Мы часто говорим о патриотизме. Особенно сегодня, когда Отечество переживает не самые легкие времена. Когда в определенной мере мы вынуждены отстаивать свое право на собственное мнение, право на самобытность, право идти собственной дорогой в огромном мире.
Но что это такое – истинный патриотизм? Часто ли задумываемся мы, произнося это красивое слово, о том, какое отношение имеет оно конкретно к каждому из нас? И что делаем во имя той единственной любви, которая не несет разочарований, – любви к Родине? Откровенно говоря, в обыденной жизни подобных вопросов мы старательно и стыдливо избегаем.
Впрочем, есть люди, которых они все-таки волнуют. Как волнуют создателей спектакля «Честь имею!», премьера которого состоялась в БГАДТ имени М. С. Щепкина, – автора драматургического текста Людмилу Кондратьеву и режиссера Игоря Ткачева.
Что есть эта постановка? Своеобразный и очень любопытный экскурс в историю русского офицерства. Молодые герои спектакля предлагают пройти вместе с ними путь от Отечественной войны 1812 года до наших дней, попытаться вдохнуть тот воздух романтических устремлений, которым дышали наши предки, готовые отдать жизнь за счастье Родины…
Собственно действие происходит в некоем музее, где очутилась современная юная пара в исполнении Юлии Гарновой и Ильи Васильева. Молодой человек вот-вот расстанется со своей возлюбленной – его ждет военная служба, и ах как трудно героине примириться с предстоящей разлукой. Если бы не…
Если бы не незримое присутствие рядом с ними тех, таких же молодых и влюбленных, кто расставался сотни раз во имя чего-то большего – во имя Отечества… Кто-то уйдет воевать с иноземным неприятелем, кто-то – сражаться за свои убеждения и отстаивать свое понимание благополучия России. Всех их объединяют только молодость, бескомпромиссность и любовь. Любовь к Родине. Да еще – к той единственной, что провожала и прятала залитое слезами лицо.
Для этой постановки авторы выбрали необычное место действия – это большое фойе театра. Спектакли в фойе давно и прочно заняли место в репертуаре БГАДТ. Но особенность сценографического решения «Честь имею!» (художник-постановщик Марина Шепорнева) – используемый впервые ракурс действия: занавешенные тяжелой тканью огромные окна фойе придают декорациям дополнительную изысканность. Световое решение удивительно разнообразно, задействован даже потолок, используемый как экран, на котором проносятся картины прошлого (художник по свету Виктор Макаров).
Начало спектакля моментально погружает нас в романтическую атмо сферу начала девятнадцатого века. Залитое голубым светом пространство, в котором, словно тени, двигаются танцующие пары. Длинные платья, высокие прически, гусарские костюмы – перед нами роскошный бал. Веселы и беззаботны лица юных офицеров и их спутниц. Но очень быстро праздничная атмосфера сменяется тревожной – словно мрачная тень проносится по бальному залу, когда звучат слова: «Французские войска форсировали Неман… Минута испытания близка!».
И вот уже прощаются юные герои Алексея Колчева и Нины Кранцевич. Хотелось бы особо отметить артистов в этой сцене – так самозабвенно играют они свою любовь и боль от расставания под звуки выстрелов.
Стремительно меняющийся сюжет не ждет, и вот уже перед нами предстают декабристы. Законы царской России суровы и немилосердны к бунтовщикам… Снова боль, снова прощание – но уже иные времена и иная пара в искреннем исполнении Дарьи Ковалевской и Антона Блискунова.
Значительное место в фабуле занимает Первая мировая война, что вполне понятно, учитывая недавнюю столетнюю годовщину со дня ее начала. Развернутая перед нами история грустна, щемяща и все-таки светла. Снова дуэт. На этот раз – знакомый. Дмитрий Беседа и Оксана Катанская недавно пришли в труппу БГАДТ, но успели сыграть вместе уже в нескольких спектак лях. Такое партнерство не назовешь случайным – оба этих артиста несут в себе некое внешнее да, пожалуй, и внутреннее благородство, которое столь редко сейчас на театре и бесценно в исполнении «костюмных» ролей.
Пронзительно звучит их история любви на фоне жестоких военных реалий. И еще более пронзительно, хотя и спокойно звучат слова той, что, став невестой, так и не стала женой: «Я пережила его смерть, опрометчиво сказав когда-то, что не переживу…».
А дальше – революция, Гражданская война. И снова – Отечественная, теперь уже Великая. В жестоких битвах продолжают гибнуть люди. Но, погибая, они знают, за что отдают жизнь. Ответ – в тех двух словах, что дали название этому проекту. Особенной и гордой музыкой проносятся они в финале по залу: «Честь имею!».
Кстати, о музыке. Она занимает одно из важнейших мест в композиции действия (автор музыкального оформления Руслан Родионов). Многие вокальные номера артисты – Алена и Дмитрий Беседа, Оксана Катанская, Алексей Колчев – исполняют вживую, и это удается им вполне. Песнями ознаменованы и начало, и конец спектакля, но если в увертюре это тревожная «Ради бога, трубку дай…» в исполнении Николая Ильдирякова, то в финале – светлый и праздничный «Севастопольский вальс». Помимо музыки, присутствует в спектакле и поэзия – зрители услышат много замечательных стихов отечественных поэтов.
Лишь двое из артистов представляют здесь среднее поколение труппы театра – это Михаил Новичихин и Наталья Зуева, сыгравшие родителей одной из героинь. Все остальные роли отданы молодым артистам. Особенно хотелось бы отметить тех, чей дебют состоялся в спектакле «Честь имею!». Это студенты 4-го курса актерского факультета Б ГИИК Алина Шевчук, Наталья Чувашова, Илья Штейнмиллер. Первой эта работа стала и для Романа Рощина, выпускника Саратовского театрального института, который дебютировал весьма удачно, создав сразу несколько интересных и мужественных образов. Впрочем, не менее убедительны в ролях русских офицеров Дмитрий Беседа, Антон Блискунов, Николай Ильдиряков, Алексей Колчев, Илья Васильев. Актрисы же – Алена Беседа, Юлия Гарнова, Оксана Катанская, Дарья Ковалевская, Нина Кранцевич – обворожительны и лиричны, как и полагается дамам сердца…
Спектакль, несмотря на свою краткость (он длится всего час), оставляет ощущение чего-то очень важного, чего так не хватает нам в нынешней нашей суетной жизни. Невольно вспоминаются строчки из одной хорошей современной песни: «И кажется мне, все кажется, что самое лучшее мы незаметно проехали…». Про ехали ли мы те времена, когда честь, совесть, благородство были не пустыми звуками из произведений классиков, а жили в душах людей, гордых принадлежностью к русской нации?
Если и проехали, еще не поздно повернуть обратно… Вспомнить, кто мы, откуда и что претерпели во имя нынешнего благополучия. Об этом – новый спектакль Игоря Ткачева, молодого режиссера, парадоксальным образом напоминающего нам старое утверждение, что искусство призвано не только развлекать, но и воспитывать. Не берусь судить, насколько такие проекты, как «Честь имею!», способны воспитывать. Но образовывать, рассказывая зрителю о важнейших страницах истории своей страны, им точно под силу.
Наталья Ненько,
фото автора.
"Белгородская правда", 14 января 2015 г.
Но что это такое – истинный патриотизм? Часто ли задумываемся мы, произнося это красивое слово, о том, какое отношение имеет оно конкретно к каждому из нас? И что делаем во имя той единственной любви, которая не несет разочарований, – любви к Родине? Откровенно говоря, в обыденной жизни подобных вопросов мы старательно и стыдливо избегаем.
Впрочем, есть люди, которых они все-таки волнуют. Как волнуют создателей спектакля «Честь имею!», премьера которого состоялась в БГАДТ имени М. С. Щепкина, – автора драматургического текста Людмилу Кондратьеву и режиссера Игоря Ткачева.
Что есть эта постановка? Своеобразный и очень любопытный экскурс в историю русского офицерства. Молодые герои спектакля предлагают пройти вместе с ними путь от Отечественной войны 1812 года до наших дней, попытаться вдохнуть тот воздух романтических устремлений, которым дышали наши предки, готовые отдать жизнь за счастье Родины…
Собственно действие происходит в некоем музее, где очутилась современная юная пара в исполнении Юлии Гарновой и Ильи Васильева. Молодой человек вот-вот расстанется со своей возлюбленной – его ждет военная служба, и ах как трудно героине примириться с предстоящей разлукой. Если бы не…
Если бы не незримое присутствие рядом с ними тех, таких же молодых и влюбленных, кто расставался сотни раз во имя чего-то большего – во имя Отечества… Кто-то уйдет воевать с иноземным неприятелем, кто-то – сражаться за свои убеждения и отстаивать свое понимание благополучия России. Всех их объединяют только молодость, бескомпромиссность и любовь. Любовь к Родине. Да еще – к той единственной, что провожала и прятала залитое слезами лицо.
Для этой постановки авторы выбрали необычное место действия – это большое фойе театра. Спектакли в фойе давно и прочно заняли место в репертуаре БГАДТ. Но особенность сценографического решения «Честь имею!» (художник-постановщик Марина Шепорнева) – используемый впервые ракурс действия: занавешенные тяжелой тканью огромные окна фойе придают декорациям дополнительную изысканность. Световое решение удивительно разнообразно, задействован даже потолок, используемый как экран, на котором проносятся картины прошлого (художник по свету Виктор Макаров).
Начало спектакля моментально погружает нас в романтическую атмо сферу начала девятнадцатого века. Залитое голубым светом пространство, в котором, словно тени, двигаются танцующие пары. Длинные платья, высокие прически, гусарские костюмы – перед нами роскошный бал. Веселы и беззаботны лица юных офицеров и их спутниц. Но очень быстро праздничная атмосфера сменяется тревожной – словно мрачная тень проносится по бальному залу, когда звучат слова: «Французские войска форсировали Неман… Минута испытания близка!».
И вот уже прощаются юные герои Алексея Колчева и Нины Кранцевич. Хотелось бы особо отметить артистов в этой сцене – так самозабвенно играют они свою любовь и боль от расставания под звуки выстрелов.
Стремительно меняющийся сюжет не ждет, и вот уже перед нами предстают декабристы. Законы царской России суровы и немилосердны к бунтовщикам… Снова боль, снова прощание – но уже иные времена и иная пара в искреннем исполнении Дарьи Ковалевской и Антона Блискунова.
Значительное место в фабуле занимает Первая мировая война, что вполне понятно, учитывая недавнюю столетнюю годовщину со дня ее начала. Развернутая перед нами история грустна, щемяща и все-таки светла. Снова дуэт. На этот раз – знакомый. Дмитрий Беседа и Оксана Катанская недавно пришли в труппу БГАДТ, но успели сыграть вместе уже в нескольких спектак лях. Такое партнерство не назовешь случайным – оба этих артиста несут в себе некое внешнее да, пожалуй, и внутреннее благородство, которое столь редко сейчас на театре и бесценно в исполнении «костюмных» ролей.
Пронзительно звучит их история любви на фоне жестоких военных реалий. И еще более пронзительно, хотя и спокойно звучат слова той, что, став невестой, так и не стала женой: «Я пережила его смерть, опрометчиво сказав когда-то, что не переживу…».
А дальше – революция, Гражданская война. И снова – Отечественная, теперь уже Великая. В жестоких битвах продолжают гибнуть люди. Но, погибая, они знают, за что отдают жизнь. Ответ – в тех двух словах, что дали название этому проекту. Особенной и гордой музыкой проносятся они в финале по залу: «Честь имею!».
Кстати, о музыке. Она занимает одно из важнейших мест в композиции действия (автор музыкального оформления Руслан Родионов). Многие вокальные номера артисты – Алена и Дмитрий Беседа, Оксана Катанская, Алексей Колчев – исполняют вживую, и это удается им вполне. Песнями ознаменованы и начало, и конец спектакля, но если в увертюре это тревожная «Ради бога, трубку дай…» в исполнении Николая Ильдирякова, то в финале – светлый и праздничный «Севастопольский вальс». Помимо музыки, присутствует в спектакле и поэзия – зрители услышат много замечательных стихов отечественных поэтов.
Лишь двое из артистов представляют здесь среднее поколение труппы театра – это Михаил Новичихин и Наталья Зуева, сыгравшие родителей одной из героинь. Все остальные роли отданы молодым артистам. Особенно хотелось бы отметить тех, чей дебют состоялся в спектакле «Честь имею!». Это студенты 4-го курса актерского факультета Б ГИИК Алина Шевчук, Наталья Чувашова, Илья Штейнмиллер. Первой эта работа стала и для Романа Рощина, выпускника Саратовского театрального института, который дебютировал весьма удачно, создав сразу несколько интересных и мужественных образов. Впрочем, не менее убедительны в ролях русских офицеров Дмитрий Беседа, Антон Блискунов, Николай Ильдиряков, Алексей Колчев, Илья Васильев. Актрисы же – Алена Беседа, Юлия Гарнова, Оксана Катанская, Дарья Ковалевская, Нина Кранцевич – обворожительны и лиричны, как и полагается дамам сердца…
Спектакль, несмотря на свою краткость (он длится всего час), оставляет ощущение чего-то очень важного, чего так не хватает нам в нынешней нашей суетной жизни. Невольно вспоминаются строчки из одной хорошей современной песни: «И кажется мне, все кажется, что самое лучшее мы незаметно проехали…». Про ехали ли мы те времена, когда честь, совесть, благородство были не пустыми звуками из произведений классиков, а жили в душах людей, гордых принадлежностью к русской нации?
Если и проехали, еще не поздно повернуть обратно… Вспомнить, кто мы, откуда и что претерпели во имя нынешнего благополучия. Об этом – новый спектакль Игоря Ткачева, молодого режиссера, парадоксальным образом напоминающего нам старое утверждение, что искусство призвано не только развлекать, но и воспитывать. Не берусь судить, насколько такие проекты, как «Честь имею!», способны воспитывать. Но образовывать, рассказывая зрителю о важнейших страницах истории своей страны, им точно под силу.
Наталья Ненько,
фото автора.
"Белгородская правда", 14 января 2015 г.