Пресса

«Смоленский ковчег» гремит на всю Европу!

«Катерина Измайлова», Белгород

Русская мистерия Алексея Доронина «Катерина Измайлова», поставленная по очерку Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», ставит перед зрителем весьма необычный, серьезный вопрос: возможно ли сопереживать серийной убийце?

«Катерина Измайлова» - это не история любви. Это – физиологическое исследование темного, греховного торжества плоти, поскольку любовь – понятие глубоко христианское. Чувство, основанное на всепрощении и самопожертвовании. Спектакль Доронина – это мучительная трагедия, разыгранная в душной атмосфере надвигающейся грозы. Появление в жизни главной героини спектакля (Вероника Васильева) приказчика Сергея  – лишь первый шаг навстречу к смертному греху. Любовник стал для нее поистине апокалиптическим явлением, выходцем из геенны огненной, затащившим ослепленную сладострастием женщину на самое дно ада. Кровать на сцене –символ предвестника бури, которая бушует в не разбуженном любовью теле молодой купчихи.

Первобытная, безумная страсть будит зверя, и он вырывается наружу, губит ее душу и души тех, кто рядом. Ибо греховное сильней, оно давит сердце, ломая ребра. И даже, ступив на дно, можно сделать усилие и выбраться на поверхность. Сделать вдох. Но Катерине не суждено оттолкнуться, она вязнет в илистой субстанции духовной пропасти низменных страстей, ведущей к финальной черте – самоубийству.     

Обуреваемая мутной страстью дремучая баба под раскаты грома выбирает темное начало. Зримое воплощение инферно режиссеру подсказал Лесков: героине в гротескном облике кота является сам Дьявол. Гуттаперчевый Джокер, спутавший карты Катерины Львовны и обратившей ее в смертельно опасную для общества Даму Пик. Да, Катерина всего лишь порочная женщина, но есть деяния, которые принять и простить нельзя.

В спектакле «Катерина Измайлова» прекрасно все: сценография, оригинальное пластическое решение спектакля, свежесть музыкального оформления (микс из «Калинова моста», стоны Насти Полевой).

Важно, что со зрителем ведется серьезный, «вертикальный» разговор на тему личной свободы и ее границ, после которого возникает желание очиститься, просто физически взять и вымыть руки. Увидеть свет на контрасте с губительной тьмой и осознать: как же удивительна хрупкая жизнь, как бережно к ней нужно относиться, чтобы не пролились адские чернила на белые простыни простых человеческих чувств…

Анастасия Петракова,
«Рабочий путь» (Смоленск), 24 апреля 2022 г.

25.04.2022, 62 просмотра.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • Управление культуры