Пресса

Без вранья / Дмитрий Евграфов

Актер Дмитрий Евграфов, отметивший в августе свой 50-летний юбилей, за последние годы стал одной из самых ярких звезд Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С. Щепкина. Его история уникальна тем, что Дмитрий, придя в театр уже зрелым, сорокалетним артистом, «нарабатывал» свою творческую репутацию спектакль за спектаклем, роль за ролью. Неудивительно, ведь несколько раз в своей жизни ему приходилось начинать все сначала.

Судите сами: мальчик из Братска Иркутской области после окончания школы поступил в Красноярский институт искусств, проучился там на актерском факультете три года. Три! Кажется, совсем близко диплом, но он бросает институт и едет в Москву. Чтобы поступить в ГИТИС, на курс легендарного педагога Владимира Левертова. «Хотел хорошей школы», - так просто объясняет он сейчас свое решение.

Пять лет после окончания ГИТИСа Дмитрий, оставшись в Москве, не работал по профессии. Невозможно было найти такую работу в театре, чтобы позволяла снимать жилье. На дворе - 1995-й, не до творчества, даже кино в простое; крутился как мог, торговал... С тоской смотрел на столичные афишные тумбы и в конце концов, уже в 2000-м, понял: актерство необходимо ему как воздух. Вернулся в родной Братск и устроился в местный театр.

А через девять лет уехали они с супругой из холодного Братска на юг. В Белгород. Встреча с худруком Белгородской драмы Виталием Слободчуком оказалась судьбоносной, и самую первую, хоть и небольшую роль Прохожего, Дмитрий Евграфов сыграл на этой сцене у Бориса Морозова в спектакле «Вишневый сад».

А вскоре - встреча с удивительным Валерием БеляковичемСальваторе в «Куклах», Бубнов в «На дне», Могильщик в «Гамлете». И жизнерадостно, громко сыгранный граф Альбафьорита в «Мирандолине» - последнем спектакле Валерия Романовича в Белгороде.

Постепенно определялось амплуа комедийного артиста, обладающего особой, проникновенной достоверностью. Эта достоверность помогла ему в «Касатке», которую поставил в 2015 году в Белгороде Семен Спивак. Желтухин, которого играл Дмитрий, был нелепым, смешным - но не только; в распахнутых глазах Абрама читалась тоска, затаенная боль...И, несмотря на все жизненные передряги, научившие плутовству, - удивительная, детская наивность.

Этой детскостью наделены многие герои Евграфова. Так, настоящим прорывом стала для него роль Василия Кузякина в спектакле «Любовь и голуби», который поставил в 2016 году режиссер Станислав Мальцев. Первая главная роль в белгородском театре.

Евграфов - Кузякин все делает широко и от души. Любить так любить! И жену Надежду (Юлия Волкова), и детей (Нина Кранцевич, Наталья Чувашова, Роман Рощин), и своих голубей любит беззаветно и навсегда. И даже курортной пассии Раисе Захаровне достается часть искренней Васиной любви. Не жалко! Пронзительное исполнение Дмитрием Евграфовым главной мужской роли, абсолютное единение в ансамбле его партнеров сделало этот спектакль больше, значительнее, чем многие постановки пьесы Владимира Гуркина, являющие лишь ее комическую природу. «Любовь и голуби» ждал ошеломляющий успех на щепкинской сцене: несколько лет этот спектакль был лидером зрительской востребованности. А Дмитрий Евграфов сыграл у Станислава Мальцева еще в двух спектаклях: «Земля Эльзы» и «Жестокие игры».

Оригинальная, несколько необычная внешность Дмитрия Евграфова, в которой знойная южная чернявость сочетается с сибирской простоватостью, искренностью больших глаз, той самой наивностью, отчасти диктовала выбор персонажей, предлагаемых ему режиссерами. Как говорится, если разбитной-пьющий, то Евграфов, и спектакль за спектаклем он играл «увлекающихся»: Петра в «Зимы не будет!», Смита в «Кентервильском привидении», Константинова в «Жестоких играх»... Особой строкой в их ряду стоит Альфред Дулиттл в «Пигмалионе», который поставил Игорь Ткачев в 2015 году. Грубый, бесцеремонный мусорщик, «дитя улиц», как и его дочь, мистер Дулиттл, переодевшись в смокинг и цилиндр, ко второму акту перевоплотился во вполне культурного человека. Уже знакомый по «Касатке» дуэт Евграфова с заслуженной артисткой России Ириной Драпкиной в «Пигмалионе» расцвел новыми красками и гранями. За роль Дулиттла артист был удостоен Диплома X Всероссийского театрального фестиваля «Актеры России - Михаилу Щепкину».

Еще одну важную награду - Диплом IV Всероссийского театрального фестиваля «Волжские театральные сезоны» Дмитрий Евграфов получил за исполнение роли Шохина в спектакле «Зыковы», поставленном по одноименной пьесе Максима Горького Борисом Морозовым. Наконец - роль драматическая, без капли комизма. Что мы знаем о Шохине? Только то, что когда-то он убил кого-то. Есть ли оправдание этому, казалось бы, самому обыкновенному на вид человеку, которого отличает лишь печальный, сумрачный взгляд? Его боится юная Павла, но только памятуя о его прошлом, ведь он вовсе не устрашает. Дмитрий Евграфов, проживая судьбу своего персонажа, дает нам понять: есть, есть своя истина в этом нелюдимом, странном человеке, и есть какая-то страшная правда и логика в том, что он совершил когда-то...

Интересна вторая совместная работа артиста с Семеном Спиваком в спектакле «Идиот», абсолютно противоположная тому, что они делали в «Касатке». На этот раз - Лебедев, жадный, беспринципный, мелкий по сути человек. Семен Яковлевич сполна использовал способность актера к демонстрации ярких, открытых эмоций, и Лебедев то паясничает, заигрывая с Рогожиным, то, не таясь, бросается на тлеющую пачку денег - и все ярко, громко, почти клоунски.

Бутон в «Кабале святош» в постановке Юрия Маковского - многолетний верный, «закулисный» спутник Мольера (Виталий Бгавин). И смешно, и грустно, и человечно исполняет эту роль Евграфов. В одном только жесте, в том, как он бережно укрывает обессилевшего друга, уснувшего в кресле, - кажется, можно проследить всю жизнь и судьбу этого негромкого человека.

И все же комедия - та стихия, в которой Дмитрию Евграфову удается существовать наиболее органично. По-бенефисному блистательным получился его дуэт с народным артистом России Виталием Стариковым (Брошан) в спектакле «Ужин дураков» по пьесе Ф. Вебера, поставленном главным режиссером БГАДТ Виталием Бгавиным. В нем Дмитрий сыграл Франсуа Пиньона. Сыграл виртуозно, хотя, по его собственному признанию, существовать на столь высоком эмоциональном градусе два с половиной часа сценического времени было трудной задачей. Его герой яростно жестикулирует, приплясывает, падает на колени, бегает, прыгает... чего только не делает этот чудак Пиньон! Неудивительно, что актер меняет за этот вечер не одну рубашку. Но дело даже не во внешней яркости исполнения. Евграфову удалось быть в своей роли и лиричным, и мягким, и доверчивым, и трогательным. И умным, вопреки названию пьесы. Стоит ли говорить, что «Ужин дураков» стал новым кассовым хитом БГАДТ?

Новая работа Дмитрия Евграфова состоится в октябре, в спектакле «Его донжуанский список» по пьесе Валентина Красногорова в постановке Татьяны Морозовой. Два молодых человека, жених и невеста, случайно встречаются с пожилым обитателем сельского дома, который должен стать их свадебным свидетелем. Именно этого Свидетеля и играет Дмитрий. Эта роль будто специально написана для артиста, который сочетает в своей природе и комедийное, и драматическое мастерство. Спонтанная игра, своеобразный розыгрыш своих собеседников, разудалое клоунничанье, даже фарс - в первой части. И - мудрость, сдержанность, лиризм, печаль во второй. Да, глядя на такого героя, веришь в то, что молодая и очаровательная Наташа (Оксана Катанская, Айгуль Халиуллина) может захотеть стать его женой, зная всего несколько часов. Да и в его неожиданную, позднюю любовь верится, таким искренним он предстает в финале, неподдельно трогая души зрителей, и особенно - зрительниц.

В чем особенность дарования артиста Белгородской драмы Дмитрия Евграфова? Пожалуй, именно в этой искренности. В наивности и простоте большинства его героев. Когда без маски. Без наигрывания и заигрывания. Без вранья.

Наталья Зотова,
«Страстной бульвар, 10», № 1-221 2019 г.

27.09.2019, 40 просмотров.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Год театра
  • Госуслуги
  • Управление культуры