Рязанский государственный ордена «Знак Почета» областной театр драмы вызывает уважение уже в силу своего возраста. Один из старейших театров России, он был основан в 1787 году стараниями поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина. Кстати, на этой сцене играли М. Щепкин, М. Ермолова, К. Станиславский… На фестивале в Белгороде рязанцы показали спектакль «Последние» по пьесе М. Горького.
Пьеса написана почти столетие назад, в 1908 году. Но постановка заслуженного деятеля искусств РФ Жанны Виноградской смотрится достаточно современно. Проблемы распада родственных связей, взаимоотношений отцов и детей волнуют сегодня не меньше, чем в начале прошлого века. Перед зрителем разворачивается «трагический балаган» в семье Коломийцевых, где господствует злой дух вражды.
Постановка получила неоднозначную оценку на фестивале. Так, критик А. Кузнецова отнесла спектакль к числу лучших.
- Конечно, это непросто, - подчеркнула Анна Адольфовна, - чтобы классическая пьеса сегодня звучала современно, живо. Вот для этого и должен быть режиссер, который умеет «умереть в актере», режиссер, который умеет отдать многое – малым тут не обойдешься, для того чтобы актерские работы выросли в событие, для того чтобы был достигнут живой контакт с сегодняшним зрительным залом. Это очень непросто… Но все работают точно, понимают ради чего, про что эта пьеса. И тогда – чудные женщины в спектакле, и тогда органичная и убедительная молодежь. Ну, в общем, смотришь и все про них понимаешь и чувствуешь. И думаешь: «Господи, рубеж веков, опять новое столетие началось, все то же самое, вплоть даже до текстовых, до ситуационных совпадений…».
Театровед Н. Жегин придерживается противоположного мнения:
- Меня огорчил спектакль «Последние». Если на центральную роль Ивана Коломийцева нет актера, то возникают проблемы. Ведь в первом варианте Горький назвал эту пьесу «Отец». И это, как говорят в театре, «пулевая» роль! Это моя любимая пьеса из всей горьковской драматургии. Я ее больше люблю, чем «Вассу Железнову», чем другие. Что ни роль, то биография, то судьба. И какие возможности для актеров…».