Пресса

Один день из жизни князя Мышкина. Один вечер из жизни каждого из нас.

11 и 12 ноября на сцене Белгородского государственного академического драматического театра имени Щепкина — премьера спектакля «Идиот». Проект долгосрочный и долгожданный — репетиции начались больше года назад и проходили блоками. Художественный руководитель театра Виталий Слободчук во второй раз пригласил на постановку Семёна Спивака — художественного руководителя другого театра, Санкт-Петербургского Молодёжного театра на Фонтанке.

Два года назад Спивак, который крайне редко работает на других площадках, помимо родной, питерской, поставил в Белгороде «Касатку». Спектакль имел большой успех, а труппа очень подружилась как с Семёном Яковлевичем, так и с его помощницей, режиссёром Марией Мирош. Мария Геннадьевна внесла огромный вклад в постановку «Касатки» и безмерно много времени и сил посвятила работе с артистами в процессе воплощения романа Достоевского на щепкинской сцене.

И вот — итог. Уже сейчас, после генеральных прогонов, на которые были приглашены зрители, после первого дня премьеры, можно сказать, что «Идиот» обещает стать главным событием 2017 года в БГАДТ.

Неторопливое действие романа в версии Спивака становится стремительным и динамичным. Это подчёркивает и «обрамление» спектакля. Начало — знакомый звук включения операционной системы Windows, на огромном экране-заднике загружается компьютерная игра.

Мы оказываемся внутри неё вместе с князем Мышкиным (Дмитрий Беседа), который так нелепо выглядит на фоне техногенной картинки в своих пёстрых плаще и шляпе. Но тут же действие уносит нас в настоящий мир девятнадцатого века, мир Достоевского, где все персонажи смотрят со стороны на героя — а герой уже познакомился с Рогожиным (Дмитрий Гарнов) и Лебедевым (Дмитрий Евграфов) в купе поезда. И обстоятельства неумолимо понесут его к самому финалу спектакля, в котором снова возникнет та самая компьютерная игра.

Семён Спивак — режиссёр, увлечённый актёрами. Ощущение единения, так называемая «ансамблевость», для него очень важна, и это, бесспорно, получилось в «Идиоте»,  в котором занята практически вся труппа театра. Вместе с этим отчётливо выделяются в спектакле несколько ярких актёрских работ.

Прежде всего сильная, брутальная фигура Рогожина в исполнении Дмитрия Гарнова, который из молодого героя щепкинской сцены быстро превращается в зрелого мастера. Прекрасен, разнообразно интересен дуэт супругов Иволгиных, которых играют заслуженные артисты России Ирина Драпкина и Иван Кириллов — такими мы ещё не видели их, пожалуй.

А в том, как, устало вздыхая, говорит заслуженная артистка России Оксана Бгавина (Епанчина): «Я добрая», есть такая блестящая ирония, что невольно улыбаешься… Много, очень много актёрских открытий принёс нам «Идиот». Например, все дочери — Епанчины (Нина Кранцевич, Наталья Чувашова), которые в своей стайке всё же имеют совершенно разные лица и разные истории, особенно драматична Аглая — Дарья Ковалевская.

Глубоко, нервно играет Ганю Иволгина Антон Блискунов. Но солируют в спектакле, как это и должно быть, двое — Дмитрий Беседа и Вероника Васильева, исполнившие соответственно роли князя и Настасьи Филипповны.

Казалось бы, совсем недавно мы видели дуэт этих артистов в «Безымянной звезде», но здесь он делает вещи невероятные, поднимаясь во втором акте до удивительной трагической высоты. Историю Настасьи Филипповны мы проживаем за короткое время её сцен, абсолютно веря ей, сочувствуя ей, открываясь навстречу этому лицу, которое, даже смеясь, не теряет какой-то постоянной, вечной черноты во взгляде.

В противовес ей Мышкин смотрит на мир открыто и по-детски весело, отчего часто хочется спрятать его от драматичных, «взрослых» событий спектакля. Но спрятать не удаётся, и одно из самых сильных мест спектакля — когда Настасья Филипповна бессильно роняет голову на плечо князя и несколько долгих мгновений они стоят так, и в их молчании есть так много глубины, души, любви, что аплодисменты в зале возникают сами собой.

А какой финал выстроил Семён Спивак героине Вероники Васильевой — это описывать мы не будем, потому что вы обязательно должны увидеть это сами. Бесспорно лишь то, что роль Настасьи Филипповны станет одной из лучших, если не самой-самой, из всех работ этой актрисы, постоянной героини белгородской сцены.

Говоря об этом спектакле, нельзя не отдать должное музыкальному оформлению. Музыка Антонио Вивальди, Карла Дженкинса, «Пинк Флойд» создают потрясающую атмосферу: в ней и любовь, и страсть, и обречённость, а начальная и финальная тема хора «Мой духовный сад», исполняемая артистами, отсылает зрителя к гармонии и покою, к всепрощению и радости…

У Семёна Спивака Достоевский очень живой — иного слова не подобрать. На сцене — кусок жизни, в котором так много непохожих друг на друга людей любят, страдают, жаждут, уходят, возвращаются, прощают…

Подзаголовок спектакля: «Один день из жизни князя Мышкина», и это, без сомнения, важное уточнение, поскольку перед нами на сцене предстаёт лишь начало романа. Но «Идиот» БГАДТ получился удивительно цельным, гармоничным, самодостаточным.

А, впрочем, просто купите билет и решите, согласны ли вы с автором по поводу спектакля, о котором так трудно писать.

Специально для А-фишкиНаталья Ненько (фото Андрея Зотова),
12 ноября 2017 г.

16.11.2017, 71 просмотр.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • клуб31
  • конкурс
  • Памятные даты
  • Госуслуги
  • Управление культуры
  • 2do2go.ru
  • Институт
  • likengo