Пресса

Неслучайное везение Марины Русаковой

28 октября на сцене Белгородского государственного академического драматического театра им. М. С. Щепкина состоится юбилейный бенефис народной артистки РФ Марины Александровны Русаковой.

Удивительное дело: беседуя с этой актрисой, отмечаешь про себя, как часто она повторяет: «Мне повезло». Удивляет это потому, что её путь на сцену отнюдь не был таким уж лёгким и приятным. Возможно, именно поэтому она и стала тем, кем является сегодня – ведущей актрисой Белгородского драматического, неоднократным лауреатом всевозможных театральных премий, признанным мастером сцены, в общем – Мариной Русаковой.

Само звучание этого имени стало своеобразным эталоном, в какой-то мере – знаком качества, знаком высокого профессионализма. Её детство прошло в далёком прибалтийском городе с нежным названием Лиепая. В детстве стать артисткой не мечтала, лишь в старших классах, занимаясь в театральной студии, остро почувствовала – вот оно, то, чем хотелось бы заниматься всю жизнь. После попыток штурмовать московские театральные вузы поехала в Воронеж, где с лёгкостью поступила на актёрский факультет тамошнего Института искусств. Этот факт Марина комментирует опять же: «Повезло». Повезло, что встретила педагога Виолетту Владимировну Тополага. Или это педагогу повезло с ученицей, трудолюбивой и старательной? Кто знает… Но важно то, что они нашли друг друга, и началась работа, долгая и кропотливая.

«Сложно было только на первом курсе», - коротко говорит актриса, и остаётся только чувствовать за этой фразой слёзы, которых никто не видел: оттого, что не всё получается, оттого, что приходится ломать себя, да и просто оттого, что так далеко мама, сестра, брат, родной балтийский берег… Но ни на одну секунду она не засомневалась в правильности выбора, ни разу ей не захотелось всё бросить и уехать домой. Чем-чем, а характером Марина всегда отличалась от сверстников, хоть и не каждый мог заподозрить его в этой такой мягкой внешне, светлоглазой и русоволосой девушке.

Следующее Маринино «повезло» - Белгород, май 1986-го. Везение заключалось во встрече с Виктором Слободчуком, директором Белгородского театра, и с Геннадием Косюковым, тогдашним главным режиссёром. Последний сразу увидел что-то в юной актрисе и с ходу дал главную роль в спектакле «Вся надежда». Она работала увлечённо, сумела обратить на себя внимание. Потом были «Спортивные сцены 1981 года», «Звёзды на утреннем небе»…

А потом она вышла замуж и родила сына. Возникли извечные вопросы театральных актрис всех времён и народов: сможет ли вернуться? не забыли ли зрители? вспомнят ли режиссёры? Марина, впрочем, переносила все назревшие проблемы со свойственным ей нордическим спокойствием. Воспитывала маленького Егора и уповала на своё везение.

И оно, конечно же, случилось. В лице режиссёра Феликса Бермана, искавшего свою Марту-Изабеллу в новый спектакль «Деревья умирают стоя». Я помню этот спектакль и помню актрису Русакову, поразившую меня тогда своей женственностью. Мы много говорим об этом качестве, но редко его наблюдаем. А тогда актриса, недавно ставшая матерью, буквально источала её: красивая, даже ангелоподобная, она двигалась по сцене необычайно плавно. Вот это и осталось в памяти: красота и плавность движений. И низкий, необыкновенно приятный слуху голос, тот, что сегодня белгородский зритель не спутает ни с чьим другим.
 
Потом в театр главрежем пришёл Юрий Чернышёв,у которого Марина сыграла Изольду в «Тристане и Изольде» - героиню «без страха и упрёка», под стать своему рыцарю; милую, беззащитную медсестру в пьесе А. Галина «Ретро». Но самой интересной, на мой взгляд, ролью того периода была Стелла в «Трамвае «Желание» Уильямса. Стенли играл Владимир Подмогильный, и их дуэт был весьма ярким и запоминающимся. О, эта Стелла-Русакова, неброская внешне, негромкая особа - вот уж в ком водились черти! Актриса смогла сделать то, что удаётся на сцене, в отличие от кино, очень редко: сыграть сдержанно, но так, что виден был в роли и второй план, и третий, и двадцать седьмой. Отношения с мужем, перед грубой страстностью которого она млела, отношения с невесть откуда взявшейся сестрой, раздражение от поведения которой Стелла так тщательно скрывала – всё было Русаковой вытащено из роли, традиционно не считающейся главной.

Помнятся в исполнении Марины Русаковой и Мадлена Бежар из «Кабалы святош», и Роксана из «Самой-самой», и Смельская из «Талантов и поклонников». Особняком стоит леди Капулетти в наделавшей шума постановке Михаила Мокеева «Ромео и Джульетта». Обычно мягкая Марина предстала настоящей хищницей с опасным блеском в глазах. Нелегко было Джульетте ослушаться такую мать – жёсткую, властную, чей крутой нрав подчёркивала внешняя яркость: необычный макияж, длинные, звериные ногти. Попав, благодаря режиссёру, в принципиально иную творческую атмосферу, Русакова доказала: всякого рода эксперименты на театре ей не чужды. Как говорится - и это она тоже может.

Очередное везение случилось в конце девяностых, и заключалось оно во встрече с Анатолием Морозовым, который приехал в Белгород для постановки тургеневского «Месяца в деревне». Этого режиссера Марина Александровна вспоминает сегодня с особым чувством - работа с ним дала актрисе очень много в профессиональном плане. В том спектакле Русаковой досталась роль Натальи Петровны, по праву считающаяся бенефисной. В её исполнении Наталья Петровна была не просто влюблённой женщиной: за свойственной актрисе сдержанностью рисунка роли таилась настоящая буря чувств.

Спектакль был удивительно одухотворённым, по-настоящему тургеневским. Изящество игры актёров, свет, пронизавший сцену, плетёная мебель – всё создавало лёгкую, романтическую атмосферу. И Марина смотрелась в этих декорациях удивительно гармонично. Ей вообще необыкновенно идут «костюмные роли». Она из тех актрис, что умеет носить платья с кринолином. И Огудалова в «Бесприданнице», и Москалёва в «Прощальной гастроли князя К.», и Ольга из «Трёх сестёр» - все они в исполнении Русаковой абсолютно точно пришли к нам из XIX века.

А королева Элинор («Лев зимой») и вовсе явилась нам из средневековой Европы. И кому же, как не Русаковой, с её прибалтийским спокойствием суждено было сыграть эту сильную женщину? Незабываемым был её дуэт с Виталием Стариковым, сыгравшим короля Генриха. На высоком градусе ими была сыграна и любовь двух венценосных особ, и взаимное непонимание, доходящее до настоящей ненависти друг к другу… Их сцены были самыми интересными, самыми волнующими в спектакле В. Андреева.

Что касается Жозефины из спектакля по пьесе И. Губача «Наполеон и Жозефина», то она как раз не была в исполнении Русаковой ни сдержанной, ни властной. Фонтан эмоций, заразительный смех, весёлые танцы – вот чем запомнилась героиня. Очень земная, очень искренняя, даже простоватая, в общем – настоящая верная спутница сосланного полководца. С актёром Андреем Тереховым, игравшим роль Наполеона, они составили замечательный, яркий дуэт. Неудивительно, ведь этих двух людей объединяет нечто большее, чем сценическое партнёрство. В браке, на редкость прочном по театральным меркам, они состоят уже 21 год. Сын Егор – студент пятого курса БелГУ.

Одна из самых значительных работ последнего времени – роль Раневской в спектакле Бориса Морозова «Вишнёвый сад». Это уже третья крупная работа актрисы, сделанная в сотрудничестве со знаменитым московским режиссёром. До этого была Гурмыжская в спектакле «Лес», поразившая московскую критику неожиданностью актёрского решения роли, да и просто молодостью. И одна из самых любимых героинь актрисы – Марья Васильевна Прибышева из спектакля «Заворожённое семейство», добрая, чувствительная, бесконечно верящая в незыблемость семейных устоев. Но вернёмся к чеховской Раневской. Красивая, уставшая женщина, вроде бы так всеми любимая, но бесконечно одинокая – такой мне показалась героиня этого спектакля. У Чехова нет однозначных оценок. Вот и Раневская Русаковой добра и эгоистична, искренна и фальшива одновременно. Работа актрисы в этой постановке заслужила высокую оценку московской критики на прошедшем только что фестивале « Актеры России – Михаилу Щепкину».

Мне кажется, Марине интересны роли, подобные Раневской, потому, что она сама – неплохой психолог. Ей весьма интересны движения человеческой души. При этом наша героиня отнюдь не витает в облаках. Быт, домашние хлопоты, воспитание сына – всё это занимает немалую часть жизни примадонны белгородской сцены. Кроме того, уже пять лет Марина Александровна Русакова – профессор Белгородского института культуры. Именно она стала первым в Белгороде педагогом, набравшим собственный актёрский курс летом 2011 года.И всё-таки главным в её жизни остаётся театр, где она сыграла уже несколько десятков ролей. Какими разными были её героини… И даже герои – вспомнить хотя бы очаровательного Малыша из детской сказки Астрид Линдгрен! Но всех их объединяло нечто неуловимое, «русаковское». Что это? Иронически-лукавый взгляд мудрых глаз? Железный характер под женственно-мягкой оболочкой? А может быть, чувство собственного достоинства, которое облегает её, как вторая кожа? Ответы пусть ищут её поклонники, внимающие ей уже четверть века. А сама актриса говорит вот что:

- Моя тема – любовь. И это вовсе не пустые слова, не красивая банальщина. В начале творческого пути это была, скорее всего, любовь к мужчине. После рождения сына я познала глубину материнской любви, изменилась очень сильно не только как женщина, но и как актриса. И сейчас всех моих героинь объединяет любовь. Какая? Не знаю… Возможно, просто любовь к этой жизни. Я бесконечно благодарна возможности играть на этой сцене, ежевечерне встречаться с моим любимым зрителем. Благодарю за это, в первую очередь, нашего руководителя Виктора Слободчука, который дал мне шанс 25 лет назад, а вместе с ним – весь коллектив театра за наше многолетнее сотрудничество.

Еще раз напомню: наша героиня скромна и любит повторять, что ей повезло в этой жизни. А мне думается, повезло всем нам, что народная артистка РФ Марина Александровна Русакова живёт и работает в Белгороде. От всей души поздравляем её с юбилеем – и личным, и творческим. Ведь именно сейчас актриса переживает подлинный расцвет своего таланта. Чем она порадует нас в ближайшие годы? Будем ждать…

Наталья НЕНЬКО.
Специально для сайта БГАДТ.

лес27.10.2011, 766 просмотров.

  • 75 лет
  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги