Пресса

Правила жизни и профессии Ирины Драпкиной (Об актрисе И. Драпкиной)

Журнал "Страстной бульвар, 10". Выпуск № 7-147/2012Лица

Правила жизни и профессии Ирины Драпкиной (Белгород)

76-й сезон Белгородского государственного академического театра им. М.С. Щепкина стал бенефисным для заслуженной артистки России Ирины ДРАПКИНОЙ: в декабре 2011 года она отметила юбилей и подарила зрителям замечательную актерскую работу - роль нелепой, смешной, странной трагикомической клоунессы Кончетты Меле в премьерном спектакле режиссера Юрия Иоффе «Утешитель вдов». А три месяца спустя Ирина Драпкина вышла на сцену в новой роли. Петербургская интеллигентка Серафима Сергеевна, героиня спектакля «Портрет» встает на защиту не только семейной реликвии, но и домашнего очага, семейных традиций, Дома в высоком и почти забытом понимании этого слова...

«Работать с Ириной Залмановной - для меня какое-то незаслуженное счастье! - говорит режиссер спектакля «Портрет» Урсула Макарова. - На меня она производит впечатление магическое, завораживающее. Однажды на репетиции мне нужно было посмотреть,как монолог Серафимы Сергеевны сочетается с музыкой, все ли мизансценически правильно я придумала... Поэтому я попросила актрису просто пройти эту сцену, без включения эмоций... Обычно, если артистов просишь это сделать, они так и проходят сцену - формально. Но когда Ирина Залмановна стала произносить монолог - я не смогла сдержать слез. Она сама придумала его решение, которое мы не обговаривали, - через руки. Совершенно невероятные, удивительной красоты, летающие, поющие руки Ирины Драпкиной! У меня было полное ощущение, что под конец этого монолога актриса действительно взлетит! И, конечно, Ирина Залмановна очень тонко чувствует дух города, в котором происходят события спектакля, - ведь она родилась и выросла в Петербурге. И актриса очень бережно, с трепетным вниманием к мельчайшим деталям его поддерживает».

...Эту петербургскую выучку, приверженность строгим правилам заметили еще члены приемной комиссии Школы-студии МХАТ, определив амплуа Ирины Драпкиной так: «На роли героинь XVIII века». В самом ее облике, действительно, есть что-то не из нашего времени, не из нашей жизни: аристократическая красота, утонченная женственность, благородство осанки. К тому же мхатовские корифеи, как вспоминает Ирина Залмановна, учили студийцев не только правилам ремесла, но и высоким правилам жизни: «Это были представители истинной русской интеллигенции, что проявлялось во всем: в манере одеваться, ходить, говорить, общаться, существовать на сцене. И нам хотелось им подражать, выглядеть и вести себя так же, как они, - с достоинством и породистостью».

После окончания Школы-студии МХАТ Ирину Драпкину приглашали на работу в Ленинградский Большой драматический театр. Но молодая актриса отправилась во Владивосток - вместе с мужем, выпускником Высших режиссерских курсов Юрием Чернышевым. Потом в их общей судьбе были театры Ростова-на-Дону, Магадана, Калининграда, Кемерова, Гродно, Мурманска, Луганска...

«Конечно, столько раз начинать все заново - и в профессии, и в быту - было очень сложно, - говорит Ирина Залмановна. - Но я всегда верила Юрию Васильевичу как режиссеру, а он вел меня в профессии, давал мне возможность проявить себя, раскрыться полнее и ярче, потому что знал мой потенциал и то, как добиться необходимого результата. Я счастлива, что в тридцать с небольшим уже играла возрастные роли: Лидию Васильевну в «Старомодной комедии» А.Арбузова, Евдокию Великомученицу в «Доме» Ф.Абрамова... Когда драматургия дает тебе возможность рассказать о сути женского бытия, о страданиях и радостях, через которые проходит каждая из нас, это, безусловно, очень важно для актрисы».

...Свыше шестидесяти разных женских судеб воплотила на сцене Ирина Драпкина, около двадцати - в Белгородском драматическом театре. И многих ее героинь - и классических и современных - объединяет высокая мера отношения к жизни и самим себе, внутренняя чистота, приверженность Правилам жизни и Профессии.

Дебютом актрисы на белгородской сцене стала роль Елены в спектакле «Князь Серебряный». Ее героиня была воплощением чистоты и женственности, свечой во мраке, причастием для заблудших... А через месяц после этой премьеры Ирина Драпкина стала Розой Александровной в спектакле «Любви все возрасты...», где по-детски наивно, смешно и трогательно исполняла свой гимн Женщине... Бланш Дюбуа под «звонки» «Трамвая «Желание» улыбчиво умирала, как та птица из сказки про Соловья и Розу, что поет, нанизывая себя на острие шипа. И с этим умиранием из пространства жизни уходил воздух... А в «Царе Федоре Иоанновиче» ее Ирина, напротив, превращала вакуум вокруг государя в ореол тепла и света...

Потом были Домна Пантелеевна в «Талантах и поклонниках», Татьяна в комедии Н.Птушкиной «Пока она умирала», графиня Альмавива в «Женитьбе Фигаро», Кручинина в «Без вины виноватых»...

За хрупкостью женщин И.Драпкиной, их трогательной несуразностью, беззащитностью или взбалмошностью чувствовалась не менее основательная сила, своя женская правда. И гнется, да не ломится - это, пожалуй, про них.

А другая грань дарования Ирины Драпкиной - умение точно, ярко, свежо передать нерв характера и ситуации - с блеском проявилась в комедийных, острохарактерных, порой гротескных образах: Анна Андреевна в «Ревизоре», Сандырева в «Счастливом дне», Лида в «Кадрили», сваха Драга в «Докторе философии» и ее «коллега» Ханума в одноименном спектакле, мадам Аркати в «Неугомонном духе», леди Хэф в «Бале воров»... На международном фестивале «Золотой Витязь-2006» Ирина Драпкина получила диплом за лучшее исполнение роли второго плана (Хлестовав «Горе от ума»).

По-настоящему бенефисной стала для актрисы роль Хильды Шнеерберг в спектакле «Кабаре «Кармен» по пьесе Михаила Жилкина, которую драматург написал специально для белгородского театра. «Мы никогда еще не видели такой заслуженную артистку России Ирину Драпкину, играющую «железную Хильду» - деспотичную и в то же время уставшую от собственного деспотизма», - писали о спектакле в белгородской прессе.

«Мне очень близка пьеса Михаила Жилкина, - говорит Ирина Залмановна. - Ведь в центре ее сюжета - судьба человека искусства, а главная мысль - как легко убить художника. Каждый герой «Кабаре «Кармен» умирает: кто-то физически, кто-то духовно. Моя Хильда Шнеерберг - сильная женщина, знаменитый режиссер - мертва уже давно. Не зря же она говорит, что лучшие свои фильмы сняла в эпоху немого кино. А сейчас Хильда - автомат, тот самый «психофизический аппарат», в который онапытается превратить всех членов съемочной группы. Что ее сделало такой? Насилие. И она в ответ тоже, не считаясь ни с кем, творит насилие, растаптывает достоинство каждого, кто попадает под ее «железную руку». По Достоевскому, «деликатности и достоинству совесть учит», а Хильда - человек, освобожденный нацистскими вождями от «химеры под названием совесть». Но человек без совести становится духовным мертвецом. И в этом трагедия моей героини».

Роль Хильды была сыграна Ириной Драпкиной блистательно - ярко, сочно, в соединении напряженного драматизма и острой характерности. Кроме того, актриса была невероятно органична в стилистике кабаретного жанра, восхитительно эффектна в роскошных костюмах художника Андрея Климова, игрива, иронична и пронзительна - когда исполняла песенку Марлен Дитрих «Джонни»... Кстати, работая над этим вокальным номером, Ирина Залмановна брала у репетитора уроки образцового немецкого произношения. И эта маленькая деталь объясняет многое в характере актрисы Драпкиной, в ее правилах жизни и профессии...

«Люблю быть ученицей в каждой новой роли», - призналась она в одном из интервью. И это отнюдь не красивая артистическая поза. Это личное кредо, которое актриса всякий раз подтверждает своей работой. Встреча с режиссером Александром Огаревым, поставившим в Белгороде спектакль «Весенняя гроза» по малоизвестной ранней пьесе Т.Уильямса, заставила Ирину Драпкину снова стать прилежной ученицей, чтобы естественно существовать в материале, сотканном в синтезе комедии и трагедии, иронии и поэзии.

Актрисе прекрасно удалось прочувствовать жанровую природу и форму спектакля. В роли Лайлы Критчфилд она блистает мастерством трагикомической актрисы, рисуя эксцентричную старую деву гротесковыми красками. Лайла то напряженно прижимает ладони к плотно сведенным коленочкам, то экспрессивно разговаривает руками. Ее речь причудливо неестественна: она говорит придушенно тоненьким голоском, растягивая слова и неимоверно повышая тон в окончаниях фраз. Пластические кунштюки, интонационные «вывихи» Лайлы поначалу смешат до колик, пока не начинаешь понимать, что под маской странного существа эта женщина прячет глубокую рану, неизбывную боль, горькую обиду. В ней, как в кривом зеркале, отражаются молодые героини «Весенней грозы». Что-то подсказывает: в юности Лайла была свободная и страстная, как ее племянница Хэвенли, и душевно утонченная, как девушка из библиотеки Герта. Мир, грубый и жестокий, заставил Лайлу Критчфилд стать юродивой, которая на протяжении всего действия высказывает абсолютно трезвые мысли, но которую давно никто не слушает и не слышит.

Продолжение «театрального» романа щепкинцев с режиссером А.Огаревым подарило Ирине Драпкиной роль Прасковьи Петровны в спектакле «Метель». И, пожалуй, именно ей лучше других актеров поддались игровая стихия спектакля, ироничность ракурса, соединяющаяся с проникновенной жизненной правдой, острый гротеск и теплые, интимные краски исполнения в картинах, рисующих быт и нравы ненарадовских помещиков с их трогательной приверженностью незыблемым правилам бытия.

У Ирины Залмановны, как и у ее героинь, тоже есть незыблемые правила жизни. Ею невозможно не любоваться, не восхищаться: осанка прямая, причесана безупречно, одета стильно и со вкусом, на лице - улыбка.

«Актерская профессия - публичная, - отвечая на мой комплимент, говорит она. - Люди узнают нас на улице, здороваются, значит - надо выглядеть приподнято, эстетически соответствовать представлению зрителя об актрисе. Я каждое утро делаю зарядку, обливаюсь холодной водой. И очень радуюсь, что это правило мне соблюдать совсем не сложно!»

Правилам жизни и профессии заслуженная артистка России Ирина Драпкина старается научить и студентов Белгородского государственного института искусств и культуры, где она с прошлого года возглавляет кафедру актерского искусства. И сама учится у них - здоровому прагматизму, целеустремленности, оптимизму... И пусть этот взаимный процесс обучения, обмен энергиями опыта и молодости будет всегда гармоничным и обоюдно необходимым. Ведь это тоже правило жизни...

Фотогалерея

altaltaltalt

20.05.2012, 800 просмотров.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • Управление культуры