Пресса

Мобилизованные и призванные. Судьбы актрис Белгородского драматического театра

Страшную весть о начале войны коллектив Белгородского драматического театра узнал, будучи на больших гастролях по Украине, в городе Геническе. По воспоминаниям директора Софьи Моисеевны Козловой, через два дня театр уже был в Мелитополе: «...несмотря на мобилизацию, светомаскировку, напряжение тех дней, спектакли проходили при переполненном зале. Это убеждало нас в том, что наше дело нужно людям...»

В сентябре театр вернулся в Белгород. По вечерам играли спектакли, а днем давали шефские концерты. Фронт подходил все ближе, и весь коллектив решено было отправить в отпуск. Но 14 сентября на общем собрании работников театра постановили: «Отдать отпускное время на обслуживание частей Красной Армии. Когда все напряженно работают, мы не имеем права отдыхать».

«Учитывая патриотический настрой коллектива», Курский областной отдел по делам искусств направил Белгородский театр на гастроли в Курск до 20 октября 1941 года. Не раз фронтовые концерты прерывались сигналами тревоги, налетами вражеской авиации, но артисты делали свое дело, считая себя «мобилизованными и призванными». «За время войны, - писала 10 октября 1941 года «Курская правда», - артисты театра дали 72 концерта для бойцов и трудящихся».

Враг подходил к Курску. Было принято решение об эвакуации, и через несколько дней белгородцы уезжали на восток с письмом облисполкома в адрес Управления по делам искусств Казахской и Узбекской ССР. В нем говорилось: «Директор театра тов. Козлова С.М. в период военных действий сохранила коллектив, перестроив его работу на военный лад, культурно обслуживая как население, так и части РККА... Просьба оказать всемерную помощь коллективу Белгородского театра, сохранившемуся как наиболее ценный, организованный и работоспособный». В годы эвакуации Белгородский театр получил название «Курский драматический театр».

В трудных условиях двухлетней эвакуации театр продолжал работать - играли спектакли, давали концерты... На его передвижной сцене шли постановки «Парень из нашего города», «Русские люди», «Жди меня» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, «Бесприданница», «Последняя жертва», «Без вины виноватые» А.Н. Островского. В марте 1943 года театр был отмечен благодарностью по Приказу Управления по делам искусств при Совете народных комиссаров РСФСР.

После освобождения Белгорода в августе 1943 года артисты вернулись в родной город, который встретил их безлюдьем и разрухой. Начали восстанавливать здание театра и уже в апреле 44-го открыли театральный сезон. С той поры возмужавшая, много повидавшая, выжившая театральная семья стала именоваться Белгородским драматическим театром.

Одной из первых послевоенных постановок театра стала «Молодая гвардия» по роману А. Фадеева. Премьера состоялась в декабре 1947 года в отремонтированном здании театра и прошла на «ура». Зрители по несколько раз приходили на этот спектакль - его тема, события были близки и понятны белгородцам, которые сами пережили все ужасы немецкой оккупации, помнили своих героев-подпольщиков, массовые аресты и казни.

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории Белгородской драмы (неслучайно военная тема не уходит из репертуара театра) и в судьбах многих служителей сцены поколения «сороковых-роковых». Но сегодня хотелось бы вспомнить о трех трудных, ярких и достойных женских судьбах.

Евгения Александровна Ярцева (1925-2005), заслуженная артистка РСФСР

Евгения Ярцева родилась 16 сентября 1925 года в Рязани в семье служащих. Мать воспитывала троих детей, отец работал бухгалтером. В 1942 году по окончании средней школы Евгения поступила в театральную студию при Рязанском областном драматическом театре. В последующие два военных года (1943-1944) в составе фронтовой эстрадно-концертной бригады она побывала во многих городах прифронтовой полосы: Харьков, Запорожье, Феодосия, Керчь. Выступала в воинских подразделениях, госпиталях, на аэродромах. Евгения Александровна не участвовала в боевых действиях, но своим искусством служила Родине в страшные годы Великой Отечественной войны.

В 1945 году Е.А. Ярцева окончила театральную студию в Рязани и поступила в Школу-студию МХАТ. Прошла все три тура отбора, но учиться не пришлось из-за материальных трудностей в это сложное послевоенное время. Девушка вернулась в родной рязанский театр.

За 60 лет творческой деятельности Евгения Александровна служила в театрах России, Украины, Молдавии: в Гродно, Луганске, Бельцах, Рязани, Кемерово, Уфе. Именно в Уфе она познакомилась со своим будущим мужем - режиссером Рэмом Байером. В 1965 году вместе с семьей Е.А. Ярцева переехала в Белгород на постоянное местожительство и начала работать в Белгородском драматическом театре имени М.С. Щепкина. Белгородской сцене она отдала 40 лет. В памяти белгородцев навсегда останутся созданные актрисой образы волевых, решительных, смелых и страстных женщин в спектаклях по произведениям Ф. Шиллера, А.Н. Островского, Л.Н.Толстого, А. Калинина, Э. де Филиппо, В. Дельмар, А. Касоны. В творческой биографии Евгении Александровны насчитывается около 400 ролей. 14 августа 1978 года ей присвоили звание «Заслуженная артистка РСФСР».

До последнего времени Евгения Александровна активно занималась общественной деятельностью - была депутатом областного и городского Советов народных депутатов, участвовала в жюри различных военно-патриотических конкурсов и фестивалей. Награждена орденом Трудового Красного знамени, ей присвоено звание «Почетный гражданин города Белгорода».

Евгения Александровна Ярцева ушла из жизни 8 сентября 2005 года. Похоронена в Белгороде.

Ираида Петровна Банина (1926-2017)

Ираида Банина родилась в 1926 году в Туле. Во время Великой Отечественной войны семья Баниных осталась в Туле. К октябрю 1941 года город оказался в полуокружении и ежедневно подвергался артиллерийскому и минометному обстрелу, воздушным налетам и танковым атакам. Мирное население активно участвовало в обороне города.

Тульский дворец пионеров организовал концертную бригаду для обслуживания частей Красной армии, оборонявших город от фашистов, и раненых в госпиталях. Пятнадцатилетняя Ираида Банина записалась в концертную бригаду одной из первых. Днем юные артисты дежурили в госпиталях у постелей тяжелораненых бойцов, а вечером давали концерты в самой большой палате. Выступали дети и по Тульскому радио, и в воинских частях. Концертная бригада выступила и перед французскими летчиками авиаполка «Нормандия-Неман». Артистам нужно было обладать большим мужеством и хладнокровием, ведь не раз фронтовые концерты прерывались сигналами тревоги, налетами вражеской авиации. Импровизированной сценой для них служил открытый кузов грузовика.

Тульская оборонительная операция с 24 октября по 5 декабря 1941 года была частью битвы за Москву. В ходе героической обороны Тулы советские войска сковали две танковые армии противника, преградив путь на столицу. Когда 3 мая 1944 года вышел указ о награждении участников концертной бригады Тульского дворца пионеров, медаль «За оборону Москвы» получила и Ираида Петровна Банина.

После окончания Тульской театральной студии в 1947 году И.П. Банина приехала в Белгород и поступила на сцену Белгородского драматического театра. Дебютом стала роль Ульяны Громовой в спектакле «Молодая гвардия».

«Мы ставим перед собой задачу - создать спектакли, достойные наших зрителей, замечательных советских людей, возрождающих свой родной город, вселить в них бодрость и еще более крепкую уверенность в радостном завтрашнем дне», - писали в «Белгородской правде» выпускники Тульской театральной студии.

За время работы в Белгородском драматическом театре имени М.С. Щепкина И.П. Баниной сыграла около 150 ролей.

Ираида Банина ушла из жизни в июне 2017 года. Похоронена в Санкт-Петербурге.

Мария Ильинична Баскова-Малкина (1924-2019)

Мария Баскова родилась 21 июля 1924 года в деревне Ташлияр (Татарская АССР). Когда началась война, ей было 17 лет. В военкомате города Горького ей отказали в мобилизации из-за роста и возраста и посоветовали идти в райком комсомола. Там девушку направили в госпиталь, чтобы она организовала библиотеку и помогала раненым. Мария Ильинична ходила по палатам, читала стихи и писала письма от раненых солдат домой, пела песни «Синенький скромный платочек», «Уезжал солдат из дома...» А еще помогала киномеханику. Но вскоре тот ушел на фронт, и она встала на его место. «Ты заменила бойца, ушедшего на фронт...», - говорил Марии замполит эвакогоспиталя № 2813. «Помни, - наставлял он, - труд киномеханика - это ответственное дело! Работай так, чтобы у тебя не было срывов, и чтобы тебе не кричали: «Сапожник!»

В Горьковском главкинопрокате М.И. Басковой выдали удостоверение киномеханика, а также разрешение на получение картин. Это был конец 1942 года. И в это время госпиталь отправился на фронт, разместившись в прифронтовой Туле. Вокруг Тулы, вдоль линии фронта, полевые госпитали располагались в больших брезентовых палатках. Марии с первых дней поручили показывать фильмы и там, для чего выделили повозку с лошадью и возчиком. «Случалось, - вспоминала Мария Ильинична, - попадали под обстрел. Во время просмотра фильмов часто объявляли тревогу, отключали свет и прерывали показ». И тогда по просьбе раненых бойцов киномеханик рассказывала сюжет фильма, с увлечением изображая героев мимикой и голосами, даже танцевала и пела за них.

В 1944 году Мария Ильинична Баскова поступила в театральную студию при Тульском областном драматическом театре имени Горького и до конца войны уже в составе концертной группы учащихся Тульского драмтеатра обслуживала воинские части. В 1947 году белгородская труппа была сформирована из выпускников именно этой студии. Прежде чем стать актерами нового театра, тульские студийцы работали на строительстве разрушенного Белгорода. Дебютировала Мария Ильинична на белгородской сцене в роли Радика Юркина в спектакле «Молодая гвардия».

В театре М.И. Баскова проработала 36 лет, сыграв более 200 ролей, среди которых множество в спектаклях детского репертуара. Выйдя на пенсию, продолжала заниматься творчеством: в образе нянюшки Арины выступала в Парке культуры и отдыха, вела развлекательные программы для детей. Всегда была активным членом Белгородского отделения Союза театральных деятелей России.

Мария Ильинична Баскова прожила долгую яркую жизнь. Она ушла из жизни 31 июля 2019 года в возрасте 95 лет. Похоронена в Белгороде.

Раиса Фирсова,
«Страстной бульвар, 10», №9-229/2020

22.06.2020, 39 просмотров.

  • 75 лет
  • Bus.gov
  • белпресса
  • Год памяти
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры