Пресса

Кислород бытия Виктора Слободчука

14 августа исполнилось 75 лет заслуженному деятелю искусств РФ, художественному руководителю Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С. Щепкина, председателю Белгородского отделения Союза театральных деятелей РФ Виктору Ивановичу Слободчуку.

У него два имени. По документам - Виталий. По жизни - Виктор. Виталием новорожденного назвала мама в память об умершем старшем сыне. Соседские бабы стали ее пугать: «Нехороший это знак, Анна! Зови его лучше Виктором». И хотите верьте в магию имен, хотите нет, но оба имени сыграли свою роль в характере и судьбе Слободчука. Ведь Виталий происходит от латинского vita (жизнь), а Виктор, как известно, победитель. Жизнелюбию Виталия Слободчука трудно не позавидовать, победительный азарт Виктора Слободчука и по сей день помогает ему одолевать самые трудные препятствия. И живет Виталий-Виктор за двоих, и работает всю жизнь тоже - за двоих.

... Он родился в горящем, разгромленном, только что освобожденном от немецких оккупантов Белгороде. Потом были землянки, гибель отца, страшный послевоенный голод. Но именно тогда, в детстве, в жизнь мальчишки из белгородского предместья вошли музыка и скрипка. Учителя (о, эти послевоенные провинциальные подвижники-интеллигенты!) разглядели в мальчишке не только музыкальный талант, но и недюжинный характер, силу воли и духа.

«Витя, ты можешь быть, только нужно много работать», - сказал юному Слободчуку преподаватель скрипки в музыкальном училище Александр Абрамович Островский. Эти слова крепко запали в душу молодого человека, помогли ему выстоять, защищая себя и свою скрипку в хулиганском районе, определили линию его судьбы.

Профессиональную карьеру Виктор Слободчук начинал как музыкант. После окончания училища «поднимал» музыкальные школы, создавал оркестры, о которых до сих пор помнят в области. Через несколько лет пришел в Белгородский театр кукол, как раз после того, как по жуткой неустроенности коллектива хлестко прошелся киножурнал «Фитиль». Едва вырулил, добился перевода театра из подвала в другое здание, пробил документацию на строительство нового, как «перебросили» в Белгородскую драму. Друзья и близкие отговаривали, а он в феврале 1973-го встал за «дирижерский» пульт Белгородского драматического театра.

Место это было тогда, прямо скажем, незавидное. Театр пребывал буквально в полуразваленном состоянии: материально-производственная база ветшала, коллектив был раздираем междоусобицами, а на сцене актеров было больше, чем зрителей в зале. Начинать приходилось с элементарных вещей, как то наведение порядка и укрепление трудовой дисциплины. Было дело, Слободчук выиграл спор с рабочими сцены: кто быстрее смонтирует декорации? А на гастролях в других городах молодой директор сам ночами расклеивал афиши, утром шел на планерку, потом - на встречи в трудовые коллективы, рассказывал, убеждал, агитировал... И собирал публику!

Когда я начинал работать директором театра, стояла задача привлечь в театр молодого зрителя, - рассказывает Виктор Слободчук. - В зрительном зале после спектаклей проходили родительские собрания, педсоветы. И мы увидели потрясающие моменты искренности, откровения. В школе этого не получалось, а в театре ребята, родители, учителя поднимались и говорили о том, что их волнует.

Тогда же молодой энергичный директор пришел к выводу, что белгородской труппе необходимы свежие художественные идеи, профессиональное движение под руководством сильных режиссеров.

Конечно, мастеров тогда было нелегко заманить в малоизвестный провинциальный театр, - вспоминает Виктор Иванович. - Но нужно было это сделать во что бы то ни стало. Для того, чтобы встряхнуть театр от возможного застоя, привычной картинки. Пускай это будет разовый взлет, но он поднимет планку для труппы. А заинтересованные зрители будут жить в ожидании нового чуда.

Так в театре возникла практика приглашать столичных режиссеров, был сформирован репертуар, сочетающий классическую и остро социальную современную драматургию, появились гастроли по городам СССР, позже - открыта Малая сцена. О спектаклях Белгородской драмы заговорили в интеллигентской и студенческой среде, усилиями Виктора Слободчука зародился деятельный диалог с местной властью, целью которого стало укрепление авторитета театра, осознание его уникальности и необходимости зрителям, права на свой голос.

Казалось бы, дело поставлено на прочные рельсы... А Слободчук, поняв, что ему, музыканту, остро не хватает профессиональных знаний о театре, в 40 лет отправляется на Высшие курсы для руководителей театров ГИТИСа, к знаменитому профессору Геннадию Дадамяну.

Директор театра - это не должность, а профессия, - считает Виктор Иванович. - И важно владеть ею в совершенстве. Я не имею права на ошибку. Раз-другой промахнешься - и пожинай... Недоверие зрителей, властей, а значит, ни денег, ни перспектив...

Точкой ускорения в движении театра к новым творческим горизонтам стал в 1988 году Первый Щепкинский фестиваль. Он всколыхнул Белгород, обратил на себя внимание Москвы и всей театральной России, а девять последующих фестивалей подтвердили статус города как одного из театральных центров страны, собрав в свой круг свыше 100 театров России, Беларуси, Украины, Сербии.

По завершении III Всероссийского театрального фестиваля «Актеры России - Михаилу Щепкину» театральный критик, заслуженный деятель искусств РФ Александр Свободин писал: «Выжил и выживает театр усилиями тех редких людей, что обладают особой группой театральной крови, для которых он кислород бытия. К этой группе крови принадлежит и Виталий Иванович Слободчук. Не улыбку держит, держит театр. Так говорили о настоящих антрепренерах в прошлом веке - держит! Он из генерации лидеров, которые проведут свои театры по минному полю «рынка» и свободы. Главное, не мешать им!..».

В 90-е годы Виктору Ивановичу Слободчуку удалось не только провести театр «по минному полю», не сдав ни сантиметра площади здания в аренду под коммерческие проекты, но совершить прорыв в другое творческое измерение. Он смело привлекает к сотрудничеству с коллективом режиссеров разных школ и направлений, выдвигает на первый план талантливую актерскую молодежь, дает возможность для проявления ее творческой инициативы, благодаря чему возникает театр в фойе, где с успехом идут пушкинский и лермонтовский концерты-балы...

Примечателен такой факт. Для постановки спектакля «Ромео и Джульетта» были приглашены режиссер Михаил Мокеев и сценограф Юрий Хариков. Художническая фантазия потребовала серьезного перевооружения механики сцены. Цеха восстали: «Это невозможно, этого не может быть никогда!». Режиссер и художник уже были готовы попрощаться с творческим замыслом, но тут взял слово Слободчук. Обратившись к коллегам, он сказал: «Вас в XXI век зовут, а вы упираетесь!»

После этого Михаил Мокеев признался в одном из интервью: «...Мне приходилось ставить в Лондоне на Вест-Энде. Должен сказать, что лондонским продюсерским конторам есть чему поучиться у белгородского продюсера театра Виталия Слободчука...»

... Он сам 45 лет учится театру и строит театр - истово и страстно. Ошибался, но никогда не останавливался в движении. «Театр должен быть разным, мы должны быть интересны всем!» - пришел к убеждению Слободчук. И за последние четверть века в театре ставили спектакли режиссерыВладимир Андреев, Валерий Белякович, Борис Морозов, Марк Розовский, Семен Спивак, Юрий Иоффе, Вадим Данцигер, Станислав Мальцев, Михаил Мокеев, Александр Огарев, Валентин Варецкий, сценографы Иосиф Сумбаташвили, Эдуард Кочергин, Март Китаев, Мария Рыбасова, Максим Обрезков, Юрий Хариков... «В театре должна быть мобильная, высокопрофессиональная труппа, способная решать сложные творческие задачи!» - уверен Виктор Иванович. И в течение многих лет он собирает жемчужины для актерской «короны» театра, вырастив четырех народных и десять заслуженных артистов России. «Театр должен отвечать современным требованиям!» - заявляет руководитель. И в начале нового тысячелетия, всего за год проводит масштабную реконструкцию здания театра, полное его техническое переоснащение. Что за всем этим стоит? Недюжинная воля. Уникальный организаторский талант. Умение чувствовать ритм жизни и слышать интонацию современности.

Ах, эта интонация! Любимое слово Слободчука - скрипача, тонко чувствующего правду и фальшь на сцене и в жизни; обладающего невероятным чутьем на «своих» людей, тех, кто созвучен строю его мыслей и чувств; следующего своей интуиции, которая каждый раз, словно мелодия музыканта, непременно выводит на правильную дорогу, к звучной и яркой коде.

И такие же звучные, яркие, убедительные, как музыкальные аккорды, - профессиональные и жизненные постулаты руководителя щепкинцев: «Театр должен быть разным!», «Действуй на опережение!», «Режиссер всегда прав!», «Не прячься за партнера!», «Результат всех помирит!», «Производство во всем должно идти за художником!»... И самый главный: «Театр начинается с актера и заканчивается актером. Режиссер в театре - Его высочество. И есть только одно Его величество - актер!»

Под руководством Виктора Слободчука Белгородский драматический театр получил статус «академический». Участие труппы в 50 международных и всероссийских фестивалях закрепило этот почетный титул. Главные фестивальные призы щепкинцев - Серебряная медаль Международных Дельфийских игр (Москва); Гран-при XI Международного театрального фестиваля «Белая вежа» (Брест); Серебряный и Золотой витязи международных театральных форумов «Золотой витязь» (Москва); Гран-при (хрустальная шапка Мономаха) Всероссийского фестиваля фестивалей «У Золотых ворот» (Владимир); Серебряные призы Федерального театрального форума «Театральный Олимп» (Сочи); первая и вторая премии Центрального федерального округа «За достижения в области театрального искусства»...

Заслуги самого художественного руководителя БГАДТ имени М.С. Щепкина отмечены званиями «Заслуженный деятель искусств РФ», «Лучший менеджер России», «Почетный гражданин Белгорода», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «За заслуги перед Землей Белгородской», орденом Дружбы.

С 2010 года Виктор Иванович возглавляет Белгородское отделение СТД РФ. За это время общественная организация не только значительно выросла, включив в свой состав молодых деятелей театра, но и активно заявила о себе на театральном поле Белгородчины. Традиционными стали парады театральных капустников, творческие встречи и вечера, показы самостоятельных проектов артистов, театральные выставки... Сотрудники театров области активно участвуют в программах и проектах СТД РФ, культурных мероприятиях и акциях, проводимых в Белгороде, Губкине и Старом Осколе, а сам Виктор Иванович, будучи членом партии «Единая Россия», оказывает деятельную поддержку детским театрам области в рамках партийного проекта «Культура малой Родины».

«Виктор Слободчук - это яркое проявление не только и не столько хозяйственника, сколько хозяина, человека, вросшего корнями в театр, в заботы о его будущем. Он патриот в лучшем смысле этого слова... Он великолепный дирижер... Он человек темпераментный, эмоциональный, его интеллект все время в действии, в пути... Он подлинный рыцарь Театра», - написал в своей книге народный артист СССР Владимир Андреев. Точные и емкие слова, с которыми трудно не согласиться.

И пусть это рыцарское служение театру длится как можно дольше!

Фото из архива театра

Наталья Почернина,
«Страстной бульвар, 10», №1-211/2-018

06.09.2018, 105 просмотров.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • Управление культуры
  • 2do2go.ru