Пресса

Семён Спивак: Трудно быть светлым, когда вокруг столько агрессии

11 и 12 ноября в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М. С. Щепкина состоялась премьера спектакля «Идиот» по одноимённому роману Ф. М. Достоевского. Его поставил художественный руководитель Санкт-Петербургского молодёжного театра на Фонтанке, народный артист России Семён Спивак

Семён Спивак: Трудно быть светлым, когда вокруг столько агрессии
Семён Спивак. Фото Андрея Зотова

Сотрудничество театра с известным российским режиссёром и педагогом началось в 2015 году. Тогда в БГАДТ был поставлен спектакль «Касатка» А. Н. Толстого, который третий сезон пользуется большим зрительским успехом, принёс ему признание на многих международных и всероссийских театральных фестивалях.

По инициативе режиссёра творческое сотрудничество было продолжено постановкой спектакля «Идиот». Работа над ним шла в театре более года. Вместе с Семёном Спиваком над постановкой работали ассистент режиссёра Мария Мирош и художник Дарья Горина (Санкт-Петербург). Перед выпуском премьеры руководители театра пошли на беспрецедентный шаг, отменив в первую декаду ноября все стационарные представления. И первый показ спектакля «Идиот» по совершенно случайному совпадению был назначен на 11 ноября – день рождения Ф. М. Достоевского.

Накануне премьеры режиссёр дал эксклюзивное интервью для «БелПрессы».

Спектакль «Идиот».
Спектакль «Идиот».
Фото Дарьи Тонконоженко

— После «Касатки» продолжения творческого сотрудничества с Вами ждали и артисты, и поклонники Белгородской драмы. Были разные предложения, но в итоге остановились на «Идиоте». Почему?

— Наверное, потому что меня очень волнует тема добра и света. Я думаю, это самая важная сегодня тема. Наш мир, как мне кажется, стремительно темнеет. В романе «Идиот» Достоевский поставил эксперимент: что выйдет, если в нашей жизни вдруг появится светлый, открытый, непосредственный, добрый человек. Вышло очень грустно.

А кроме того, после знакомства с театром я понял, что инсценировка романа «Идиот» прекрасно раскладывается на актёрские индивидуальности белгородской труппы. Я был уверен, что у нас получится классный спектакль!

— «Положительно прекрасный человек», «князь Христос», – так говорил о своём замысле главного героя Достоевский. И признавался: «Труднее этого, по‑моему, быть ничего не может, в наше время особенно». А каково в наше время вывести на сцену такого героя? Чтобы зритель принял его, сочувствовал ему, соизмерял себя с ним?

— Достоевский в начале работы над романом хотел поместить в события XIX века Христа. Но потом передумал и несколько снизил задачу. Потому что, если это встреча с Христом, роману некуда было бы развиваться, действие его бы остановилось. В итоге Фёдор Михайлович сделал некое художественное обобщение, показав человека чистого и простосердечного. А в наше время, мне кажется, зритель будет сопереживать князю Мышкину, если он будет именно ребёнком, ребёнком наивным и простодушным. Этого нам в спектакле было труднее всего добиться.

— Действие спектакля охватывает события первой части романа. Этого достаточно, чтобы раскрыть круг идей романа, характеры, которые в полной мере проявляются на протяжении развития его действия?

— Я считаю, зрителю не надо думать о том, что будет дальше. В нашем творческом предложении это отдельный эскиз, где Мышкин проводит в Петербурге всего один день.

 Спектакль «Идиот».
Спектакль «Идиот».
Фото Дарьи Тонконоженко

При этом мы, конечно же, пытались угадать и обозначить в характерах героев, в атмосфере спектакля то, что автор развивает на протяжении романа. Это очень трудно, поскольку Достоевский – очень непростой автор. Он обладает замечательной иронией, у него есть очень смешные вещи с колоссальным глубинным юмором.

Достоевского сформировала очень тяжёлая жизнь. И своё ощущение запаха этой жизни он вложил в роман «Идиот». В прежние годы зачастую интерпретаторы романа пытались вычистить вот эту «лиственность» жизни, оставив только идею. А наш великий петербургский режиссёр Георгий Товстоногов замечательно говорил: «Идея не должна быть видна, она должна чувствоваться, как сахар в чае». Сахар ведь в чае не виден, но мы чувствуем, что сладко!

Мне хотелось поставить не «достоевщину», а живой спектакль про живых людей. Когда мы репетировали, мне казалось, что должен получиться очень электрический спектакль, ведь там во многих местах просто током бьёт. И мы добились того, что этот удар тока почувствовали и первые зрители «Идиота».

— Князь Мышкин в спектакле – странник во времени и пространстве. В соприкосновении с разными людьми он высвечивает в них лучшее, сущностное, человеческое и божественное. Но, увы, на короткий миг. И никого спасти не может. От этого остаётся горькое послевкусие.

— Думаю, Достоевский и хотел это показать. Когда включается свет, тёмная комната становится светлее. Но, так как генератор, который даёт электричество, всего один, его переносят в другое место. И комната снова погружается в темноту.

Князь Мышкин и есть такой генератор. Пока он рядом, человек находится в круге его света, а без него теряет путеводную нить. Это у каждого человека есть – и у меня, и у вас. Трудно быть всё время светлым, когда вокруг столько агрессии. Так было и во времена Достоевского, и в прошлом веке, и в нашем. Но мне кажется, что сегодня князь Мышкин особенно необходим, потому что нужно как‑то остановить непонятную чёрную силу, которая нависла над миром.

 Спектакль «Идиот».
Спектакль «Идиот».
Фото Дарьи Тонконоженко

— Недавно в белгородском сегменте соцсетей разгорелась дискуссия о современном театре. Прозвучало и такое мнение: «Классика XIX века, конечно, вечная, но она устарела языком, средствами и темами. Современный молодой человек на неё не пойдёт и не должен». Что бы вы ответили на это?

— На прогонах нашего спектакля были молодые люди. И реагировали очень чутко на его события. Это значит, что человек, который написал о несовременности классики, немного ошибся. Как вам сказать? Домашним интернетовским мыслителям никогда нельзя бежать впереди паровоза. Потому что они могут ошибаться. Ещё один наш великий режиссёр Пётр Фоменко говорил: «Будьте уверенными, но не самоуверенными!»

Объявить устаревшим можно всё. У нас, в театре на Фонтанке, есть спектакль «Добрый человек из Сезуана». Там персонаж по имени Водонос беседует с богами. Они спрашивают его: «Что происходит?» А он им отвечает: «Сделайте легче заповеди, вместо любви поставьте привязанность…» Можно всё облегчить и упростить, а дальше что? Мне вообще кажется, что человеку не надо быть очень уж современным.

Беседовала Наталья Почернина

P. S. Следущее представление премьерного спектакля «Идиот» состоится 2 декабря.

В спектакле заняты заслуженные артисты России Оксана Бгавина (Лизавета Прокофьевна Епанчина), Виталий Бгавин (генерал Иван Фёдорович Епанчин), Ирина Драпкина (Нина Александровна Иволгина), Иван Кириллов (Ардалион Александрович Иволгин); артисты Дмитрий Беседа (князь Лев Николаевич Мышкин), Антон Блискунов (Ганя Иволгин), Вероника Васильева (Настасья Филипповна Барашкова), Илья ВасильевРоман Рощин (Афанасий Иванович Тоцкий), Дмитрий Гарнов (Парфён Рогожин), Дмитрий Евграфов (Лебедев), Валерия Ерошенко (Варвара Иволгина), Дарья Ковалевская (Аглая Епанчина) и другие.

«БелПресса», 13 ноября 2017 г.

16.11.2017, 96 просмотров.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • клуб31
  • конкурс
  • Памятные даты
  • Госуслуги
  • Управление культуры
  • 2do2go.ru
  • Институт
  • likengo