Пресса

Уроки Грибоедова

Новый, 85-й сезон БГАДТ имени М. Щепкина открыл комедией Александра Грибоедова «Горе от ума». На белгородской сцене она была поставлена в 2005 году народным артистом России Борисом Морозовым. У спектакля – счастливая судьба. Постановка побывала на различных российских фестивалях, собрала множество престижных наград. В нынешнем году, юбилейном для классика, режиссёр подготовил обновлённую версию спектакля-«долгожителя».

                                          Чацкий и другие

Без малого два столетия назад эта гениальная пьеса вышла из-под пера Александра Грибоедова. Но как созвучна она нашему времени!

Борис Морозов, надо отдать ему должное, не поддался искушению «осовременить» классику. Новомодные интерпретации, как правило, неудачные, сегодня не редкость на российских подмостках.

В одном из интервью режиссёр заметил: «Для меня “Горе от ума” – это прежде всего пьеса о любви». В своё время Мейерхольд в споре с Немировичем-Данченко остроумно возразил: будь дело в страстях, пьеса называлась бы «Горе от любви».

Думается, сегодня «Горе от ума» интересно зрителю прежде всего драматическим противостоянием неординарной личности и косного большинства. Непримиримый конфликт инакомыслящего Чацкого с ретроградом Фамусовым и его окружением – из разряда вечных.

Режиссёрская концепция, мизансцены, сценография в спектакле остались прежними. Изменения коснулись состава исполнителей. В ролях представителей московского дворянства – «старая гвардия» щепкинцев. В остальных заняты молодые актёры, недавно пополнившие труппу.

В роли Чацкого зрители увидели Владимира Дорогина. На сцену БГАДТ он впервые вышел в 2019 году. И сразу же, подобно своему герою, попал «с корабля на бал», пройдя серьёзное испытание ролью Глумова в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе Александра Островского. И вот новая работа, не менее сложная – Чацкий в комедии Грибоедова.

«Есть роли, для которых актёр или хорошо сценически подготовлен, но зато уже немолод, или молод, но ещё неопытен. И эти роли так и не находят идеальных исполнителей. Чацкий – из них». С Немировичем-Данченко трудно не согласиться.

Стать центром притяжения зрительского внимания, а не просто декламатором – задача не из простых. И чем разнообразнее краски актёрской палитры, тем интереснее образ.

 Не всё в рисунке роли Чацкого показалось оправданным. Может быть, не обязательно при первом появлении падать перед Софьей? Признание героя: «…и я у ваших ног» – всего лишь «игра слов», как заметил современник Грибоедова Пётр Вяземский. Пыл, с которым Чацкий–Дорогин после долгой разлуки сжимает в объятиях подругу детства, чрезмерный. Если следовать ремарке Грибоедова, герой «с жаром целует руку». И только. ХIХ век был всё же куда более чопорным и строгим, чем XXI, когда дело касалось внешней стороны отношений мужчины и женщины.

Софья – образ, ускользающий от однозначной трактовки. Загадка этого персонажа приводила в замешательство не одного Пушкина. В этой московской барышне, сыгранной Натальей Чувашовой, есть и показное смирение, и упрямство, и избалованность, и холодная отчуждённость. За время отсутствия Чацкого она сотворила для себя ложный идеал, за что в финале ей придётся пережить крушение надежд.

Роль «двуликого Януса», Молчалина, которым, на свою беду, увлеклась Софья, в новой версии досталась Илье Кузьмину. Немногословный, с печатью лакейской угодливости во всём облике, его герой способен ввести в заблуждение не только юную, неопытную Софью, но и самого Фамусова.

 Не совсем понятно, почему служанка, крепостная Лиза (Екатерина Максюта), внешне выглядит не по статусу ярко. Одета почти так же, как её хозяйка, на обеих девушках – броское ожерелье. Не сразу различишь, где горничная, а где барская дочь.

Полковника Скалозуба, «созвездие манёвров и мазурки», в разное время играли народный артист России Виталий Стариков и заслуженный артист России Виталий Бгавин. Новый исполнитель Сергей Штатнов создаёт отнюдь не комический образ солдафона, у которого наготове свой, доморощенный способ борьбы с вольнодумством: «Я <…> вам фельдфебеля в Вольтеры дам».

Андрей Манохин роль пустозвона Репетилова превратил в неудержимую буффонаду, оттесняя на задворки партнёров. Надо ли говорить, что подобное «перетягивание одеяла» разрушает ансамбль.

«Отъявленный мошенник, плут», тайный осведомитель охранного отделения, Загорецкий появляется на званом вечере в доме Фамусова… в очках, напоминающих грибоедовские. Зритель теряется в догадках: в чём скрытый смысл этой детали?

                                  В поисках ответов

От костюмов действующих лиц, созданных московским художником Ольгой Сидориной, трудно оторвать взгляд. Но для чего старуху Хлёстову, замечательно сыгранную заслуженной артисткой России Ириной Драпкиной, облачили в эффектное бордовое платье? Сценический наряд должен работать на образ. В случае с властной московской барыней в зрительском восприятии возникает некий диссонанс.                        

Спектакль оформлен Михаилом Смирновым в стиле ушедшей эпохи: отливающие глянцевым блеском белые колонны, треугольный фронтон, дверь, за которой угадывается анфилада комнат в доме Фамусова. Большие напольные часы воспринимаются как символ времени – «века нынешнего и века минувшего».

Замечательна музыкальная партитура. В спектакле звучат знаменитые грибоедовские вальсы, и это создаёт особую атмосферу на сцене.

Язык комедии, блистательный, афористичный, доставляет истинное наслаждение. Но поэтический текст XIX века, со старинными оборотами, всё же требует особенно выразительной подачи. К сожалению, на пути от сцены к зрительному залу не обходится без акустических потерь.

Театр готовил премьеру в непривычных условиях ограничений, связанных с пандемией. Обновлённая постановка заиграла новыми красками. Яркий, живой спектакль по-настоящему волнует, заставляет размышлять, искать ответы на «проклятые вопросы» бытия.

Элла Габриэлова,
«Белгородская правда», №40 2020 г.                                                        

20.10.2020, 223 просмотра.

  • 75 лет
  • Bus.gov
  • белпресса
  • Год памяти
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры