Пресса

Так много женщин, воплотившихся в одной / Марина Русакова (Белгород)

28 октября актриса Белгородского государственного академического драматического театра им. М.С. Щепкина Марина Русакова отметила юбилей. Путь к сцене этой актрисы нельзя назвать легким. Она родилась и выросла на побережье Балтики, в латвийском городе Лиепая. Стойкость и целеустремленность характера проявились уже тогда, когда она уехала за тысячу с лишним километров от родного дома штурмовать столичные творческие вузы, потому что поняла - театр станет ее профессией на всю жизнь. Судьба в итоге привела юную абитуриентку в Воронеж - там Марина встретила своего мастера Виолетту Владимировну Тополага, одного из самых известных театральных педагогов страны. Четыре года совместной работы, обучение ремеслу, которое она сама начнет преподавать через много лет...

В мае 1986 года она приехала работать в Белгородский драматический. Тогда главным режиссером театра был Геннадий Косюков - самобытный, неистово преданный своему делу. Он сразу дал молодой актрисе главную роль в спектакле «Вся надежда» по известной пьесе Михаила Рощина. Дебютировать в столь сложной роли, как Надя - испытание для вчерашней студентки, но Марина прошла его с честью. За этим спектаклем последовали другие: «Недоросль», «Дамы и гусары», «Спортивные сцены 1981 года», «Игра в фанты», «Звезды на утреннем небе» - все становились событиями в городе, и ее работы тоже не оставались незамеченными. Как писала в книге-летописи о театре Людмила Кондратьева, «она вспорхнула над актрисами-сверстницами уже в самых первых ролях...» Могла быть комедийной и трагической, женственной и жесткой, лиричной и бытовой. Предельно внимательно слушала режиссеров и всегда стремилась исполнить любую роль как можно точнее - эта требовательность к себе, стремление достичь максимума в профессии всегда отличали актрису Русакову.

В 1993 году произошла ее встреча с режиссером Феликсом Берманом и работа в спектакле «Деревья умирают стоя». Она смогла быть достойной именитых партнеров - Владимира Бондарука, Евгении Ярцевой, Владимира Ярмака. Ее Марта-Изабелла запомнилась необыкновенно красивой и женственной, движения были плавными, походка - легкой. А еще - низкий, богато интонирующий, необыкновенно приятный слуху голос; тот, что белгородский зритель не спутает ни с чьим другим. В то время у актрисы было немного ролей - сказался перерыв, связанный с рождением сына, и хотелось узнавать, кто она, эта незнакомая актриса, следить за ее творчеством... Такая возможность вскоре предоставилась в полной мере: новый главный режиссер Юрий Чернышёв стал активно занимать Русакову в своих спектаклях. У него она сыграла в комедиях «Гусар из КГБ» и «Ретро», обнаружив прекрасное чувство юмора и удивительную способность к перевоплощению - еще бы, ведь обе героини были старше актрисы раза в два! Совершенно другой, величественно прекрасной и трагической фигурой предстала Марина в роли Изольды («Тристан и Изольда» А. Бруштейн). И особенной удачей обернулась встреча с драматургией Теннесси Уильямса, когда Чернышёв поставил «Трамвай «Желание», спектакль сложный, нервный, непривычный тогда для белгородской сцены.

Русаковой досталась роль Стеллы, а Стенли играл Владимир Подмогильный, и их дуэт был чувственным, запоминающимся. Актриса в этой роли предстала гибкой, загадочной, поразительно чувствующей тонкую психологическую ткань пьесы. Отношения с мужем, перед грубой страстностью которого она не могла устоять, плохо скрываемое раздражение от появления сестры (Бланш замечательно играла Ирина Драпкина), невозможность выбора между двумя близкими людьми - все было сыграно актрисой точно и глубоко.

Настоящей примой французской лирической комедии Роксаной предстала Марина Русакова в пьесе Ф. Дорэн «Самая-самая»; надломленной и страдающей Мадленой в «Кабале святош»; хищной и страстной синьорой Капулетти в «Ромео и Джульетте».

Знакомство с Анатолием Морозовым, который приехал в Белгород для постановки тургеневского «Месяца в деревне», переросло в долгое и плодотворное сотрудничество актрисы и режиссера. Работа с ним, по признанию Марины Александровны, дала ей бесценный опыт. В том спектакле она сыграла Наталью Петровну, и ее героиня была не просто влюбленной женщиной: за свойственной актрисе сдержанностью рисунка роли таилась настоящая буря чувств. Все на сцене дышало Тургеневым. Тонкая, блестящая вязь актерской игры, свет, пронизавший сцену, плетеная мебель - все создавало светлую, немного грустную атмосферу русского девятнадцатого века. Русакова смотрелась в декорациях дворянского поместья удивительно гармонично. Она из тех актрис, которым идут «костюмные роли», и Анатолий Морозов предложил ей множество таких: Огудалова в «Бесприданнице», Москалёва в «Прощальной гастроли князя К.», Ольга в «Трех сестрах».

Владимир Андреев, в то время художественный руководитель Московского театра имени М.Н. Ермоловой, поставил в Белгороде три спектакля, и в двух из них блистал дуэт Марины Русаковой и Виталия Старикова. И в «Старинной лампе», и в «Льве зимой» они сыграли супругов, как будет еще не раз на белгородской сцене. На высоком эмоциональном градусе они существовали в этих спектаклях, проживая любовь, обиду, разочарование, и... снова любовь.

Озорная, азартная, заражающая искренностью и энергией - такой можно описать работу Марины Александровны в спектакле по пьесе Иржи Губача «Наполеон и Жозефина», где она сыграла заглавную роль. С Андреем Тереховым (Наполеон), они составили замечательный, яркий дуэт - и на сцене, и в жизни. Уже более 30 лет их семье, в которой вырос сын Егор.

Борис Морозов, сотрудничающий с БГАДТ более 15 лет, поставил на нашей сцене девять спектаклей, преимущественно по классической драматургии. И в семи из них занята (или была занята) народная артистка России Марина Русакова. Репетируя Гурмыжскую в «Лесе», она стала одной из самых молодых исполнительниц этой роли, что не помешало ей создать емкий, хлесткий образ. Марья Васильевна Прибышева из «Завороженного семейства» сыграна Русаковой с огромным обаянием - чувствуется симпатия актрисы к своей героине, милой, доброй хлопотунье, матери большого семейства. Программной для актрисы стала Раневская в спектакле «Вишневый сад». Красивая, уставшая женщина, на первый взгляд всеми любимая, но бесконечно одинокая - Раневская Русаковой добра и эгоистична, искренна и фальшива одновременно.

Подкупает готовность актрисы к любой интересной работе, даже если это не главная роль. Как, например, Анна Хороших («Прошлым летом в Чулимске»), Евгения Костромитина («Одноклассники»). С виртуозным мастерством сыграла Русакова эти роли - но со свойственной ей скромностью и «негромкостью». Она - замечательная партнерша, об этом многие годы говорят все, кому посчастливилось встретиться с нею в спектакле. Выражение «тянуть на себя одеяло» чуждо ей как никому, для нее, наделенной врожденной интеллигентностью, крайне важно не помешать, не нарушить, не перебить... и любой артист рядом с ней играет еще ярче, еще интереснее.

Особенной в череде ролей стала Филумена Мартурано в знаменитой пьесе Эдуардо де Филиппо.

... Женщина сидит на стуле посреди сцены, очертания ее фигуры выхвачены световым пятном. В ее собранной позе, в напряженных плечах - боль прожитого и страх за будущее. Рассказывая свою историю невольным зрителям, стоящим за спиной, она не кричит и не плачет - тем страшнее вникать в смысл ее негромких слов. Лишь несколько раз за два с лишним часа сценического времени она выйдет из себя и сорвется на крик, не в силах нести одна свою тайну...

У Русаковой героиня итальянской комедии вырастает в трагическую фигуру. Актриса так глубоко проживает историю своей Филумены, так наполненно рисует нам ее духовный мир, что хочется неотрывно следить за каждым движением, внимать каждому слову.
А как не рассказать о Турусиной в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты», поставленном Морозовым? Если Русакова играет комедию - право, это истинное удовольствие. Снова дуэт с Виталием Стариковым (Крутицкий), но на этот раз какой веселый, какой искрящийся иронией, пониманием всего и вся про своих героев.
Важные работы последних лет появились в биографии Марины Русаковой в сотрудничестве с режиссером Станиславом Мальцевым.

Первой из них стала «Земля Эльзы» Ярославы Пулинович, в которой актриса сыграла Эльзу - женщину, в почтенном возрасте неожиданно встретившую свою главную любовь. Дуэт Марины Александровны с Иваном Кирилловым получился пронзительно щемящим, невероятно лиричным. Тема любви продолжилась и в последнем спектакле, поставленном Мальцевым на белгородской сцене - «С любимыми не расставайтесь». Марина Александровна играет Судью. Но персонаж, скупо выписанный Володиным, внезапно оборачивается... Тамарой из «Пяти вечеров». И жесткая Судья вдруг снимает очки и становится женственной, мягкой, внимательно слушающей своего партнера, Ивана Кириллова...
Совсем иная - Мурзавецкая из спектакля «Волки и овцы», поставленного Александром Кузиным. Он впервые ставил в Белгороде и признавался, что знакомство и работа с актрисой Русаковой - одно из самых ярких впечатлений от города и театра.
Мурзавецкая-Русакова большую часть сценического времени улыбчива, негромка, льстиво мила с собеседниками - но какую зловещую мощь демонстрирует порой эта дама, не теряя, впрочем, определенного обаяния! Острый, подвижный ум, стальная хватка - женщина с мужским характером. Впрочем, мужским ли? Разве не все чаще женщины умнее, жестче и решительнее того пола, который принято называть сильным? Такова и Мурзавецкая, но... как же сражает она зрителя очарованием, присущим всем героиням Марины Русаковой, в одной только сцене, где, истово перекрестясь, опрокидывает тайком рюмочку.

Рассказ об актрисе был бы неполным без упоминания еще одной грани творчества. Десять лет назад Марина Александровна Русакова стала профессором Белгородского института культуры, набрав первый актерский курс в истории БГИИК. Двое из ее выпускников - Наталья Чувашова и Илья Штейнмиллер успешно вошли в щепкинскую труппу. А у профессора Русаковой уже новые студенты и новые заботы... Сегодня она ведет к выпуску уже третье поколение юных артистов. На днях состоялась премьера спектакля «Скажи мне что-нибудь на твоем языке», в котором Марина Александровна выступила как режиссер, талантливо и своеобычно обживающий прозу - рассказы Виктории Токаревой.

Поздравляя любимую белгородскую актрису с юбилеем, поклонники наверняка пожелали бы одного - новых и новых ролей! На театральной сцене ею были воплощены десятки женских образов, и все же хочется верить, что талант Марины Русаковой вдруг снова удивит нас, ярко засияв в интересной, а, возможно, и неожиданной работе.

Наталья Зотова,
«Страстной бульвар, 10», №2-241 2021 г.

Фото автора

ФОТОГАЛЕРЕЯ

08.11.2021, 264 просмотра.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • Управление культуры