Пресса. Фестиваль

В поисках Автора

В поисках Автора (Гости фестиваля: Валерий Белякович, 2011 г.)

Народный артист РФ Валерий Романович Белякович — один из лидеров студийного движения в российском театре. В 1977 году он основал студию “Театр на Юго-Западе”, разместившуюся в цоколе обычной московской многоэтажки. Костяк его труппы составила студенческая и рабочая молодежь. Спектакли Беляковича отличаются оригинальной эстетикой, остротой и демократичностью. Белякович с успехом ставил спектакли на Западе — порядка 25 постановок шли в США, Японии, читал лекции в Иллинойском университете. С июля 2011 года В. Р. Белякович — художественнный руководитель московского Театра имени Станиславского. В БГАДТ имени М. С. Щепкина Валерий Романович недавно поставил спектакль “Куклы” по мотивам пьесы Х. Грау “Сеньор Пигмалион”, показанный в программе театрального фестиваля.

– Я здесь работал летом, жара была страшная, - вспоминает режиссер, - и ощущал полное счастье с вашими актерами. Вот вы своего директора Виктора Ивановича Слободчука называете то Герцогом, то Пигмалионом (герои спектакля “Куклы” - Н.К.), но этого мало. Создать в наше время живой и “дышащий” фестиваль — это большое дело! Наши “юго-западные” актеры говорят: “Да нас в Белгороде встретили как не знаю, кого, носятся с нами, показывают город”. И ваши постановки я смотрел, “Вишневый сад” по Чехову. Сначала я сказал: “Что-о? Чехов? Да пропади он пропадом, этот Чехов! Я не знаю, не понимаю... В Японии меня “закормили” Чеховым — как ни приеду, там “Три сестры” обязательно идут, очень японцы их любят. А тут смотрю ваш спектакль — и вдруг проняло! И комок в горле, и я даже попытался заплакать... Люди работают без главного режиссера, что дико само по себе, и успевают делать разные спектакли, берут эстетику любого “варяга”, который сюда приезжает. Мою, например... А ведь это так сложно!

Спектакль “Куклы” для меня - очень личное. Я писал и плакал. Я как строитель театра рассказывал про себя - как сжигали мой театр, как я вешал на дверь замок... Прямое продолжение этой темы идет в спектакле, который я сейчас ставлю в театре Станиславского "Шесть персонажей в поисках автора". Какого автора? Бога? А мы разве не ищем Бога, когда каждый раз, проснувшись утром, перекрестились? Или не перекрестились... В моих постановках ставятся вопросы, на которые мы не можем дать "коронные" ответы, потому что мы... куклы!

Я не делю театр на психологический и не психологический. Я сам представитель этого театра! Я играл с Авиловым "Случай в зоопарке" - это крайний вид искусства театра, когда нет никаких подпорок, кроме глубочайшего внутреннего напряжения, жизни человеческого духа. Я люблю разные театры. Но для меня высшее проявление "психологического " театра, - это когда он соединяется с "физикой".

Наталья КУТКОВАЯ,

газета "Белгородская правда", 22 октября 2011 г.
2011