Пресса

Юрий Поляков: «Для драматурга каждый спектакль — новая жизнь его пьесы»

В минувшее воскресенье в Белгороде побывал известный российский писатель и драматург, главный редактор «Литературной газеты», член Совета при Президенте России по культуре и искусству, лауреат премии имени Н. Гоголя Юрий Поляков.

Автор пьесы «Одноклассница» посмотрел премьеру этого сезона — спектакль «Одноклассники», поставленный народным артистом России, главным режиссером театра Российской Армии Борисом Морозовым на белгородской сцене.

Пьесу, написанную Поляковым в 2007 году, сегодня ставят режиссеры многих российских театров от Калининграда до Владивостока. Вот уже три сезона она с огромным успехом идет в театре Российской Армии. С аншлагом прошла премьера «Одноклассников» и в нашем театре в сентябре.

Остросюжетная пьеса, сильная режиссура, смелая игра актеров, безусловно, сделают этот спектакль одним из самых ярких, зрелищных в афише театра.

Перед спектаклем Юрий Михайлович встретился с белго-родскими журналистами (о чем спросили известного писателя представители местных СМИ — далее в материале).

По окончании спектакля долго не прекращались овации зрителей. Еще больший восторг вызвало у публики появление на сцене автора пьесы. Юрий По-ляков, едва сдерживая волнение, обратился к актерам и зрителям:

— Что может сказать драматург, увидев свою пьесу поставленной и сыгранной так пронзительно, что у него на глаза навернулись слезы? Только одно — спасибо! Огромное вам спасибо! Я тронут.

Художественный руководитель БГАДТа имени М. С. Щепкина Виталий Слободчук в свою очередь поблагодарил Юрия Михайловича за то, что он приехал в наш город, чтобы специально посмотреть постановку своей пьесы.

— Очень хорошо, что мы можем общаться, глубже разговаривать на серьезные темы с писателем, общественным деятелем, неравнодушным к судьбе своей страны, — сказал Виталий Иванович. — В преддверии Щепкинского театрального фестиваля эта встреча для нас очень важна. Мы благодарны Вам, Юрий Михайлович, за то, что так заботливо относитесь к своим пьесам. Спасибо за доставленную радость видеть Вас на нашей премьере.

— Напротив, это я с большой радостью принял приглашение посмотреть ваш спектакль. Прямо из Испании — к вам, — так неожиданно началась беседа Юрия Полякова с журналистами. — Ведь для драматурга каждый новый спектакль — это новая жизнь его пьесы. А тем более пьеса «Одноклассница» (ее сценическое название «Одноклассники»), которая непросто пробивалась к зрителю. Когда я ее закончил в 2007 году, то стал предлагать в театры. Художественные руководители говорили мне: «Да, пьеса хорошая, кассовый успех будет ей обеспечен», но... вежливо отказывали под разными предлогами. Мне возвращали ее двенадцать раз. И так получилось, что впервые она была поставлена в провинции — во Владикавказе и Тобольске. А потом я предложил Борису Морозову. Тот, взяв ее у меня в обед, утром следующего дня уже позвонил и сказал: «Не отдавай никому — я ее поставлю». И поставил. И сегодня эта пьеса — одна из самых востребованных постановок.

— Юрий Михайлович, Вы вошли в советскую литературу как прозаик. Ваши повести «Сто дней до приказа», «ЧП районного масштаба» буквально взорвали общество восьмидесятых. Что заставило успешного прозаика к концу девяностых окунуться в драматургию?

— Пьесы-инсценировки я писать начал давно. Когда из поэтов перешел на тяжелый хлеб прозаика. В «Табакерке» поставили первый спектакль по моей пьесе «Сто дней до приказа». В ТЮЗе была поставлена «Работа над ошибками». Оригинальные же пьесы я начал писать, действительно, в конце девяностых. Что подтолкнуло? Мы с женой ходили в театры. Впечатление было ужасное. В то время можно было увидеть, к примеру, английскую комедию, сюжет которой, уже выходя из зала по дороге в гардероб, напрочь забывал. Были и постановки классиков, но в такой трактовке! Или пьесы из современной жизни, где в спектакле стояли на сцене бомж с алкоголиком и рассуждали о жизни. Словом, что мне вам рассказывать, все вы прекрасно помните девяностые годы. Я в это время как раз работал над сценарием к фильму «Ворошиловский стрелок» с Говорухиным. И Ульянов предложил написать пьесу, нормальную, чтобы можно было в театр прийти с семьей, с детьми. Мы написали «Смотрины». Но Ульянов не взял ее. И Говорухин предложил во МХАТ Дорониной. Вот уже двенадцатый сезон она идет там. Там же идет «Халамбунду». Сам я стал писать комедии для театра Сатиры. Сегодня вновь в моих планах — написать пьесу, из жизни. Прозу пока писать не буду.

— Вы успешно сочетаете писательскую и редакторскую деятельности. С Вашим приходом в «Литературную газету» в 2001 году она сильно изменилась. Вы придерживаетесь определенных общественно-политических взглядов. Очевидно, это отражается и на содержании газеты. Трудно ли Вам находить авторов для комментариев?

— Первое, что я сделал, став редактором «Литературки», вернул на первую страницу профиль Горького. Его же либералы убрали в начале девяностых, не спросив у народа. Оставили одного Пушкина. Мы же посоветовались с читателями и восстановили справедливость. А что касается взглядов, то «Литературка» — я бы сказал, полифоническая газета. В 2001 году я, например, обнаружил, что с начала девяностых годов имя Валентина Распутина не упоминалось в газете ни разу! Мы стараемся давать широкий спектр мнений на сложные проблемы патриотизма, государственности, публикуем отрицательные рецензии на труды писателей, придерживающихся самых разных политических взглядов.

Недавно вышла рецензия на фильм «Жизнь и судьба», которая не всем понравится. На роман Улицкой — у нас вышла первая отрицательная, я бы сказал, объективная рецензия.

— Юрий Михайлович, почему в нашей огромной стране так мало современных хороших пьес? Не родились драматурги? Когда же будет всплеск драматургии, подобно чеховскому периоду, горьковскому, булгаковскому, вампиловскому?

— Вот Вы вспомнили Вампилова. Я вам скажу, что в театрах Москвы самый современный драматург — Вампилов, который создал все свои пьесы в шестидесятые годы. Есть много постмодернистских пьес, которые на большой сцене никак не поставишь. Их стали выносить на лаборатории, где сидят двадцать человек — друзья, коллеги — и слушают автора. И как может развиваться после этого драматургия? Я считаю, что государство должно обязать театры: треть репертуара — современная драматургия. И драматургов, особенно провинциальных, поддерживать конкурсами, грантами.

— Для Вас важна была временная привязка в «Одноклассниках»? Почему герои афганской войны?

— А мне было важно рассказать именно о том поколении. У моих героев, которым было по двадцать лет в перестроечные годы, очень драматичная судьба. Им многое пришлось пережить. Мне в то время было уже тридцать. Сформировавшаяся личность. А вот им, восемнадцатилетним, уходившим на Афганскую войну и пришедшим по сути в новое государство — было очень трудно. Многих жизнь ломала, рубила пополам. Пьеса мне очень дорога. Я в нее вложил свое представление о жизни, мысли о том, куда мы идем. Я еще раз хочу поблагодарить театр за постановку пьесы. Хотел бы закончить таким метафоричным сравнением. Когда ты держишь в руках вышедшую книгу, еще пахнущую типографской краской, то ощущения можно сравнить с дегустацией сухого вина. А когда ты видишь на сцене поставленную пьесу — это хороший стакан водки.

Марина УСЕНКОВА,
газета "Наш Белгород", № 80(1370).
Фото автора.

10.11.2012, 588 просмотров.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • Управление культуры