Пресса

Сказание о святителе ("Сказание о Иоасафе")

Уходящий 2011 год на Белгородчине стал годом масштабных празднований в честь 100-летия канонизации святителя Иоасафа. Этой дате были посвящены не только церковные, но и светские мероприятия: общественные форумы, научно-практические конференции, литературные чтения, творческие конкурсы, выставки, концертные программы... Белгородский государственный академический драматический театр имени М. С. Щепкина к юбилею прославления небесного покровителя Святого Белогорья подготовил спектакль «Сказание о Иоасафе».

Его премьера состоялась в день торжеств по случаю 100-летия канонизации святителя: «Сказание о Иоасафе» увидели белгородцы и гости города — участники праздничных мероприятий. Спектакль был включён в репертуар театра, и многие белгородцы, а также зрители нескольких районов области смогли его увидеть в текущем театральном сезоне.

«В этом спектакле театр пытается рассказать о жизни и духовном подвиге святителя Иоасафа, епископа Белгородского, - говорит заведующая литературно-драматургической частью БГАДТ, автор сценария «Сказания...» Людмила Кондратьева, - о его деятельном служении ближним, о его личном подвижничестве и огромном вкладе в устроение церковной жизни». Работа, на которую коллектив театра благословил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, была долгой, кропотливой и ответственной. Консультативную помощь в процессе постановки спектакля оказывал коллективу настоятель Преображенского собора Белгорода, протоиерей Олег Кобец.

- Спектакль построен на основе жизнеописания святого, - рассказывал в одном из интервью отец Олег. - Смысл его прост: средствами театра рассказать о том, как Иоасаф Горленко, будучи уроженцем Украины, получив воспитание в дворянской семье, выбрал путь духовного развития – монашество, стал архиереем. Показать, что святость не есть нечто запредельное, недостижимое, она складывается в конкретных исторических, бытовых отношениях - все зависит от внутреннего мира личности. В спектакле представлены сцены из обыденной жизни святителя, но каждая имеет вторую, духовную сторону: как Иоасаф принимал то или иное решение, реагировал на происходящие в семье и в обществе события, как исполнял свои обязанности епископ...

Поставили спектакль режиссёр театра Игорь Ткачёв и главный художник Марина Шепорнёва, над музыкальным оформлением работал заслуженный работник культуры РФ Руслан Родионов, а анимационные фрагменты создал Александр Коденцев. В синтезе драмы, музыки, сценографии и компьютерной графики рассказ о жизни святителя обретает эмоционально выразительную форму. Но главное — литературная основа спектакля даёт ёмкое и ясное представление о личности святителя. В сценарии Л. Кондратьевой, построенном как воспоминание Иоасафа о жизни своей, нашли отражение драматическая история казачьего рода Горленко, путь в иночество юного Иоакима, самоотверженная деятельность в чине настоятеля Мгарского монастыря и Троице-Сергиевой лавры, пастырское служение в чине епископа Белгородского и Обоянского...

Через весь спектакль проходит тема подвижнического делания, представляющего собой «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными» - именно так называется поэма Иоасафа Горленко, отрывки из которой звучат в «Сказании...». Постоянное борение с леностью душевной и телесной, с жестокостью и глупостью, с маловерием и праздностью в спектакле не просто декларируется, но настолько облечено в зримые, вещные формы, что напряжение духовной борьбы зритель ощущает почти на физическом уровне. Исполнитель главной роли, артист Михаил Новичихин, аскетизмом облика и хрупкостью сложения напоминающий своего героя, акцентирует огромную внутреннюю духовную силу Иоасафа, деятельную, взыскующую любовь к человеку. Он «рисует» его отнюдь не добреньким рождественским дедушкой, но «пастырем, жёстким в добре», способным не являть милости к не сотворившим милости, устыдить вельможу, преподать урок самой императрице. И слова епископа - то горькие, то обличающие, то наставляющие - звучат нередко как прямые обращения в зрительный зал, к сегодняшней пастве «богоспасаемого града Белгорода»...

«Мне кажется, что «Сказание о Иоасафе» должны посмотреть все белгородцы, - поделилась впечатлениями от спектакля Евгения, студентка факультета журналистики БелГУ. - К сожалению, мы по-прежнему «ленивы и нелюбопытны», и мало кто знаком с жизнеописанием святителя, имеет представление о личности и трудах Иоасафа. Спектакль же даёт зрителю понимание, почему этот человек был так почитаем при жизни и был канонизирован церковью. Один только момент, когда после смерти Иоасафа белгородский люд говорит, что из личных средств после него осталось только 80 медных монет, многое объясняет. Кроме того, в спектакле есть очень тонкие, проникновенные сцены, трогающие душу зрителя — например, когда маленькому Иоакиму (юный артист Алёша Пирогов так естественен и искренен в этой роли!) мама рассказывает о Христе, а после происходит видение Богородицы; когда Иоасаф в сане епископа, чувствуя приближение смерти, приезжает в родные Прилуки к родителям... Словом, спасибо театру за то, что он открывает нам высоту духа и глубокую человечность нашего небесного покровителя».

Просветительская миссия спектакля «Сказание о Иоасафе» была высоко оценена архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном. Коллективу театра за внимание к трудам и правдиво выстроенный образ святителя была вручена Благословенная Архиерейская грамота. Художественный руководитель БГАДТ В.И. Слободчук и заведующая литературной частью театра Л.В. Кондратьева удостоены медали РПЦ Святителя Иоасафа Епископа Белгородского Чудотворца (III степени). Кроме того, режиссер спектакля И.Е. Ткачёв награждён Благословенной миссионерской грамотой, а исполнитель главной роли М.В. Новичихин - Миссионерской грамотой.

« …Любовь засвидетельствовал всей своей жизнью святитель Иоасаф - епископ Белгородский, чудотворец. Этой любовью наполнились и мы благодаря таланту артистов и их стремлению передать глубину духовного посыла, оставленного нам сквозь время, - вручая награды коллективу БГАДТ, сказал архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. - Этот спектакль – окно в мир, который был духовно создан святителем Иоасафом, живое проникновение, необходимое каждому из нас, чтобы почувствовать силу живой воды, данную Евангельским Словом, которое проповедовал всю свою жизнь Святитель Иоасаф».

Наталья ПОЧЕРНИНА,
газета "Смена", 28 декабря 2011 г.

28.12.2011, 818 просмотров.

  • 75 лет
  • Bus.gov
  • белпресса
  • Год памяти
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры