Пресса

Последний солдат

Проблема войны и мира в наше тревожное время волнует каждого. В своей новой постановке «Сыновья моих братьев» по пьесе известного в Сербии драматурга, кинорежиссера Синиши Ковачевича «Сербская драма» БГАДТ имени М.С. Щепкина обратился к теме, которая сегодня звучит с особенной остротой.

На белгородской сцене драму поставила московский режиссер Елена Оленина. Ее сотрудничество с щепкинцами началось в прошлом сезоне спектаклем «Сорок первый» о событиях Гражданской войны в России.

Пьеса «Сербская драма» привлекла внимание Белгородского театра благодаря российско-сербской программе «Вместе перед занавесом». Коллеги из Национального театра города Ниша, побратима Белгорода, предложили щепкинцам несколько пьес современных сербских авторов. Выбор пал на антивоенную драму Ковачевича. Ее экранизация, снятая автором, получила в 2007 году награды российского кинофестиваля «Золотой витязь».

Павшие и живые

Новая постановка «Сыновья моих братьев» – о человеке на войне, его боли и страданиях. В истории одной сербской семьи, как в зеркале, отразились трагические события на Балканах – в трех войнах кровопролитного двадцатого века погибают все мужчины рода Сречковичей.

Вместе со старым крестьянином Обрадом – в его роли заслуженный артист РФ Иван Кириллов – зритель попадает из мира живых в мир мертвых. Их разделяет зыбкая грань. Декорации художника Мариной Шепорневой погружают в атмосферу мистерии – так определила жанр постановки режиссер Елена Оленина.

Обрад находит не только своего сына Милана (Дмитрий Беседа), но и дядю (Роман Рощин), и брата (Илья Васильев). Не в райской обители оказались души погибших в разных битвах воинов. Вдали от родного края, они томятся там, где никогда не встает солнце.

Спектакль заставляет о многом задуматься. Ужас войны в том, что умирают восемнадцатилетние солдаты, ничего не успевшие в этой жизни. Потери невосполнимы. Печальный итог – нерожденные поколения. Трагедия – для человека, для страны. Как откровение звучит диалог дяди и младшего Милана Сречковича: «Есть ли что-то благороднее, чем умереть за Родину? – Есть… Жить для нее».

Войне Елена Оленина противопоставляет мирную жизнь с ее простыми радостями. Режиссер расширяет пространство постановки, вводя в спектакль видеоинсталляции. Сербские мелодии и песни (музыкальное оформление Руслана Родионова) придают спектаклю национальный колорит и задушевность.

Сабля и крест

В «Сыновьях моих братьев» – всего шесть действующих лиц, при этом все роли – мужские. Неоднозначный образ-символ создает актер Дмитрий Евграфов. Его персонаж, майор Вукашин Катунац – вечный воитель, глашатай войны. Он и на том свете не дает покоя погибшим. Пик роли – сцена перевоплощения майора в архангела Михаила. Белая рубаха – вместо военной формы, сабля превращается в крест. Значит, ни один серб уже никогда не погибнет на поле боя?

Режиссер предлагает финал еще более жесткий, чем у драматурга. Под пушечные раскаты лейтенант Михайло (Алексей Колчев) врывается на сцену. В мире мертвых – новые жертвы, новый майор Катунац. Война продолжается. Все повторяется из века в век…

Спектакль «Сыновья моих братьев» выходит за рамки сербской истории и наполняется общечеловеческим смыслом. Постановка Белгородского театра, в которой есть и философская глубина, и тонкая символика, и грустный юмор, – это поиск дороги к миру. При всем трагизме происходящего на сцене у зрителя не возникает чувство безысходности. Спектакль оставляет надежду.

Элла САРКИСЬЯНЦ,
«Аргументы и факты-Белгород», № 50, 9 декабря 2015 г.

10.12.2015, 864 просмотра.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • Управление культуры