Пресса

И снова − на Волге / Всероссийский фестиваль «Волжские театральные сезоны»

Всероссийский фестиваль «Волжские театральные сезоны»прошел в Самаре в четвертый раз. Среди многих других театральных форумов он самый молодой, но от одной встречи к другой расширяется его пространство, где соединяются опера, балет, драматические постановки, спектакли театров кукол. При этом сохраняется главное, что делает «Самарские театральные сезоны» особенными - они полностью посвящены русской и зарубежной классике.

Человек среди людей

Молодой Максим Горький, еще только ступающий на путь знаменитого писателя и драматурга, в одном из писем заметил: «В наши дни ужасно много людей, только нет Человека». Эта мысль, так или иначе, проходит через его ранние и более поздние пьесы и особенно отчетливо звучит в «Зыковых», созданных незадолго до главных революционных событий в России. Здесь, в разломе судьбы одной самой обычной семьи, предчувствие глобальных перемен, которые либо сметут все на своем пути, либо направят жизнь в новое русло. «Зыковы» - материал непростой и потому, возможно, достаточно редкий на театральных подмостках. Не так давно к нему обратился московский режиссер Борис Морозов и поставил в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина одноименный спектакль, которым открывалась драматическая часть фестиваля «Волжские театральные сезоны».

При внешней устойчивости центральных персонажей - богатого лесопромышленника Антипы Зыкова (Виталий Стариков) и его сестры и главной помощницы в делах Софьи (Вероника Васильева) - явственно ощущается зыбкость их жизни. Нет опоры, плеча, нет человека, которому можно доверять, как себе. «Не люблю я людей», - честно заявляет Антипа и называет только одного хорошего человека - бывшего помощника исправника Тараканова. «Человека нет по душе», - отвечает Софья на бесцеремонный вопрос Анны Марковны Целованьевой о замужестве. Это особенно остро чувствуется в сценах Софьи и Муратова, когда не остается сомнений в невозможности их союза - слишком разные точки зрения на вопросы человеческого достоинства. Актерский дуэт Вероники Васильевой и Дмитрия Гарнова назван на фестивале лучшим.

Софья и Антипа связаны не только родством и общим делом. Жизнь покажет, что в трудную минуту они могут рассчитывать друг на друга, не опасаясь предательства. А минута эта настанет, когда раскроется нечестная игра компаньона Зыкова Хеверна (Игорь Ткачев) - надменного немца, презирающего все русское, с безликими интонациями андроида. И даже еще раньше, с появлением в их доме алчной и глупой мещанки Анны Марковны Целованьевой (Надежда Пахоменко) и ее дочери Павлы (Валерия Ерошенко). Монастырская воспитанница все время рассуждает о добре, и это напоминает хорошо заученный урок, жонглирует возвышенными словами и так же легко манипулирует чувствами людей. Холодная наблюдательница Павла внимательно следит, какое действие производит на окружающих «чистота» ее помыслов, открытость, способность всегда говорить только правду, и в нужный момент перестраивает ходы. И вот уже ее женихом становится не жалкий пьяница Михаил - сын Антипы, а сам глава семейства. Уставший за свою жизнь от тяжелого труда, он мечтает на пороге старости «душой прислониться» к любящему человеку, но попадает в ловушку. Потому и рычит как раненый зверь, срывает гнев на сыне.

Михаила играет Илья Васильев, и его персонаж, при всей внешней неприглядности, нравственно оказывается цельным, без изъянов. Он - зеркало, в котором отражается реальная картина происходящего, но изменить что-либо в сложившихся обстоятельствах невозможно. Михаил не питает иллюзий по поводу Павлы и видит ее насквозь: «Невеста моя играет на простоту, доброту». Ему тоже приходится играть навязанную отцом роль никчемного человека, но в критический момент он находит в себе силы самоустраниться. В хладнокровно спланированной Павлой его любовной дуэли с отцом Михаил защищает Антипу, прикрывает собой, и такое решение способен принять только настоящий человек. Выстрел, к счастью, не стал для Михаила роковым, но именно этот крайний шаг разрушил морок, опутавший семью Зыковых, изгнал «мелких хищников», открыл второе дыхание, чтобы жить дальше.

В финале из окружения Зыковых уходят те самые люди, о которых жестко, но удивительно точно говорил Горький. Остаются те, о ком можно сказать - человек. Это Матвей Ильич Тараканов (Андрей Терехов), соединяющий в себе философа и пророка. Это кристально честный, сдержанный, почти окаменевший под бременем совершенного когда-то убийства и подлых, необоснованных нападок Павлы Шохин (Дмитрий Евграфов), готовый нести свой крест до конца. В спектакле Белгородского театра каждая актерская работа интересна и до мельчайших деталей выверена, но именно Дмитрий Евграфов показал высочайший уровень мастерства, превратив скромный рисунок судьбы своего персонажа в объемное полотно (диплом фестиваля и памятный знак в номинации «Лучшая мужская роль второго плана»).

В постановке Бориса Морозова нет явных социальных и политических знаков - только предчувствие надвигающейся беды. Оно мелькнет красной ленточкой в руках веселой и беззаботной девчонки Степки (Наталья Чувашова). В момент противостояния отца и сына Зыковых невольно напомнит о грядущей катастрофе, которая сотрет границы дозволенного, ожесточит друг против друга даже самых близких людей. Позволит кожей почувствовать реальное время, когда создавалась горьковская пьеса, и вместе с тем осознать ее вневременность. Происходит это благодаря подлинному голосу Шаляпина, звучащему на пластинке. В нем заключена неимоверная сила русского характера, способного пережить самые страшные войны и революции и сохранить в себе человека. Музыкальное оформление спектакля, сделанное Русланом Родионовым, становится метафорой, оно соединяет прошлое и настоящее и ярко иллюстрирует слова того же Горького о Шаляпине: «Такие люди являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силен, красив и талантлив русский народ».

Елена Глебова,
«Страстной бульвар, 10», №9-209 2018 г.

08.06.2018, 103 просмотра.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • Управление культуры
  • 2do2go.ru