Пьесу «Земля Эльзы» Ярославы Пулинович, молодого драматурга из Екатеринбурга, поставил Станислав Мальцев, главный режиссер Уссурийского театра драмы. Это второй его спектакль на белгородской сцене. Началом успешного сотрудничества стала комедия «Любовь и голуби», премьера прошлого сезона.
Опасный возраст
Новая постановка щепкинцев – о «Ромео и Джульетте» нашего времени. Только в отличие от трагедии Шекспира, в этой истории влюбленным – за семьдесят, а дети и родители меняются местами.
К сожалению, в российском обществе сложился ложный стереотип: в пенсионном возрасте не подобает думать о радостях жизни. И даже термин появился – «срок дожития»!
Спектакль «Земля Эльзы» – о праве человека любить и быть счастливым, невзирая на возраст. События неспешно разворачиваются в глухом сибирском селе. На сцене – унылые деревянные декорации (художник – Марина Шепорнёва). Из темноты, как из небытия, возникает хор Дома культуры. Женщины поют «Песню о любви», и сердце сжимается от грусти и безысходности.
Главную героиню играет народная артистка РФ Марина Русакова. Роль психологически сложная, на полутонах. Эльза – типаж, который впервые появляется на российской сцене: высокая, худощавая, красивая женщина 76 лет, не похожая на односельчанок. Русская немка из Поволжья, она прожила жизнь, полную лишений: арест отца, детский дом, война, депортация в Сибирь, муж-насильник… В ее незащищенности есть что-то от Бланш из «Трамвая «Желание» Теннеси Уильямса, одного из любимых драматургов Ярославы Пулинович.
Василий Игнатьевич в исполнении заслуженного артиста РФ Ивана Кириллова – обаятельный, добрый, надежный. Актеру веришь: и в 72 можно быть Принцем из сказки. У героя своя драма: по воле родителей прожил жизнь с нелюбимой. Учитель географии, он знает всё о странах и континентах, но нигде дальше соседней области не был. А теперь и школу пришлось оставить: попросили освободить место для молодых.
Монологи-исповеди героев выходят за рамки частных историй – из них складывается картина времени, портрет поколения.
Два овдовевших человека случайно встречаются и понимают, что им хорошо вместе. Этому неожиданно нахлынувшему ощущению счастья так созвучны кадры из кинофильма «Большой вальс». Видеоряд – удачный режиссерский ход. Две мелодии в спектакле – «На тот большак…» и «Сказки Венского леса» Штрауса – как две грани жизни: печаль и счастье.
Дефицит милосердия
Вот только окружающие поздней любви героев не одобряют. Завистливые «подруги», Зинаида (Надежда Пахоменко) и Таисия (Анна Краснопольская), стараются побольнее ужалить Эльзу.
А дети готовы на все, чтобы разлучить влюбленных. Жёсткие, расчетливые, они не упустят из цепких рук родительскую недвижимость. Юлия Волкова создает малопривлекательный образдочери Эльзы, Ольги. Перед нами – медицинский работник, убивающий своим бездушием. В ход идет угроза сдать мать в «дурку», и это заставляет зрителей вспомнить о карательной психиатрии.
Не в лучшем свете предстают в спектакле и сын Василия Игнатьевича Виктор (Дмитрий Евграфов), невестка Изабелла (Эвелина Ткачева), первый выход которой напоминает появление топ-модели на подиуме.
Не стоит думать, что у каждого из них – «своя правда». Это – логика и аргументы закоренелых эгоистов.
В обществе – дефицит милосердия. Неспособность слушать и слышать ближнего, чувствовать его боль – неутешительный диагноз. На такие невеселые мысли наводит спектакль.
В постановке есть место и слезам, и юмору. Правда, не обошлось без излишеств. Так, сцены с продавщицей сельмага и ее ухажёрами зрелищны, но все же далеки от замысла драматурга.
У этой пронзительной истории – неоднозначный финал. Трагический – если смотреть на всё без иллюзий. Но он может быть и другим – счастливым. Спектакль оставляет надежду.
Элла САРКИСЬЯНЦ,
Фото Георгия САРКИСЬЯНЦА.
«Аргументы и факты. Белгород», 29 марта 2017 г.
Опасный возраст
Новая постановка щепкинцев – о «Ромео и Джульетте» нашего времени. Только в отличие от трагедии Шекспира, в этой истории влюбленным – за семьдесят, а дети и родители меняются местами.
К сожалению, в российском обществе сложился ложный стереотип: в пенсионном возрасте не подобает думать о радостях жизни. И даже термин появился – «срок дожития»!
Спектакль «Земля Эльзы» – о праве человека любить и быть счастливым, невзирая на возраст. События неспешно разворачиваются в глухом сибирском селе. На сцене – унылые деревянные декорации (художник – Марина Шепорнёва). Из темноты, как из небытия, возникает хор Дома культуры. Женщины поют «Песню о любви», и сердце сжимается от грусти и безысходности.
Главную героиню играет народная артистка РФ Марина Русакова. Роль психологически сложная, на полутонах. Эльза – типаж, который впервые появляется на российской сцене: высокая, худощавая, красивая женщина 76 лет, не похожая на односельчанок. Русская немка из Поволжья, она прожила жизнь, полную лишений: арест отца, детский дом, война, депортация в Сибирь, муж-насильник… В ее незащищенности есть что-то от Бланш из «Трамвая «Желание» Теннеси Уильямса, одного из любимых драматургов Ярославы Пулинович.
Василий Игнатьевич в исполнении заслуженного артиста РФ Ивана Кириллова – обаятельный, добрый, надежный. Актеру веришь: и в 72 можно быть Принцем из сказки. У героя своя драма: по воле родителей прожил жизнь с нелюбимой. Учитель географии, он знает всё о странах и континентах, но нигде дальше соседней области не был. А теперь и школу пришлось оставить: попросили освободить место для молодых.
Монологи-исповеди героев выходят за рамки частных историй – из них складывается картина времени, портрет поколения.
Два овдовевших человека случайно встречаются и понимают, что им хорошо вместе. Этому неожиданно нахлынувшему ощущению счастья так созвучны кадры из кинофильма «Большой вальс». Видеоряд – удачный режиссерский ход. Две мелодии в спектакле – «На тот большак…» и «Сказки Венского леса» Штрауса – как две грани жизни: печаль и счастье.
Дефицит милосердия
Вот только окружающие поздней любви героев не одобряют. Завистливые «подруги», Зинаида (Надежда Пахоменко) и Таисия (Анна Краснопольская), стараются побольнее ужалить Эльзу.
А дети готовы на все, чтобы разлучить влюбленных. Жёсткие, расчетливые, они не упустят из цепких рук родительскую недвижимость. Юлия Волкова создает малопривлекательный образдочери Эльзы, Ольги. Перед нами – медицинский работник, убивающий своим бездушием. В ход идет угроза сдать мать в «дурку», и это заставляет зрителей вспомнить о карательной психиатрии.
Не в лучшем свете предстают в спектакле и сын Василия Игнатьевича Виктор (Дмитрий Евграфов), невестка Изабелла (Эвелина Ткачева), первый выход которой напоминает появление топ-модели на подиуме.
Не стоит думать, что у каждого из них – «своя правда». Это – логика и аргументы закоренелых эгоистов.
В обществе – дефицит милосердия. Неспособность слушать и слышать ближнего, чувствовать его боль – неутешительный диагноз. На такие невеселые мысли наводит спектакль.
В постановке есть место и слезам, и юмору. Правда, не обошлось без излишеств. Так, сцены с продавщицей сельмага и ее ухажёрами зрелищны, но все же далеки от замысла драматурга.
У этой пронзительной истории – неоднозначный финал. Трагический – если смотреть на всё без иллюзий. Но он может быть и другим – счастливым. Спектакль оставляет надежду.
Элла САРКИСЬЯНЦ,
Фото Георгия САРКИСЬЯНЦА.
«Аргументы и факты. Белгород», 29 марта 2017 г.