Пресса

БЕЛГОРОД. «Горе от ума»: второе рождение спектакля

85-й сезон в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина открылся повторной премьерой спектакля «Горе от ума» А.СГрибоедова в постановке народного артиста России Бориса Морозова.

У этого спектакля Белгородской драмы долгая и славная история. Первое его представление состоялось 10 сентября 2005 года, а вскоре он был показан в программе VI Всероссийского театрального фестиваля «Актеры России - Михаилу Щепкину». Тогда один из членов экспертного совета назвал «Горе от ума» лучшим спектаклем фестиваля и одним из лучших спектаклей Бориса Морозова. Критика отмечала, что режиссеру удалось найти тему внутри пьесы Грибоедова и последовательно провести ее через весь спектакль. Сам Борис Афанасьевич эту тему вполне определенно сформулировал в предпремьерном интервью: «Для меня «Горе от ума» - это прежде всего пьеса о любви». И очень четко следуя своему замыслу, при этом не разрушая смысла и духа грибоедовской комедии, ярко, крупно показал драму столкновения живого чувства с раз и навсегда заведенным, хорошо отлаженным механизмом, где каждое колесико, каждый винтик - на своем месте и выполняет свою функцию.

В первом составе спектакля были блистательные актерские работы. Павел Афанасьевич Фамусов в исполнении Николая Черныша представал искусным дирижером московского света, выразительным мановением руки запускавшим и останавливающим механистическое движение по кругу танцующих пар. И каким беспомощным и трогательным в отцовской любви, комичным и понятным в ревностном отношении к дочери видели зрители всесильного Фамусова в своем доме! Очень неожиданным был полковник Скалозуб (Виталий Стариков) - вовсе не глупый служака, но боевой офицер с чувством собственного достоинства, прячущий за армейским юмором ироническое отношение к светским попрыгунчикам. А какой страшный человеческий тип воплотил в сценическом образе Молчалина артист Владислав Клепацкий! Красивый, изящный, тонкий, Молчалин по-кошачьи мягко подкрадывался к своей цели, змеей вползал в сердцевину фамусовского дома, с собачьей готовностью рвался услужить хоть хозяину, хоть собачке Хлестовой. Хлестова же в исполнении Ирины Драпкиной - хлесткая, жесткая, всему и всем знающая цену московская барыня - только лишь повелительной интонацией и указующим жестом останавливала навязчивые притязания Молчалина. Актерская работа Ирина Драпкиной была отмечена дипломом IV Международного театрального форума «Золотой Витязь» (2006) - за лучшую роль второго плана.

В роскошном актерском ансамбле спектакля Игорь Ткачев и Вероника Васильева - исполнители ролей Чацкого и Софьи - пронзительно, эмоционально играли драму не-встречи двух «горячих сердец», близких людей, достойных друг друга характеров... По-цветаевски - «Рас-стояние: версты, мили... Нас рас - ставили, рас - садили...»

Чацкий Игоря Ткачева влетал, врывался в дом Фамусова, захлебывался скороговоркой, стремясь сказать сразу все и обо всем, задыхался от избытка чувств, признаваясь Софье в любви. А она, едва сдерживаясь, чтобы не ответить на горячечный порыв былого возлюбленного, обжигала его холодностью, отстраняла на безопасное для своего сердца расстояние. И лишь в последнем повороте гордой, красивой головы Вероники Васильевой, прощальном взгляде в сторону Чацкого зрители читали искреннее отчаяние Софьи, осознавшей, что теряет настоящую любовь и этого странного, но дорогого ей человека, теперь уже навсегда.

«Горе от ума» стало событием культурной жизни Белгорода. Зритель полюбил этот молодой, живой, опрокидывающий школярские представления о хрестоматийной пьесе, спектакль. Высокую оценку он получил и у экспертов авторитетных театральных фестивалей. Среди наград спектакля - Гран-при XI Международного театрального фестиваля «Белая Вежа» в Бресте (2006), приз «Серебряный Витязь» и несколько дипломов IV Международного театрального Форума «Золотой Витязь» (2006), первая премия Центрального федерального округа в области литературы и искусства (2006), диплом Всероссийского театрального фестиваля «У Золотых ворот» во Владимире (2008). С большим успехом спектакль был показан на гастролях в Москве, Ярославле, Саратове, Сыктывкаре, Туле...

Пятнадцать лет - солидный срок для спектакля. Из первого его состава «иных уж нет, а те далече», премьер щепкинской сцены Виталий Стариков, начинавший в роли Скалозуба, стал играть Фамусова, произошло несколько значимых актерских вводов, исполнители главных героев из молодых артистов перешли в разряд зрелых мастеров сцены... Казалось бы, можно и попрощаться с «Горем от ума»! Но против были белгородские зрители, просившие вернуть в афишу театра любимый спектакль. И руководство театра пошло на то, чтобы восстановить материальную часть «Горя от ума», заново сшить сценические костюмы, ввести на роли молодых героев молодых артистов театра и пригласить Бориса Афанасьевича Морозова для работы над обновленной версией спектакля.

Его премьера должна была завершить прошлый сезон, но из-за пандемии, остановившей театральную жизнь почти на полгода, открыла новый сезон Белгородской драмы. И снова под звуки грибоедовских вальсов (они аранжированы заслуженным работником культуры Русланом Родионовым так искусно, что в них мы чувствуем и светлый лиризм, и нарастающую тревогу, и безысходно трагические интонации, и скрежет часового механизма, безжалостно отмеряющего время нашей жизни) на глазах зрителей разворачивалась драма крушения любви, надежд и мечтаний героев классической комедии.

Конечно, новое поколение артистов Белгородской драмы принесло в спектакль новые краски, акценты, смыслы, дух сегодняшнего дня. Чацкий в исполнении Владимира Дорогина не кажется безрассудным, порывистым юношей. Нет, он является в дом Фамусова вполне уверенным в себе и в чувствах Софьи, которой не писал три года. Он совершенно серьезно по каждому поводу и без него выступает с программными заявлениями и обличениями, не замечая неуместности и даже комизма этих выступлений. Он очень похож на «сердитого молодого человека» из современной российской блогосферы. Не потому ли умная московская барышня Софья (Наталья Чувашова) так пристально, придирчиво вглядывается в бывшего возлюбленного: «Уж не пародия ли он?»

И все-таки логика режиссерского решения создает мощное магнитное поле между героями! Когда Чацкий падает перед Софьей на колени и горячо обнимает ее, кажется, что вот-вот она забудет о своей обиде и погладит, успокаивая, эту буйную голову нежной рукой... Но нет! Очередная его глупая колкость отталкивает Софью и заставляет начать новый - жестокий - виток мести Чацкому. Наталья Чувашова словно набирает воздух в легкие, чтобы вслед за случайно брошенным: «Он не в своем уме...» мягко, ненавязчиво пустить среди столичных сплетников слух о сумасшествии Чацкого. И с этого момента Владимир Дорогин действительно ведет своего героя по зыбкой грани здравомыслия и душевного смятения, когда «ум с сердцем не в ладу». Правда, вспоминая слова режиссера пятнадцатилетней давности о дальнейшей судьбе Чацкого («Его ожидает трагическое будущее. Это или «русская рулетка» или поиск себя в ратном деле»), мысленно делаешь поправку: нет, все-таки этот Александр Андреевич «русской рулеткой» баловаться не будет, скорее - писать язвительные «письма издалека».

В новой версии «Горя от ума» очаровательная, живая, озорная Лиза (Екатерина Максюта), она - скорее наперсница и конфидентка барышни, нежели служанка. Молчалин в исполнении Ильи Кузьмина - персонаж довольно комичный. Этот Алексей Степанович с дуболомным упорством идет к своей цели и способен обмануть лишь Софью, которая сама рада своему обману. Ярко, сочно, смешно играет полковника Скалозуба Сергей Штатнов, а в роли Графини-внучки Хрюминой поражает острым, точным, филигранным актерским рисунком Айгуль Халиуллина.

Но все-таки центром спектакля становится Виталий Стариков в роли Фамусова. Вот где «сто пудов» любви! Отцовской любви, нежности, ревности и желания счастья дочери. Как трогателен Павел Афанасьевич в своих чувствах, как бессилен в стремлении уберечь единственную дочь от роковой ошибки, как жалок в громовом негодовании. Понятно ведь, что умненькие московские девчонки крутят им, как хотят, что побушует Фамусов, остынет, свои слова про «деревню, глушь, Саратов» возьмет обратно и снова начнет подыскивать своей любимице приличного жениха.

Найдет ли? Лицо Софьи, обращенное вслед стремительно убегающему из Москвы Чацкому, распахнутые, в слезах, печальные глаза, прямая спина, которую она держит из последних сил, прежде, чем согнуться от острой боли - не оставляют надежды на простое фамусовское счастье.

Наталья Почернина,
«Страстной бульвар, 10», №2-232

Фото Натальи Зотовой

19.11.2020, 19 просмотров.

  • 75 лет
  • Bus.gov
  • белпресса
  • Год памяти
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры