Пресса

Крестный путь комедианта

Премьера спектакля «Кабала святош» («Мольер») стала событием культурной жизни Белгорода

Романтическую драму Михаила Булгакова на сцене БГАДТ поставил заслуженный деятель искусств Республики Крым Юрий Маковский. Результат совместной работы щепкинцев и главного режиссёра Севастопольского драматического театра имени Б. Лавренёва Черноморского флота РФ впечатляет.

Наверное, трудно было бы сделать бо­лее удачный выбор пьесы. Всё сошлось как нельзя лучше: и Год театра, и бенефис за­служенного артиста РФ, главного режиссё­ра Белгородской драмы Виталия Бгавина, и Всемирный день театра.

«Кабала святош», пожалуй, самая лич­ная, исповедальная пьеса Булгакова. Дра­ма о творившем в XVII столетии великом комедиографе, актёре, реформаторе фран­цузской сцены Жане-Батисте Мольере и его эпохе дала автору возможность излить свою боль, поведать о своём «железном» веке.

В спектакле, как и в пьесе, отчётливо звучит вечная тема «искусство и власть». С ней тесно переплетены другие мотивы: любви, предательства, прощения, судьбы.

Главную роль в «Кабале святош» сы­грал - нет, прожил! - Виталий Бгавин. Его Мольер - самое большое потрясение. Зри­тель видит Жана-Батиста в разные момен­ты жизни: вначале обласканного королев­ским вниманием, пылко влюблённого, а в конце - преданного самыми близкими людьми, лишенного высокого покровительства, затравленного чёрной Кабалой. Виталию Бгавину удалось воплотить этот сложный, трагический образ на пике актёрского ма­стерства.

Олицетворение власти в спектакле - Людовик Великий. Илья Васильев, облачён­ный в белое, играет тщеславного, упоённо­го собой монарха. Искусство для него - вид придворной службы, назначение которой -развлекать, не выходя за пределы дозво­ленного. Каждый раз, когда Король-Солнце появляется на сцене, на заднике возникает «инфографика», вызывающая улыбку, - изображение светила. А за блестящим фа­садом - «бессудная тирания», отравлявшая жизнь «дерзкого» комедианта.

В роли подруги Мольера, актрисы театра Пале-Рояль Мадлены Бежар - заслуженная артистка РФ Оксана Бгавина. Ей удалось передать и горечь переживаний покинутой женщины, и страх небесной кары.

А юная Арманда Бежар (артистка Окса­на Катанская), легкомысленная, неверная, становится не Музой, но роковой ошибкой охваченного страстью Жана-Батиста.

И фанатики Кабалы не упускают случая ухватиться за эту ошибку в яростной борьбе против мольеровского «Тартюфа». Заслу­женный артист РФ Иван Кириллов искусно ведёт роль архиепископа Парижа. Гонитель Мольера вкрадчив в разговоре с королём, смешон в ссоре с одноглазым маркизом, но страшен в каменном подвале Кабалы. В сцене исповеди Мадлены он напоминает средневекового инквизитора. Руки архи­епископа залиты красным светом, и кажет­ся, будто они обагрены кровью. Зловещая фигура вызывает в памяти знаменитый «Портрет папы Иннокентия Х» кисти Диего Веласкеса.

В слаженном актёрском ансамбле запо­минаются работы А. Манохина (Лагранж), А. Зотова (королевский шут), С. Денисова (Одноглазый), Д. Евграфова (Бутон).

В каждой детали чувствуется уверенный почерк режиссёра. Подкупает уважение к автору, бережное отношение к тексту. По­становщик умело держит внимание зрителя, используя приёмы театра в театре, инстал­ляции, театра теней. Юрий Маковский со­ставил и музыкальную партитуру спектакля. Режиссёр придумал красивый, напол­ненный глубоким смыслом финал: земная жизнь Мольера обрывается, но гений не умирает - он уходит в Вечность. Её симво­лом становится видеопроекция небесного простора с плывущими по нему белыми об­лаками.

Спектакль получился ярким, зрелищ­ным во многом благодаря выразительной сценографии и костюмам, выполненным художником Мариной Шепорнёвой. Они погружают зрителя в атмосферу ушедшей эпохи.

«Кабала святош» щепкинцев - поста­новка достойная великих имён Мольера и Булгакова. Спектакль включён в программу XI Всероссийского фестиваля «Актёры Рос­сии - Михаилу Щепкину», который пройдёт осенью 2019 года. А Севастопольский театр имени Б. Лавренёва покажет белгородцам комедию Мольера «Тартюф» в постановке Ю. Маковского.

Элла ЯН,
«Наш Белгород», 19 апреля 2019 г.

22.04.2019, 111 просмотров.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Год театра
  • Госуслуги
  • Управление культуры