Пресса

«Гамлет» – на все времена

Сегодня, 23 апреля, мир отмечает знаменательную дату – 450-летие со дня рождения Уильяма Шекспира, гениального английского драматурга и поэта. К юбилею классика Белгородский академический драматический театр имени М.С. Щепкина подготовил премьеру «Гамлета».

Поставил трагедию московский режиссер, народный артист России Валерий Белякович. В 2010 году он стал лауреатом Премии Правительства РФ за цикл спектаклей «Шекспир на рубеже веков». Постановки мастера с успехом идут в театрах России, Японии, США. «Гамлет» – третий его спектакль на щепкинской сцене, после трагифарса «Куклы» и драмы «На дне». 

                               Вечные вопросы

К творчеству Шекспира режиссер Белякович впервые обратился в 1984 году. О его «Гамлете» на сцене московского Театра на Юго-Западе ходят легенды. Мастер знает ответ на вопрос, в чем секрет притяжения британского гения: «Шекспир затронул в своем творчестве все основные проблемы человеческого бытия».

Валерий Белякович поставил белгородского «Гамлета» (в переводе Бориса Пастернака) в рекордно короткий срок – за две недели. Он к тому же и автор художественного оформления спектакля. Сценография лаконична и в то же время многозначна. Тринадцать черных блестящих труб по ходу действия превращаются в колонны в королевском замке в Эльсиноре, в мачты корабля, в метафору пошатнувшихся основ мироздания, а в финале – в жерла пушек, направленные прямо в зрительный зал. Хореография, музыкально-звуковая палитра, игра света, то тревожно-синего, то кроваво-красного – все это создает атмосферу погружения в стихию шекспировской трагедии.

Режиссер отказывается от, казалось бы, эффектных атрибутов реквизита – в спектакле нет ни кубка с ядом, ни шпаг, ни черепа Йорика. Избегая детализации, постановщик подстегивает воображение зрителей. Знакомство режиссера со Страной Восходящего Солнца не прошло бесследно – в пластическом рисунке спектакля ощущается влияние японской эстетики.

События, происходящие в Эльсиноре, перекликаются с реалиями XXI века. «Дания – тюрьма»: здесь в ходу слежка, доносы, интриги, политические убийства. Спектакль со всей остротой ставит проблемы власти и закона, конформизма и инакомыслия, преступления и наказания, любви и измены, чести и подлости, мести и прощения, жизни и смерти. Вечные вопросы – и каждый век ищет на них свои ответы. А главный вывод трагедии актуален для всех времен: правитель, попирающий нормы человеческой морали, теряет все – любовь, корону, жизнь, государство. Печальный итог: Дания оказывается по сути оккупированной норвежцем Фортинбрасом (Антон Ермак).

                         Испытание Шекспиром

В спектакле занят интересный актерский ансамбль. Роль Гамлета, одна из сложнейших в мировом драматургическом репертуаре, – удача молодого актера Дмитрия Беседы. Его принц датский умен, ироничен, импульсивен – и бесконечно несчастен и одинок «в смертной схватке с целым морем бед».

Исполнителям удалось показать неоднозначность шекспировских персонажей: и короля-братоубийцы Клавдия (Игорь Ткачев), и разрывающейся между сыном и новым супругом королевы Гертруды (Эвелина Ткачева), и дворцового интригана Полония (Виталий Бгавин), и взывающего к мести Призрака отца Гамлета (Иван Кириллов), и хрупкой Офелии (Оксана Катанская), и горячного Лаэрта (Антон Блискунов).

Энергетика, исходящая со сцены, пронизывает зал. Стремительный темпоритм спектакля держит зрителей в напряжении до самой развязки.

Валерий Белякович вновь подтвердил репутацию режиссера, умеющего удивлять и восхищать. Каким-то непостижимым образом ему удается органично сочетать верность театральным традициям и смелый эксперимент. «Гамлет» – постановка, которая по силам далеко не каждому театру. Это своеобразный экзамен на зрелость, и щепкинцы его выдержали.                                                                                     

Элла САРКИСЬЯНЦ,
газета «Аргументы и факты-Белгород», 23 апреля 2014 г.

США23.04.2014, 778 просмотров.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • Управление культуры
  • 2do2go.ru