Пресса

Аристократка щепкинской сцены / Ирина Драпкина (Белгород)

12 декабря заслуженная артистка России, актриса Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С. Щепкина Ирина Драпкина отметила юбилей.

При поступлении в Школу-студию МХАТ приемная комиссия определила амплуа Ирины Драпкиной так: «На роли героинь XVIII века». В ее облике, действительно, есть что-то не из нашего времени, не из нашей жизни: аристократическая красота, утонченная женственность, благородство осанки, безупречные манеры.

А между тем детство будущей актрисы прошло в ленинградской коммуналке. И атмосфера трудного, шумного коллективного бытия преподала маленькой Ирине незабываемые уроки человеческого общежития. Соседкой по коммунальной квартире Драпкиных была актриса Вера Марковна Сонина, а в гости к ней приходили Сергей ЮрскийЗинаида ШаркоНина Мамаева... Неудивительно, что уже в школе Ирина играла в драмкружке, который вели молодые артисты Театра имени В.Ф. Комиссаржевской.

Правда, в родном Ленинграде Ирина Драпкина не прошла по конкурсу в театральный институт и на следующий год отправилась в Москву. В Школе-студии МХАТ ее педагогами были выдающиеся мастера сцены - Софья ПилявскаяАлексей ГрибовАлександр Карев, которые учили студентов не только правилам ремесла, но и высоким правилам жизни.

После окончания учебы Ирину Драпкину приглашали на работу в Ленинградский Большой драматический театр. Но молодая актриса отправилась во Владивосток - вместе с мужем, выпускником Высших режиссерских курсов Юрием Чернышевым. Потом в их общей судьбе были театры Ростова-на-ДонуМагаданаКалининградаКемеровоГродноМурманскаЛуганска и, наконец, Белгорода...

Первой работой актрисы в Белгородской драме стала роль Елены в спектакле «Князь Серебряный». Ее героиня была воплощением чистоты и женственности, свечой во мраке, причастием для заблудших... Потом Ирина Драпкина стала Розой Александровной в спектакле «Любви все возрасты...», где по-детски наивно, смешно и трогательно исполняла свой гимн Женщине... Бланш Дюбуа под «звонки» «Трамвая «Желание» улыбчиво умирала, как та птица из сказки про Соловья и Розу, что поет, нанизывая себя на острие шипа. И с этим умиранием из пространства жизни уходил воздух... А в «Царе Федоре Иоанновиче» ее Ирина, напротив, превращала вакуум вокруг государя в ореол тепла и света...

Щепкинская сцена подарила Ирине Драпкиной такие роли, как Домна Пантелеевна в «Талантах и поклонниках», Татьяна в комедии «Пока она умирала», графиня Альмавива в «Женитьбе Фигаро», Кручинина в «Без вины виноватых», Лайла Критчфилд в «Весенней грозе», Серафима Сергеевна в «Портрете»... За хрупкостью этих героинь, их трогательной несуразностью, беззащитностью или взбалмошностью чувствовалась не менее основательная сила, своя женская правда, приверженность мудрым и вечным правилам жизни.

Другая грань дарования актрисы - умение точно, ярко, свежо передать нерв характера и ситуации - с блеском проявилась в комедийных, порой гротескных образах: Анна Андреевна в «Ревизоре», Сандырева в «Счастливом дне», Лида в «Кадрили», Констанция в «Соусе для гусыни», сваха Драга в «Докторе философии» и ее «коллега» Ханума в одноименном спектакле, мадам Аркати в «Неугомонном духе», леди Хэф в «Бале воров», Кончетта Меле в «Утешителе вдов».

Блистательна была Ирина Драпкина и в спектакле «Кабаре «Кармен»: Хильду Шнеерберг, режиссера эпохи раннего нацизма, она играла в соединении напряженного драматизма, острой характерности и приемов кабаретного жанра.

Хлесткая, жесткая, всему и всем знающая цену барыня, только лишь повелительной интонацией и указующим жестом останавливающая хоть навязчивого Молчалина, хоть самого «дирижера» московского света Фамусова - такой зрители увидели Хлестову в «Горе от ума». Актерская работа Ирина Драпкиной была отмечена дипломом IV Международного театрального форума «Золотой Витязь» (Москва, 2006 г.) за лучшую роль второго плана.

А роль Варвары Ивановны Долговой в спектакле «Касатка» принесла актрисе «Серебряный диплом» ХIII Международного театрального форума «Золотой Витязь» (Москва, 2015). В невероятных стремительных перепадах от громкой, властной жесткости к мягким, сердечным краскам, в выразительных жестах чудаковатой провинциальной барыни, в трогательных намеках на неслучившееся и невозможное в ее женской судьбе, в смешном желании держать все нити событий в своих руках актриса раскрывает дивный, теплый образ русской тетушки, прячущей в суете будничных забот и хлопот драму одинокого сердца.

В каждой роли Ирина Драпкина завораживает зрителя отточенным мастерством актерского рисунка, неожиданными акцентами и поворотами в развитии сценических характеров. Это и миссис Хиггинс в «Пигмалионе», благородная, элегантная, мудрая леди во всем - от перышка на шляпке до кончиков ногтей, и Нина Александровна Иволгина в спектакле «Идиот», со стоическим достоинством несущая крест семейного несчастья, и Марселина из новой версии «Женитьбы Фигаро» - пылкая, острая и пронзительно нежная в неожиданном обретении материнства, и Флоренс Снайдер, умная, проницательная, снова ощутившая вкус к жизни миллионерша в «Примадоннах».

Ирина Драпкина - неоднократный лауреат областной театральной премии имени М.С. Щепкина, обладательница медалей «За заслуги перед землей Белгородской» I и II степеней, медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. К этим наградам можно смело прибавить и другие: благодарность многочисленных учеников (с 2010 по 2019 годы Ирина Залмановна возглавляла кафедру актерского искусства в Белгородском государственном институте искусств и культуры), любовь и уважение коллег, восхищение и преданность белгородской публики, с неизменным восторгом встречающей каждое появление на сцене любимой актрисы.

Наталья Почернина,
«Страстной бульвар, 10», №4-244/2021

30.12.2021, 244 просмотра.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • Управление культуры