях спектаклей, на итоговой конференции фестиваля, которые проводят ведущие критики и театроведы. Их высочайший уровень критического анализа спектаклей — хорошая школа для тех, кто хочет писать о театре. Этой возможностью можно и нужно воспользоваться.

Я думаю, повышение профессиональных знаний журналистов в области театральной критики должно быть не только заботой Союза театральных деятелей, но и Союза журналистов, руководства СМИ и факультета журналистики БелГУ. А мы готовы к плодотворному сотрудничеству в этой сфере.

- В конце апреля состоится Всероссийский театральный форум. Если бы вам предоставилась возможность выступить на нём, о чём бы вы говорили в первую очередь?

- Я уже так давно работаю в театре, что сам эту возможность могу себе взять! А сказать хочется многое. Первое: до каких пор в нашем государстве будет продолжаться ситуация, когда люди, ответственные за принятие решений, не слышат театр? Что это, как не абсурд, когда театр, чтобы пригласить режиссёра на постановку, должен проводить тендер? Это что — лошадь, которую оценивают по зубам, по результатам скачек?! А нам говорят: проводите торги, кто дешевле, того возьмём. Я-то этого никогда не делаю, нас областные власти понимают и поддерживают... Но по закону положено именно так!

По нынешним законам театр вообще не может существовать - финансовые и деловые отношения театрального дела в России придуманы так, чтобы не было этого дела. Но, увы, федеральные власти не хотят решать эти проблемы.

Второе. Почему мы, театр, который умеет делать и спектакли яркой формы, и спектакли глубокого психологического содержания, не противопоставляем эти две традиции друг другу? А по телевидению, в прессе постоянно идёт какая-то борьба: или это, или то! Зачем? Не лучше ли перестать бороться и дать возможность расцветать всем цветам?!

И последнее. Я убеждён в том, что наша страна не может успешно модернизироваться, развивать нанотехнологии, если люди, в ней живущие, будут некультурны, необразованны, безнравственны, бездуховны... Вот об этом власти России должны думать в первую очередь. И принимать правильные решения. А для этого нужно услышать сегодняшний крик отчаяния культуры и искусства и, в частности, театра.

Наталья ПОЧЕРНИНА.
Газета «Смена», 2011 год.

27.03.2011, 465 просмотров.

  • белпресса
  • конкурс
  • Памятные даты
  • Госуслуги
  • Управление культуры
  • 2do2go.ru
  • Институт
  • likengo
  • Продажа билетов