Пресса

Взаимный дебют (о гастролях БГАДТ в Туле)

 08.04.2011
Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ.

Во вторник спектаклем «Горе от ума» в Туле открылись гастроли Белгородского государственного академического театра им. М. С. Щепкина.

Тульский академический театр драмы впервые принимает труппу из Белгорода на своей сцене. Такой же дебют предстоит и нашим актерам в театре им. М. С. Щепкина. Естественно, оба коллектива волнуются и накануне премьеры пожелали друг другу теплого приема и аншлагов. Судя по первому спектаклю, состоявшемуся на тульской сцене, эти гастроли для белгородцев пройдут удачно. Есть ощущение, что и наших актеров в Белгороде примут хорошо, ведь, как рассказали нам гости из этого города, театр там любят и в зале почти всегда аншлаги.

Белгородский театр относительно молодой, этот сезон для него лишь 74-й. Впрочем, молод он не вообще, а скорее относительно тульского театра, принимающего зрителей более двух веков. Наименование «академический», к которому белгородцы относятся очень трепетно, считая его почетным званием, присвоено театру в 1998 году.

С гордостью труппа носит и имя ее великого земляка Михаила Щепкина, следуя его художественным заповедям и традициям русского психологического театра. В этом году в Белгороде состоится всероссийский театральный фестиваль «Актеры России — Михаилу Щепкину».

Белгородский театр вообще частый участник различных фестивалей, в том числе и хорошо знакомого тулякам калужского фестиваля старейших театров России. Постановки и актеры регулярно удостаиваются наград разных уровней, а потому интерес к театру есть у многих режиссеров. Так, пьесу А. Островского «На бойком месте» в Белгороде поставил известный режиссер Юрий Иоффе. Этот спектакль туляки увидят во время гастролей.

Кроме того, в наш город белгородцы привезли «Вишневый сад» А. Чехова, «Горе от ума» А. Грибоедова, современную комедию«Кошки-мышки», детскую сказку «Принцесса-невидимка». Тула тоже представляет на белгородской сцене разножанровый репертуар: классическую постановку «Соколы и вороны», детский спектакль «Анчутка», комедии «Ужин дураков», «Шикарная свадьба», «Чао».

Согласно договоренности, в оба города поехали не облегченные гастрольные, а полноценные, то есть со всеми декорациями, спектакли. Так, в Тулу прибыли две большие фуры со всем необходимым. Да и труппа белгородского театра прибыла почти в полном составе: около 40 человек.

Игра в цитаты

Во вторник белгородцы открыли гастроли в Туле классической постановкой «Горе от ума». На родных подмостках этот спектакль идет уже довольно давно и считается в какой-то мере школьным в том смысле, что основную зрительскую аудиторию составляют именно учащиеся.

Кстати, белгородцы рассказали, что в определенные дни недели (среду и четверг) цены на билеты в их театр немного ниже, чем в выходные. Это так называемые социальные спектакли, доступные тем же школьникам, пенсионерам и всем. А по вторникам труппа сама выезжает в районы, где играет лайт-версии своих постановок.

Итак, белгородское «Горе от ума» — большое костюмное сценическое шоу с классическим текстом, от которого актеры ни на йоту не отступают. Недостающие эмоции компенсируются мимикой или редкими междометиями. Это хорошая проверка актерского таланта: поймет ли зритель без лишних слов, что имеется в виду. И зритель понимает: бессловесного Молчалина, недалекого Скалозуба, простоватую Лизу.

Но в центре всего сценического действия здесь, безусловно, господин Фамусов в исполнении народного артиста РФ Виталия Старикова. Он явно солирует во всех сценах, и благодаря актерскому обаянию невольно заставляет зрителя принять его сторону. Чацкий же (Игорь Ткачев) отчего-то больше смахивает на высокомерного щеголя, чем на молодого человека прогрессивных взглядов. А его пылкие монологи воспринимаются лишь на уровне школьной программы.

Классический текст Грибоедова, как известно, один из самых цитируемых в русской литературе. И многие зрители в зале невольно, кто одними губами, а кто уже громким шепотом, повторяют вслед за актерами знаменитые: «Что за комиссия, Создатель…», «А судьи кто?», «Минуй нас пуще всех печалей…» и так далее. Поиск цитат становится невольной игрой, в которую включаются зрители и которая помогает им легче следить за местами не очень внятно преподносимым текстом.

Вечерний прием в доме Фамусова, который является кульминацией пьесы, расставляет все по местам: «Карету мне, карету!» А в завершение — бенефис самого Павла Афанасьевича: «Ах, боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна?» Тут уж, кажется, и добавить нечего. «Гнусная российская действительность» вновь одержала верх над прогрессивной личностью.

Газета «Молодой коммунар», Тула

08.04.2011, 624 просмотра.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Год театра
  • Госуслуги
  • Управление культуры