Пресса

Не отрекаются, любя. Свадьбы и разводы в новом спектакле щепкинцев

В Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М. С. Щепкина очередная премьера – спектакль «С любимыми не расставайтесь!» по пьесе Александра Володина.

Не отрекаются, любя. Свадьбы и разводы в новом спектакле щепкинцев

Это уже четвёртая постановка на щепкинской сцене Станислава Мальцева, главного режиссёра Иркутского драматического театра имени Н. Охлопкова. Белгородцы знают его по спектаклям «Любовь и голуби», «Земля Эльзы», «Жестокие игры». Выбор пьес не случаен – тема любви, семейных отношений привлекает пристальное внимание режиссёра.

Володин возвращается

В прошлом году исполнилось сто лет со дня рождения драматурга, киносценариста Александра Володина. Историю российского театра трудно представить без «Пяти вечеров», «Старшей сестры», «Ящерицы». А фильмы по его сценариям «Звонят, откройте дверь!» и «Осенний марафон» стали классикой отечественного кинематографа. Лиризм, поэтичность, иносказательность – приметы володинской драматургии, которая сегодня возвращается к нам.

Пьесе «С любимыми не расставайтесь!» почти полвека, но в это верится с трудом – настолько актуальна она в наши дни. Драматург чутко уловил тревожную тенденцию времени – непрочность семейных уз. Сегодня ситуация стала ещё острее. Всего несколько цифр: по данным статистики за минувший год, в России на 100 браков приходится 83 развода, а в Белгородской области – 87.

Судный день

Историю главных героев, Мити и Кати Лавровых, сыграли Роман Рощин и Валерия Ерошенко – супруги в спектакле и в жизни. Молодые актёры рассказали о драме своих ровесников из 1970-х, о том, как ревность и уязвлённое самолюбие привели любящих людей к разрыву. И только пройдя через боль расставания, ощутив горечь разлуки, они осознали цену ошибки.

В прологе спектакля – видеокад­ры: радостные лица женихов и невест в свадебных нарядах. Зритель узнаёт знакомые места Белгорода: Дворец бракосочетания, здание театра, фонтан… Кажется, что счастью молодожёнов не будет конца… И тем резче контраст между ожиданиями и реальностью.

На сцене – два плана. На первом – зал суда. Столы для судьи и секретаря, пишущая машинка, массивное кресло. И – неожиданно – микрофоны. Несколько разводящихся пар по очереди рассказывают свою историю семейного разлада, обращаясь не столько к судье, сколько к зрителям. По замыслу режиссёра, микрофоны должны подчёркивать неискренность признаний истцов и ответчиков «на публику». Но зритель воспринимает это скорее как стремление выйти за пределы замкнутого пространства, достучаться до каждого сидящего в зале.

Роль судьи – удачная работа народной артистки РФ Марины Русаковой. Её героиня внешне сдержанна. Но это не воплощение бездушного формализма, как иногда трактуют образ. В спектакле щепкинцев умуд­рённый жизнью человек пытается остановить распад семей. И зритель всякий раз испытывает облегчение, когда решение суда по делу о разводе откладывается.

Действие в спектакле, как и в пьесе, строится по принципу монтажа. Сцены с Митей и Катей Лавровыми чередуются с эпизодами бракоразводного процесса других пар. Они словно подтверждают толстовское: «Все счастливые ­семьи похожи друг на друга, каж­дая несчастливая семья несчастлива по‑своему». Роли супругов Козловых, Керилашвили, Мироновых, Беляевых, Шумиловых, Никулиных – совсем небольшие, но сыграны так, что заставляют зрителя задуматься: почему из‑за мелочных обид, нелепых ссор расстаются любящие? Ответ на этот вопрос – в спектакле: семьи рушатся, если нет желания понять ближнего, готовности идти на уступки, прощать.

Режиссёр Станислав Мальцев далёк от морализаторства и назидательности. Напротив, в его постановке сцены в суде окрашены мягким володинским юмором. А какой сочный комедийный образ расчётливой матери создаёт актриса Ольга Решетова, у которой всего‑то пара реплик!

Из этого ряда выбивается по тональности история семьи Никулиных. Он (заслуженный артист РФ Иван Кириллов) – ветеран войны, с орденскими планками, после 24 лет супружеской жизни решает расстаться с женой, чтобы вернуться к былой любви. Невозможно спокойно смотреть на стоящую рядом хрупкую, поникшую женщину (Наталья Зуева). Дрожащими руками она теребит сумочку, пытаясь скрыть волнение, и… отпускает мужа к другой, обрекая себя на одиночество.

Марина Русакова
Марина Русакова / Фото: Наталья Зотова

Сломать «перегородку»

Знаковый персонаж в спектакле, сыгранный заслуженной артисткой России Оксаной Бгавиной, – Женщина, пришедшая к Мите и Кате по объявлению об обмене. В её рассказе о перегородке, которая разъединила родных сестёр, причудливо переплелись абсурд жизни и символика.

Женщина – как посланница судьбы, её история – предсказание того, что ждёт Лавровых, и не только их, после расставания. Кому‑то может показаться, что эта ситуация – всего лишь плод фантазии драматурга. Не соглашусь. Лично знаю двух сестёр, которые не могут разрушить подобную «перегородку» в отношениях, – лет двадцать назад они сами её возвели.

«Чёртово колесо»

Второй план в спектакле – парковая площадка для игр и танцев. Сценография и костюмы действующих лиц (художник Марина Шепорнёва) воссоздают стиль ушедшей эпохи.

Зазывно светится разноцветными огнями аттракцион «Чёртово колесо». Массовик-затейник Валера ­(Андрей Манохин) заученно ­бодрым голосом приглашает молодожёнов и прочую публику поучаствовать в незатейливых развлечениях. «Бег в мешках» – игра, похожая на жизнь, или жизнь, похожая на игру? А марафон вокруг стульев, когда кто‑то непременно оказывается лишним, напоминает гонку в поисках «места под солнцем».

В эти сцены постановщик вводит танцы и песни прошлых лет в исполнении Муслима Магомаева, Валерия Ободзинского, Александра Серова… И зал в ностальгическом порыве отзывается на любимые мелодии, аплодируя в такт музыке.

Не отрекаются, любя. Свадьбы и разводы в новом спектакле щепкинцев - Изображение
Фото: Наталья Зотова

Есть ли жизнь после развода?

Митя Лавров пытается построить новые отношения с Ириной (Оксана Катанская). Катя с чёрной повязкой на глазах по правилам игры в салочки старается кого‑нибудь поймать. Но в итоге у каждого после развода – ничего, кроме пустоты.

Пьеса Александра Володина – всего несколько страниц лаконичного текста – даёт постановщику простор для сценического прочтения. Почему‑то в финальной сцене современные режиссёры, словно сговорившись, помещают заболевшую Катю Лаврову не в обычную, а в психиатрическую больницу, со смирительными рубашками, заломленными руками. Видимо, полагая, что нынешнего зрителя невозможно довести до катарсиса без ударной «дозы» мелодраматизма. И в постановке Белгородской драмы героиня не избежала подобной участи.

Но как бы там ни было, спектакль оставляет надежду на семейное счастье: и Мите с Катей, и другим парам, и зрителям в зале.

В спектакле трижды звучит песня «С любимыми не расставайтесь!» на слова «Баллады о прокуренном вагоне», написанной поэтом Александром Кочетковым в 1932 году. Под занавес её поют актёры, занятые в постановке, – как заклинание, к которому нас призывают прислушаться.

…Поздно вечером, после спектакля, на глаза попалось обращение в интернет-сообществе. Женщина просила: «Подскажите, пожалуйста, психолога для дочери десяти лет, чтобы подготовить к возможному разводу родителей. Очень ранимая девочка». Ответила: «Посмотрите с мужем спектакль «С любимыми не расставайтесь!». Может быть, не станете разводиться…».

Элла Габриэлова,
«Белгородская правда», 26 марта 2020 г.

Фото Натальи Зотовой

04.04.2020, 188 просмотров.

  • 75 лет
  • Bus.gov
  • белпресса
  • Год памяти
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры