Пресса

Станислав Мальцев: Нужно мужество, чтобы не расстаться, а понять, простить и остаться

Станислав Мальцев: Нужно мужество, чтобы не расстаться, а понять, простить и остаться
Станислав Мальцев Фото: сайт Иркутского академического драматического театра им. Н.П.Охлопкова
Спектакль поставил Станислав Мальцев – главный режиссёр Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова. Это четвёртая постановка режиссёра на сцене Белгородской драмы – в репертуаре театра с успехом идут «Любовь и голуби» В. Гуркина, «Земля Эльзы» Я. Пулинович, «Жестокие игры» А. Арбузова.

Накануне премьеры Станислав Мальцев дал эксклюзивное интервью для «БелПрессы».

— Станислав Валерьевич, что происходит? Советская драматургия всё чаще возвращается на сцену отечественного театра. Вот и вы поставили в Белгороде спектакли по пьесам Владимира Гуркина, Алексея Арбузова, а теперь – Александра Володина. Почему мы перечитываем этих авторов, что пытаемся разглядеть в их героях? А может быть, в самих себе?

— Вероятно, это качество любой хорошей драматургии, а ВампиловаРозоваАрбузоваВолодина можно смело назвать великими драматургами, классиками ХХ века. Любая классика на каком‑то этапе требует своего переосмысления.

Сейчас наступило то время, когда начинают возвращаться пьесы, которые были нами несправедливо забыты. Мы пытаемся всматриваться в себя не только глазами современных авторов, но и в перспективе: как меняется время и как меняемся мы. Или не меняемся. 

Мне кажется, чем хороша классика, так это тем, что оптика вглядывания в человека происходит сквозь время. Уже пройдено такое расстояние, что мы, живущие в XXI веке, можем взглянуть на себя живших в ХХ веке. И, конечно, это замечательные, тонко и глубоко написанные произведения, где есть настоящие, правдивые человеческие характеры.

Даже в этой пьесе Александра Володина, когда герои присутствуют на сцене всего пять минут, раскрываются их характеры и взаимоотношения супружеских пар, создаётся энергетическое поле, которое очень трудно воплотить актёрам на такой спринтерской дистанции. Но этим и интересна была наша работа!

2.	Медсестра – заслуженная артистка РФ Оксана Бгавина
Медсестра – заслуженная артистка РФ Оксана Бгавина / Фото: Наталья Зотова

— В начале работы над спектаклем вы сказали, что Володин в пьесе «С любимыми не расставайтесь» предвосхитил появление такого ныне популярного театрального жанра, как вербатим, когда актёры произносят записанные монологи и диалоги реальных людей…

— И более того, мне кажется, не только предвосхитил. Но, не выдумывая специально что‑то новое, нашёл эту форму – киносценарную. Вроде бы не связанные друг с другом человеческие судьбы – супружеские пары, приходящие в суд. Но они соединяют основной сюжет, отношения главных героев, как цемент кирпичики. Из отдельных разрозненных судеб вырастает одна большая судьба. Я подозреваю, что все варианты супружеских разладов, которые наверняка были и у самого автора, и в его окружении, он, как в энциклопедию, уместил в свою пьесу.

— Знаете в чём для меня главное отличие володинского текста от большинства вербатимов? В том, что ты ощущаешь в нём боль автора – фронтовика, носившего у сердца осколок снаряда с войны…

— Конечно. И, тем не менее, помимо боли, у него здесь так много иронии! И возникает она неслучайно: когда ты действительно узнал, что такое жизнь и смерть, что такое настоящая разлука, тогда ты по‑другому ощущаешь непонимание людей, эгоизм, разлад человеческий, который часто происходит из‑за ерунды. Вот, говорят, несходство характеров! А что это? Да просто нежелание уступить, более гибко себя вести в супружеской жизни.

Знаете, Володин всю жизнь прожил со своей супругой Фридой Шилимовной. И монолог из пьесы «Пять вечеров» (он прозвучит в нашем спектакле), когда герой вспоминает, как любимая провожала его на войну, это реальный эпизод их супружеской биографии. У них были очень непростые взаимоотношения, и автор проходил в жизни через многие искушения. Но именно цельность его как человека, прошедшего войну, держала их семью.

Для меня очень важна в спектакле сцена супругов Никулиных, я даже сдвинул её из середины ближе к финалу. Герой, ветеран войны, оказывается на распутье, встретив женщину, которую когда‑то любил. Война разрушила их отношения, и понятно желание мужчины вернуться в свою молодость, прожить сейчас своё недожитое счастье. Но, как говорится, «не возвращайтесь к былым возлюбленным»… Это очень важная история, которая завершает сцены в суде. И судья становится не безликим персонажем, а женщиной со своей драматической историей любви.

Митя – Роман Рощин
Митя – Роман Рощин / Фото: Наталья Зотова

Володин для меня наследует Чехова в отечественной драматургии. С одной стороны, он всем сердцем воспринимает чужую боль. А с другой, как доктор, видит все человеческие болезни и даёт необходимое лекарство – то горькое, то сладкое. В этом суть русского писателя: заглазно не осуждать, но понять человека. И поэтому монолог, который произносит медсестра в конце спектакля, – это монолог самого Володина из его дневников, гораздо позже введённый им в пьесу. Поначалу он мне казался неким вставным номером, но потом я понял, что этим монологом драматург словно ставит знак вопроса перед зрителями: «Зачем и почему людям нужно расставаться, если жизнь такая короткая?»

— В своих записных книжках, интервью Володин часто говорил о счастье. «Счастье – это такое пронзительное мгновение. А несчастье – длительное, тупое». «Стыдно быть несчастливым». «Нынешняя молодёжь умнее нас, когда мы были молодыми? Да. Будут ли они счастливее нас? Не думаю». Мне кажется, что «С любимыми не расставайтесь» – это такое художественное исследование: почему люди не могут быть счастливыми.

— Ох… Счастье – это такой сложный материал! Мне кажется, мужество Володина в том, что, понимая конечность всего, он, тем не менее, говорит, что прожить жизнь нужно достойно, по‑человечески и сердцем. Для меня «С любимыми не расставайтесь» – пьеса о том, как люди убивают любовь. Любовь ведь не что‑то абстрактное, это абсолютно живое существо, которое, как дитя, нужно холить и лелеять. И когда люди ссорятся, выясняют отношения, значит, они ещё любят друг друга, это любовь в них продолжает плакать, страдать, кричать. И как жаль, когда никто не находит в себе сил первому сделать шаг навстречу любимому.

Сумасшедшая, иллюзорная жизнь закручивает нас, как чёртово колесо. Счастье хочется поймать за хвост, чтобы оно всегда было с тобой. Счастья хочется откусить побольше, как кусок свадебного торта. А что такое счастье? Вечный праздник, бесконечная свадьба? Да нет, наверное, это внутренняя гармония, которая наступает, когда есть понимание и лад с другим человеком. Ведь счастье так трудно ощутить в одиночестве!

Это не значит, что нельзя разводиться ни при каких условиях, как настаивает церковь. Но вслед за автором хочется сказать: «Ребята, вы же можете быть другими, понять другого! Так не расставайтесь с любовью и не убивайте любовь!»

 Козловы – Илья Штейнмиллер, Нина Кранцевич
Козловы – Илья Штейнмиллер, Нина Кранцевич / Фото: Наталья Зотова

— Поэтому вы оставляете надежду для Кати и Мити? 

— Конечно! Известно, что жена Александра Володина страдала психическим заболеванием, и неслучайно, что своим молодым героям он даёт шанс через болезнь Кати, на краю пропасти, на краю разлуки вновь обрести друг друга. 
Вроде бы по жанру пьеса «С любимыми не расставайтесь» похожа на мелодраму. Но на какой грани всё время балансирует драматург – где‑то уходит в юмор, где‑то даёт нам пережить настоящую драму, но не скатывается до дешёвой слезоточивости. И в этом, по выражению Немировича-Данченко, есть «мужественная простота». 

— А ведь и вы, как режиссёр, здесь балансируете на грани разных жанров! Вводите в спектакль, например, микрофоны, в которые говорят актёры – словно на ток-шоу.

— Я понимаю современную тенденцию театра, когда в спектакле используют микрофоны – таким образом актёров вроде бы приближают к зрительному залу. Но в то же время это создаёт неживое, механистическое воспроизведение голоса. В нашем спектакле в микрофон артисты произносят официальные речи героев в суде. А ещё – когда они выступают на празднике или говорят не то, что хотят сказать на самом деле. Когда же герои не играют, не притворяются, когда наступает момент истины, они обращаются друг к другу живым человеческим голосом. Для меня такой приём оправдан чеховской и володинской мыслью: всё, что говорят люди вслух, не есть правда, не есть настоящее. Правда то, что они чувствуют.

— Скажите, для вас принципиальным было, чтобы роли Кати и Мити сыграли супруги Валерия Ерошенко и Роман Рощин?

— Нет-нет! Просто так совпало – они хорошие артисты, они подходят на эти роли и по возрасту, и по внутренним качествам. Я рад, что у этой замечательной пары в жизни всё хорошо, у них прелестный ребёнок. Им было очень сложно, преодолевая свой счастливый семейный опыт, играть драму расстающихся людей. Но они молодцы, как и весь актёрский состав спектакля. Уверен, для всех нас эта совместная работа стала важным высказыванием – не только в театральном смысле, но и в человеческом.

5.	Катя и Митя - Валерия Ерошенко, Роман Рощин
Катя и Митя - Валерия Ерошенко, Роман Рощин / Фото: Наталья Зотова

— Вы вводите в спектакль песню «С любимыми не расставайтесь». И, конечно, предполагаете, что молодой зритель понятия не имеет о «Балладе о прокуренном вагоне» Александра Кочеткова, написанной в 1930-е годы и опубликованной в 60-е… Что строка-заклинание «С любимыми не расставайтесь», видимо, много значила для фронтовика Александра Володина… Что это? Ваша личная попытка восстановить распавшуюся связь времён? Как у Мандельштама: «…узловатых дней колена нужно флейтою связать»?

— Так это и есть культура, этим она и занимается – сохранением связи традиции с современностью! Встреча с любым хорошим автором погружает зрителя в его личные переживания и может побудить к знакомству с другими его произведениями, с контекстом его творчества.

Песенный вариант «Баллады о прокуренном вагоне» звучит в спектакле сначала в исполнении Макса Фадеева и Наргиз, в конце – в исполнении группы Uma2rman, а на поклоне её поют наши артисты. В этом мне видится красивая поколенческая преемственность.

Для Володина это был единственный случай, когда он назвал свою пьесу так лозунгово: «С любимыми не расставайтесь». Подозреваю, что неожиданно напечатанное стихотворение уже ушедшего из жизни автора подвигло драматурга к раскрытию темы расставания. И его призыв, лишённый пафоса, обращён к себе и ко всем нам. Ведь, чтобы не расстаться, а понять, простить и остаться, нужно порой большое мужество. Мы легкомысленно живём, разбрасываем камни, а когда нужно их собирать, оказывается, что времени совсем не осталось.

P. S. В спектакле заняты народная артистка РФ Марина Русакова, заслуженные артисты РФ Оксана Бгавина и Иван Кириллов, артисты Вероника Васильева, Юлия Волкова, Валерия Ерошенко, Дмитрий Евграфов и другие.

Беседовала Наталья Почернина,
«БелПресса», 6 марта 2020 г.

18.03.2020, 35 просмотров.

  • 75 лет
  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги