Пресса. Фестиваль

Фестиваль «сверяет часы»

Фестиваль «сверяет часы»

Фестиваль «Актеры России – Михаилу Щепкину», традиционно проводимый в Белгороде, подошел к концу. Критики, режиссеры, актеры, журналисты собрались за «круглым столом», чтобы обменяться впечатлениями, подвести итоги – «сверить часы», как говорится.

Итак, слово театроведам.

А.А. Кузнецова, корреспондент «Литературной газеты», руководитель мастерской института журналистики и литературного творчества Союза журналистов России:

- Для всех очевидно, что наш фестиваль – праздник. Все, что происходит в жизни, находит свое отражение в театре. И процессы, которые мы анализируем как театральные, способны многое рассказать нам и о нашей жизни. Процесс здесь взаимосвязанный и взаимообусловленный, бесконечно интересный для каждого участника.

…Сколько я себя помню, мы всегда сетовали, что плохо с современной драматургией. Мы говорили это и в те времена, когда активно работали Арбузов, Розов, Рощин и каждый сезон появлялись новые пьесы. А Эфрос жаловался, что нет современной пьесы, адекватной Шекспиру и Чехову и ему нечего ставить. Но сегодняшнее состояние дел, я бы сказала, показательное.

Современные пьесы, которые сегодня появляются, как правило, становятся такими же экзотичными, как губернатор Чукотки и его британский клуб «Челси». Даже если ты добросовестно следишь за появляющимися современными пьесами, нечего порекомендовать театрам для постановки.

Лучшие спектакли фестиваля оказались связаны с классикой – с классикой, которая нас всегда выручает, которая в любые времена нам помощь и опора.

…Кстати, классику на кривой козе не объедешь. В классике никогда не решишь спектакля, если это одна-две актерские работы. Здесь должен быть ансамбль. Создать ансамбль может мастер. Существовать ансамбль может только в хорошем театре.

О.И. Пивоваров, главный редактор журнала «Театральная жизнь»:

- Сразу же должен сказать, что на фестивальной карте России белгородский фестиваль твердо занял свою «высотку». Она хорошо укреплена, оснащена всеми театральными средствами.

…Мне кажется, театральный центр из Ростова, Ставрополя постепенно переходит сюда, в Белгород. Если продолжится движение, которое началось у вас в театре, то театральная столица будет здесь.

…По существу рухнуло такое понятие, как национальный театр. И вы первые, я вам благодарен за это, привезли белорусов. Но ведь наш театр и актеры, которые хотели бы поклониться Михаилу Семеновичу Щепкину, говорят на многих языках. К счастью, все равно Россия осталась многонациональной театральной державой. Мне кажется, надо немного разомкнуть пространство Щепкинского фестиваля. К вам могли бы приехать театры из СНГ – есть замечательные, блистательные коллективы – и европейские, может быть, театры. И тогда Михаил Семенович Щепкин будет радоваться, видя, как почтительно, с уважением относятся к нему, а на вашей сцене будет звучать речь не только старомосковская, не только белорусская, но и зазвучат языки нашей многонациональной России и Европы, частью которой мы являемся…

В.В. Подгородинский, заместитель художественного руководителя Малого театра России, заслуженный работник культуры РФ:

- Многие режиссеры, которые работают на Западе, говорят, что техническая оснащенность западных актеров лучше, чем наших. А гораздо большего результата спектакля - эмоционального и философского - добиваются с российскими актерами.

Для меня фестивали последних лет – это, прежде всего, открытие новых имен, новых лиц, новых актеров.

Мы хотим провести у себя конференцию «Национальный театр, сохранение и развитие культуры своей страны». Во главу угла будет поставлена проблема языка.

Я вижу самые разные спектакли во Франции и Великобритании, но я всегда слышу замечательную речь. Для меня самое больное, самое грустное, когда я обращаюсь к своему коллеге и спрашиваю: «Что он сказал?» Потому что идет невнятица. Речь не о том, что нужно говорить громче или тише. Вспоминаю, когда мы в 1997 году проводили 100-летие «Славянского базара», все на сцене через микрофон общались со зрительным залом. Потом поднесли микрофон к сидящей в ложе Ангелине Осиповне Степановой и попросили ее сказать несколько слов. Она говорит: «Не нужен микрофон». Она не напрягала голосовые связки, но в любом конце зала великолепно было слышно, что хотела сказать эта великая актриса, воспитанная великим учителем Станиславским. Обращаюсь к молодым: учитесь у мастеров, у своих предшественников.

Уже сегодня нужно думать о следующем фестивале. Очевидно, основа должна остаться «Актеры России, а может быть, и не только России, актеры мира – Михаилу Щепкину». Но каждый фестиваль должен идти под каким-то девизом, чтобы отбор спектаклей был более конкретным.

Н.И. Жегин, заслуженный работник культуры РФ:

- Смысл наших встреч в том и заключается, чтобы определиться, что такое сегодня театр, в каких обстоятельствах он живет, как выглядит наш фестиваль в контексте других фестивалей, какие направления наиболее перспективны, с нашей точки зрения, сегодня в очень сложном, спорном театральном процессе, потому что веяний театральных множество.

У меня всегда две мерки: как выглядит фестиваль в театральном пространстве России и как звучит в городе? Что важно? А важно, между прочим, то, что сюда приезжает то Александринка, то Малый театр. В этот раз приехал БДТ имени Товстоногова. По-разному можно отнестись к его спектаклю. Но сам факт приезда сюда известного на всю Россию театра – это немаловажно. Не в каждый город поедет на фестиваль Петербургский театр. Это говорит о многом. Это очень важно, что сюда, в Белгород, приезжает знаковый спектакль и человек-легенда Владимир Зельдин. Это говорит о том, что фестиваль в Белгороде – явление.

Для меня сегодня театр раскололся надвое. Предстоит сделать выбор, какому Богу молиться. Я думаю, что будущее – за театром щепкинских традиций.

Элла Саркисьянц,

специально для ИА «Бел.Ру»
2005