Пресса

Когда в театре звучал колокол ("Сказание о Иоасафе")

Инициатива руководителя Белгородского театра В. Слободчука обратиться к истории собственного края и конкретной исторической личности - святителя Иоасафа Белгородского, совершавшего свои подвижнические труды в XVIII веке, нашла отклик у местных церковных и светских властей. Святитель Иоасаф (в миру Иоаким Андреевич Горленко) был высоко ценим еще при жизни за свои неистовые самоотверженные труды по возрождению крайне запущенной Белгородской епархии. Он являл личный пример ответственного отношения к ближнему и приложил много усилий для улучшения социально-этической и культурной сферы края. Сегодня в Белгороде он воспринимается как живая героическая историческая личность, с которой непосредственно связаны жители этой земли.

В годы неистового атеизма нетленные мощи святителя были изъяты из храма, где покоились со дня его погребения в 1754 году, и перевезены в Москву, в Музей Наркомзема на Петровке. Анастасия Цветаева вспоминала, как в 1924 году в витрине «...он лежал, остриженный под первый номер еле серебристой головы. Я видела образ его, и сразу узнала нос с горбинкой, строгие благородные черты. Высокого роста, епископ лежал обнаженный, с куском картона на чреслах, закрытые глаза - не видели, слава Богу! И стали мы с сыном-подростком ходить в Музей, прикладываться к мощам, стараясь делать это незаметнее. Думаю, мы не были единственными. (...) Куда перевезли мощи Св. Иоасафа Белгородского, целы ли они где-нибудь?» (8.VIII.90 г. Кясму, Эстония). Позднее мощи оказались в Музее атеизма и религии в Казанском соборе, а в 1993 году были вновь обретены и перевезены в Белгород Патриархом Алексием Вторым.

Стимулом к созданию спектакля послужило столетие со дня канонизации святителя Иоасафа. Празднование при служении литургии Патриархом Кириллом проходило в городе 16 сентября 2011 года и собрало более сорока тысяч горожан и паломников. Спектакль «Сказание о Иоасафе» вошел в текущий репертуар Белгородского театра. Долгую и напряженную работу по его созданию, по степени ответственности к работе, можно в полном смысле этого слова назвать подвижнической.

Пьеса «Сказание о Иоасафе» создана драматургом, заведующей литературной частью Людмилой Кондратьевой. Точные короткие диалоги определяют внутренний смысл происходящих на сцене событий. Сохранилось множество исторических свидетельств о жизни Иоасафа. Церковное Житие содержит конкретные события и свидетельства, характеризующие и неистовое духовное горение святителя, и его изнурительные труды, связанные с поездками по неустроенной епархии и помощью, оказываемой им многим конкретным людям. Его служение не было отшельническим, а было энергично-деятельным, физически изнурительным и духовно-прозорливым. В молодости он писал яркие, выразительные духовные стихи, которые звучат в спектакле. Испытывая острую необходимость в средствах для строительства храма, Иоасаф добрался до столицы и добился личной аудиенции императрицы Елизаветы, которая высоко оценила его незаурядный ум и духовную силу. Еще при жизни среди народа его считали святым, способным к сотворению чудес. Но Иоасаф, имевший суровый нрав, категорически пресекал и запрещал своим келейникам, рассказывать что-либо о помощи, в том числе духовной, оказываемой им людям.

Театр добился удивительных по своему образному воздействию эффектов, зрительного (при помощи сложной техники, в которой в объемные проекции вписывается фигура Иоасафа, идущего издали к зрителю по пшеничному полю и «сходящего» с экрана на сцену), музыкального (из церковно-служебных песнопений) и текстового, когда слова и все звучание спектакля начинает обладать бытийной силой воздействия. Деликатная режиссура Игоря Ткачева координирует все эти компоненты.

В спектакле, в момент его кульминации, происходит водружение белгородского колокола. Когда напряженное ожидание всех присутствующих разряжается первыми звуками колокольного звона, театр достигает вершины своего возможного чудесного воздействия: все присутствующие в зале вздрагивают, потрясенные его живым звуком, и ощущают себя не просто свидетелями, а участниками этого великого события. К слову сказать, колокол с красивым и богатым тембром звучания был специально заказан и отлит для этой постановки.

Сопричастность - в этом главное достоинство этого спектакля, если определять одним словом. Сопричастность собственной истории, ее явным и сокровенным смыслам - все это отражалось на лицах зрителей, сосредоточенных и потрясенных в конце спектакля. В присутствии официальной светской и церковной публики в День народного единства, 4 ноября, Епархиальные власти удостоили церковных наград театр и создателей спектакля. Среди почетных гостей в этот вечер в зале были Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн и губернатор Белгородской области Е.С. Савченко.

« ...Любовь засвидетельствовал всей своей жизнью святитель Иоасаф - Епископ Белгородский, чудотворец. Этой любовью наполнились сегодня и мы благодаря таланту артистов и их стремлению передать глубину духовного посыла, оставленного нам сквозь время. Этот спектакль - окно в мир, который был духовно создан святителем Иоасафом, живое проникновение, необходимое каждому из нас, чтобы почувствовать силу живой воды, данную Евангельским Словом, которое проповедовал всю свою жизнь святитель Иоасаф...», - сказал Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, обращаясь к артистам и зрителям.

Полагаю, что это первые шаги к успешному соединению «светского» и «священного» на театральной сцене. Подводя итоги первого успешного опыта, можно отметить ту новую роль и качество, которые может взять на себя театр в осмыслении национальной идеи и национальных ценностей. С другой стороны, честно говоря, я боюсь потока «житийных спектаклей», которые могут хлынуть на сцены театров. Думаю, что опыт белгородского театра в какой-то мере уникален. Многотрудный подвиг Иоасафа нашел отклик у зрителей всех возрастов, а, главное, в спектакле есть такая убедительность, которая пробуждает желание следовать путем Иоасафа.

Юлия БОЛЬШАКОВА,
Журнал "Театральная жизнь", №4, 2011 год.

31.12.2011, 578 просмотров.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • Управление культуры