Пресса

Ловкость рук, стрессоустойчивость и позитив

Что мы представляем, услышав слово «гримёр»? Моё воображение, признаюсь, рисовало человека, который делает пару-тройку взмахов кистью по лицу актёра, наносит несколько выразительных штрихов и с чувством исполненного долга идёт себе домой. Но то, что я увидела в гримёрно-постижёрском цехе Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С. Щепкина, полностью изменило мои представления об этой профессии.

Для начала разберёмся с терминологией. Гримёр (от итал. grimo —морщинистый) — это специалист, который изменяет внешность актёра с помощью красок, наклеек и прочих ухищрений. Он работает с лицом актёра, а иногда, если это нужно для роли, подбирает ему парики, шиньоны, усы, бакенбарды и т.п. Мастер по изготовлению изделий из волос называется постижёром (от фр. postiche — искусственный, фальшивый). Поэтому гримёра также называют гримёром-постижёром. Кроме того, работники гримёрно-постижёрского цеха в театра должны владеть и профессией парикмахера (от нем. Perückenmacher — мастер, делающий парики), то есть придумывать и создавать для артистов сценические причёски.

В гримёрно-постижёрском цехе Белгородской драмы работают заведующая цехом Людмила Георгиевна Старикова и художник-гримёр Наталья Ивановна Ненько. Как правило, каждый из мастеров обслуживает спектакль, который закреплён за ними. На момент моего визита в театр помогала актёрам готовитьсяк спектаклю «Ханума» Наталья Ивановна. За её работой мне удалось понаблюдать и между делом расспросить о тайнах профессии.

…Небольшая комната с гримёрными столиками, шкафами для хранения предметов постижа пока ещё пуста. Наталья Ивановна берёт с полки несколько коробок с усами и бородками, аккуратно стряхивает с них остатки клея, смазывает волоски специальным маслом. Это необходимо, чтобы увлажнить их и сделать блестящими, иначе они приобретают белый налёт и высыхают. До прихода актёров она ставит на столик разные баночки, флакончики, пудреницы — всё, что может пригодиться для создания визуального образа героя на сцене. А ещё  — подключает к сети электроплиту, на которой нагревает инструменты, на первый взгляд кажущиеся пыточными. На самом деле ничего ужасающего в них нет: они используются для завивки волос, для создания локонов разного диаметра.

Почему мы используем в работе эти щипцы, а не электроинструменты для завивки волос? — говорит Наталья Ивановна. — Конечно, мы активно пользуемся современными разработками, и фирменные плойки у нас тоже есть. Но вот эти марсельские щипцы, названные в честь Марселя Грато, знаменитого парикмахера XIX века, незаменимы в театре. Они отлично держат тепло, завивают абсолютно любые волосы, и локоны сохраняются фантастически долго. Усы и бороды обычными щипцами не завьёшь, а марсельскими — легко.

Кстати, когда спектакль ещё только создаётся, гримёр-постижёр обговаривает будущий облик героев с режиссёром и художником. Ведь причёска должна соответствовать эпохе действия пьесы, стилю спектакля, подчёркивать индивидуальность персонажа, гармонировать с его костюмом.

— Очень приятно работать с художником, который прекрасно знает историю костюма и причёски, который хочет создать запоминающийся образ в том или ином спектакле, — говорит Наталья Ивановна. —  К примеру, всегда интересно работать с московским художником  Андреем Климовым. Для нашего «Пигмалиона» он создал множество эскизов стильных женских причёсок, которые мы с Людмилой Георгиевной с удовольствием воплощаем в жизнь. Ещё одно яркое имя — Михаил Воробейчик, художник из Санкт-Петербурга. Он придумал для главной героини спектакля «Касатка» укладку-ондуляцию, которую до сих пор мне выполнять не приходилось. Делала её и холодным, и горячим способом, вместе с исполнительницами роли Оксаной Бгавиной и Вероникой Васильевой искали оптимальный вариант, и итоговый результат нам очень симпатичен.

Тем временем в цех начинают приходить артисты. Вот тут-то и требуется от гримёра-постижёра и ловкость рук, и быстрота движений, и стрессоустойчивость, и умение находить  психологический контакт с людьми! В спектакле «Ханума» занято свыше двадцати актёров и нужно успеть подготовить всех артистов к выходу на сцену: кому-то завить волосы, кому-то наклеить усы, кому-то помочь надеть парик, а кому-то нарисовать густые кавказские брови. В течение всего спектакля гримёр должен находиться на своём посту — ведь по ходу действия причёска того или иного артиста может претерпевать значительные изменения.

Опытные актёры в Белгородском драматическом театре гримируются обычно сами. А вот молодым нередко требуется помощь гримёра. Есть в репертуаре театра и такие спектакли, в которых используется сложный грим — когда нужно кардинально изменить внешность артиста, например, состарить его. В таком случае без помощи профессионала не обойтись.

—  Половина случаев, когда я делаю грим артисту —  это возрастной грим, рассказывает Наталья Ивановна. —  Самый запоминающийся случай, наверное,  спектакль Виталия Бгавина «Единственный наследник». Там 30-летний артист Андрей Зотов играл обездвиженного старика, которому было лет сто. Комедийный жанр пьесы Реньяра позволили мне, художнику Андрею Климову и артисту немного пофантазировать и пошалить: мало того что мы рисовали объёмные морщины, делали лицо бледным, желтовато-пергаментным, надевали седой парик и бакенбарды, но и приклеивали довольно противные на вид бородавки из поролона.  А сейчас в спектакле «Пигмалион»  я делаю Дмитрию Евграфову грим «два в одном»  —  немного состариваю его мусорщика Дулиттла и рисую ему приметы человека, изрядно злоупотребляющего зелёным змием: сизоватый нос, неестественный румянец.

Как и в любой профессии, мастерство гримёра-постижёра приходит с опытом. Наталья Ивановна Ненько пришла в театр после окончания Одесского театрально-художественного училища и посвятила ему почти четверть века. Кроме того, Наталья Ивановна окончила театроведческий факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС) и совмещает в театре обязанности художника-гримёра с работой в отделе по связям с общественностью. Она знакомит зрителей с новостями театра в социальных сетях, фотографирует и размещает фотографии, пишет материалы о театре для белгородских СМИ.

… Спектакль «Ханума» я смотрела в тот вечер с особым чувством. Да, как и другие зрители, я смеялась над незадачливым старым женихом, сопереживала молодым влюблённым и восхищалась находчивой свахой. И в то же время отмечала точность и выразительность работы художника-гримёра, которая ещё совсем недавно казалась мне лёгкой и необязательной.

Анастасия Богачук, студентка 2 курса факультета журналистики БелГУ

Фото автора и из архива театра

20.02.2018, 434 просмотра.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Год театра
  • Госуслуги
  • Управление культуры