Пресса

Гнев богов

Как приятно всё-таки смотреть в театре пьесу свежую, незаигранную, с непредсказуемым сюжетом и неожиданной развякой! Пьесу, только-только вышедшую из-под пера драматурга... Юрий Поляков предоставил БГАДТ имени М. С. Щепкина право первой постановки своей только в сентябре законченной пьесы «Как боги».

Правда, это первенство разделил с белгородцами Пензенский драматический театр, обидно опередивший их с премьерой на один день.

Сидящим в зале не даёт подсказки ни туманное название пьесы, ни сценография — интерьер в китайском стиле, с древними гравюрами, медными сосудами, раздвижными ширмами и романтическим театром теней (художник-постановщик М. Шепорнёва). Неведомо: кто выйдет на сцену? О чём будет эта история? Можно только предположить, что ничего хорошего героев не ждёт — ведь словами «будете, как боги» соблазнил первых людей дьявол, вследствие чего произошла печальная цепь катастроф...

Сцена из спектакля «Как боги» в БГАДТ им. Щепкина

В спектакле режиссера Игоря Ткачёва собран ансамбль опытных актёров, достойно дополненный новыми в труппе артистами — Д. Ковалевской и Н. Ильдиряковым (Алёна и Максим). В центре сразу нескольких «любовных треугольников» оказывается Вера Николаевна (Н. Пахоменко), жена бывшего дипломата, а ныне — переводчика-китаиста, пьяницы Гаврюшина. Неравнодушны к элегантной Вере, дающей уроки делового этикета, её ученик — «самородок из Сибири» Бударин (Д. Гарнов) и приятель мужа бизнесмен Непочатый (И. Нарожный). А для дочери Алёны Вера вообще становится тайной счастливой соперницей...

 Вера Николаевна Гаврюшина — Надежда Пахоменко

Мечтой жить «как боги» — брать всё лучшее, делать, что хочешь — одержим Артём Бударин, своим появлением буквально взрывающий устоявшийся быт семьи. Была у него, видите ли, в детстве любимая книжка — «Мифы Древней Греции»... Вера предупреждает, что цена гордого «хочу» всегда была одна — убийство, предательство, измена. Но это знание не убережёт и её саму... За внезапно вспыхнувшее чувство к Артему Вере придется заплатить страшно и непоправимо.

Дарья Ковалевская в роли Алёны

Одна из линий сюжета восходит к античному мифу о Пигмалионе и Галатее, только в качестве «скульптора», воспылавшего страстью к своему творению, выступает у Полякова женщина. Исполнительница главной роли Н. Пахоменко играет холодную, умную женщину, которую по разным причинам устраивает жизнь с вечно пьяным и нелюбимым, как выяснилось, мужем.

Артём Бударин, самородок из Сибири — Дмитрий Гарнов

Мы видим внезапный расцвет её женственности, когда влечение Веры к Бударину оказывается взаимным. (Кто здесь «статуя», а кто оживляющий её своим даром «скульптор»? ) Но... во втором действии актриса вдруг вспоминает привычные штампы и начинает «выдавать истерику».

Вера и Артём (Пахоменко и Гарнов)  Алёна и Артём (Ковалевская и Гарнов)

Персонаж Д. Гарнова — способный менеджер из провинции, которого крупный бизнесмен Непочатый хочет сделать «своей левой рукой» в холдинге. Для этого Бударина нужно «окультурить». Актёр, показалось, чрезмерно педалирует неотёсанность Бударина, с отвисшей челюстью глазеющего на симпатичных женщин или выдающего какое-то утробное ржание. Выглядит это не очень хитрой «маской», которая настолько мешает артисту, что тот без раздумий отбрасывает её при любом удобном случае, из мужлана превращаясь в мачо — и обратно. Причём без прохождения курса этикета!

Игорь Нарожный в роли крупного бизнесмена Непочатого

Спектакль населён интересными персонажами. Максим — сын Гаврюшина от первого брака с Алевтиной (Э. Ткачева) — совершенно никчемный прожигатель жизни и растратчик папашиных денег, затевающий и проваливающий то один, то другой нелепый бизнес-проект. Николай Ильдиряков играет подчеркнуто гротескно, местами действительно смешно. Но порой навязчивые движения, эти бесконечные прикосновения к лицу, глаза в угольных кругах заставляют задуматься о душевном здоровье персонажа. К чему актёру эта «краска», неведомо.

Алевтина Мак-Кенди, первая жена Гаврюшина — Эвелина Ткачёва

Хороша в роли энергичной, неунывающей и довольно авантюрной Алевтины Эвелина Ткачёва. Дарья Ковалевская убедительно сыграла юное существо, на первый взгляд циничное, но в душе романтичное и ранимое. В несчастную любовь её Алёны к Бударину как-то вот сразу веришь... Как и в ревность к Бударину Непочатого (И. Нарожнего) — даже в небольшой и не главной роли актёр сумел сыграть достойную внимания «историю» персонажа.

Леонид Иванович Гаврюшин, отставной дипломат — засл. арт. РФ Виталий Бгавин

Но, пожалуй, самый симпатичный персонаж спектакля — пьющий философ Гаврюшин (засл. арт. РФ В. Бгавин), благодаря двум своим профессиям давно научившийся видеть ложь и спасаться от неё в мире поэзии и алкогольного дурмана.

Игорь Нарожный и Надежда Пахоменко в премьерном спектакле БГАДТ им. Щепкина «Как боги»

Стихи древних китайских авторов то и дело звучат над сценой, не растворяясь в воздухе спектакля бесследно, а создавая в нём иное пространство — красоты, любви, чувственности. Гаврюшин всё видит и всё понимает, но ко всему относится по-конфуциански, — в том числе и к измене жены. Он неглуп, ироничен, направо и налево сыплет перлами остроумия, на удивление трезво (!) давая оценки людям... Однако бронзовые сосуды, украшающие кабинет китаиста, — жертвенники «эпохи Троецарствия» — зловеще поблескивают, словно заждавшись крови...

Алёна — Дарья Ковалевская

Спектакль «Как боги» — конечно, мелодрама. Насыщенная россыпью довольно удачных острот, забавная, остросюжетная и даже вроде как с каким-то нравственным посылом. Отдав должное своему тайному увлечению, между запретной страстью и дочерью Вера Николаевна выбирает дочь, не желая быть её соперницей. И... не может вынести, когда отвергнутый любовник вдруг женится на её дочери. Кстати, побуждения любовника неясны: или Бударин неразборчив в своей любвеобильности, или мстителен, или ещё что?..

Максим, сын и начинающий бизнесмен — Николай Ильдиряков

Впечатление от спектакля немного подпортил чрезмерно убойный — причём в прямом смысле слова — финал. Алёна внезапно разоблачает любовную связь матери с её мужем, она в отчаянии бежит из дому... И — взрыв «Ягуара» во дворе, куда выбежали оба молодожёна.

Виталий Бгавин в роли Гаврюшина

Ужас присутствующих, обморок Веры. Заказное убийство? Направленное против кого — глуповатого «кошкодава» Максима или Бударина, завязавшего мутные связи с чеченским банкиром и перекачавшего в его банк значительную часть денег своего патрона Непочатого? Но кто же его заказчик?..

Финальная сцена спектакля «Как боги» в постановке БГАДТ им. Щепкина

Финальная сцена спектакля: Вера и Гаврюшин молча сидят на кушетке, а между ними новое лицо — девочка с бантиками, зажавшая под мышками палку от швабры, — для осанки. Понятно, это дочь Веры от Бударина, восполнившая Гаврюшиным семейную утрату. Всё вернулось на круги своя — человек не может преодолеть обстоятельств собственной жизни, каким бы «богом» он себя не вообразил...

В Белгороде представили премьеру спектакля «Как боги» Юрия Полякова в постановке Игоря Ткачёва

На премьере спектакля в БГАДТ имени Щепкина присутствовал сам автор пьесы — Юрий Поляков, благосклонно отнёсшийся к её воплощению нашими актёрами.

Специально для А-фишки, Варвара Белкина
Дата публикации: 01.12. 2013 г.

01.12.2013, 706 просмотров.

  • белпресса
  • клуб31
  • конкурс
  • Памятные даты
  • Госуслуги
  • Управление культуры
  • 2do2go.ru
  • Институт
  • likengo
  • Продажа билетов