Пресса

К Достоевскому

Театральный критик из Архангельска Ольга Истомина побывала на  XXIV Международном театральном фестивале Достоевского, который состоялся в Великом Новгороде в ноябре 2020 года. По итогам фестиваля она написала обзор для сайта о театре «Летающий критик». В нём упоминается и спектакль БГАДТ имени М.С. Щепкина «Идиот» Ф. Достоевского в постановке народного артиста РФ Семёна Спивака. Предлагаем фрагмент, посвящённый трём интепретациям романа «Идиот», вашему вниманию. 

Три версии «Идиота»

В спектакле «Идиот. Финал» Камерного драматического театра «Левендаль» (Санкт-Петербург) в постановке Искандера Сакаева ближе к финалу тоже звучит текст из пьесы Клима. В центре — конфликт между князем Мышкиным (Денис Авхаренко) и Парфеном Рогожиным (Ранис Ахметгареев), а вокруг него существуют три ипостаси Настасьи Филипповны (Анастасия Воронина, Ксения Байдураева и Анна Бухарская). Режиссер взял за основу последние главы романа, и зритель с самого начала попадает в швейцарскую клинику (в шумовой партитуре спектакля отчетливо слышны неприятные постукивания и звон металлических и стеклянных предметов), где князя Мышкина, сидящего в больничном кресле с пустым взглядом, обращенным внутрь себя, катает Парфен Рогожин. В скупых декорациях разворачиваются психологические поединки и душевные драмы, доходящие порой до крика и физической боли.


«Идиот. Финал». Камерный драматический театр «Левендаль».

Внутренний мир персонажей транслируется яркими мазками, широкими и резкими жестами, говорящими деталями. Три Настасьи Филипповны — гордая красавица в черном платье, стремящаяся показаться старше, почти девочка с наивным лицом (в девчачьем красном платьице, она тем не менее оказывается на самом деле средоточием страсти) и спокойная женщина в белом платье до пят, долгое время сидящая спиной к зрителям, пока вокруг бушуют страсти… Действие движется вспять, воссоздаются встречи и разговоры, отдельные сцены проигрываются заново, вновь и вновь повторяясь, но звуча по-другому — в зависимости от того, какая сторона личности предстала перед нами. Этот прием, вслед за Юрием Бутусовым нередко используемый сегодня режиссерами, работает на общий замысел спектакля как размышление о вариативности жизни. Но как напоминание о фатальной неизбежности звучит снова и снова: «Жил на свете рыцарь бедный…», не оставляя вариантов для финального исхода, он в любом случае трагичен — несмотря на то что в конце Мышкин и Рогожин меняются местами (и судьбами?).

«Идиот» Сергея Федотова в Пермском театре «У Моста» предлагает подробное рассматривание персонажей романа, вглядывание в них. Князь Мышкин (Сергей Мельников) здесь — явно больной человек, и не то чтобы не от мира сего, но как будто чем-то изнутри ушибленный. Его тонкая слабая фигура, наклоненная голова, неуверенный голос производят отталкивающее впечатление — впрочем, так же, как и другие персонажи: темное начало присутствует во всех героях. Совсем не привлекательная Настасья Филипповна, одержимая сиюминутными идеями (Милена Хмылова), вызывает не сочувствие и не восхищение, но непонимание — почему она оказывается так важна для Рогожина (Владимир Ильин) и тем более для Мышкина. В этом спектакле перед нами проходит мир одержимых (каждый своим), поэтому кажется вполне оправданным придуманный режиссером жанр представления — «наваждение».


«Идиот». Пермский театр «У Моста»

«Идиот» Белгородского драматического театра имени М. С. Щепкина в постановке народного артиста России Семена Спивака по настроению иной — спокойный, гармоничный, излучающий свет и тепло. И вся постановка — выверенная и аккуратная, словно резная шкатулка, в которой нет никаких роковых изъянов. Сестры Епанчины — Аглая, Александра и Аделаида в белых платьях с тонкой кружевной отделкой (Наталья Чувашова, Нина Кранцевич и Оксана Катанская) — воплощение женственности, красоты и благородства. А князь Мышкин — простой недалекий человек, как будто действительно по своей наивности не понимающий разворачивающейся вокруг него драмы. Илья Васильев играет его неловким, смущающимся и светлым — без надломленности. Настасья Филипповна в исполнении Вероники Васильевой — красива, неприступна, своенравна, но тоже без какой-то душевной тайны и боли. В этом спектакле, кажется, вообще нет ничего таинственного и противоречивого — «один день из жизни князя Мышкина» оказывается картиной жизни одной семьи, спокойствие которой ненадолго нарушило появление странного гостя из-за границы. Может быть, в спектакле не хватает внутренней борьбы и страстей, которые обычно присущи героям Достоевского, но при этом в актерской игре есть много психологических подробностей, в которые интересно всматриваться и вслушиваться.


«Идиот». Белгородский драматический театр имени М. С. Щепкина.

Ольга Истомина (г. Архангельск),
Сайт «Летающий критик», 26 ноября 2020 г. 

07.12.2020, 241 просмотр.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • Управление культуры