Пресса

Иван Кириллов: И снова - с чистого листа

Иван Кириллов: И снова - с чистого листа

20 октября в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина состоится юбилейный бенефис артиста Ивана Кириллова. Зрителям будет представлена комедия А. Цагарели «Ханума», где юбиляр исполняет роль князя Пантиашвили.

Ох и помотала актёрская судьба Ивана Кириллова по городам и театрам России-матушки и ныне ближнего зарубежья! Хочешь - не хочешь, вспоминаются «Лес» Островского и Несчастливцев со Счастливцевым, встретившиеся в пункте Х на пути из Вологды в Керчь и из Керчи в Вологду...

После окончания Днепропетровского театрального училища Иван Кириллов работал в местном Русском драматическом театре. Когда приезжал на родину, в Курскую область, обязательно выбирал время, чтобы побывать в Курском драмтеатре. В то время главным режиссёром там работал Владимир Бортко, отец знаменитого кинорежиссёра. Молодому артисту очень нравились его спектакли, он попросился на работу и был принят в труппу. Здесь Иван Кириллов встретил свою будущую супругу Надежду. Вместе они переехали сначала в Белгород, а потом - в Благовещенск (Надежда Кириллова родом с Дальнего Востока).

О работе в благовещенском театре Иван Николаевич вспоминает с особой теплотой. Не только потому, что ему удалось сыграть центральные роли в таких спектаклях, как «Красавец-мужчина» А. Островского, «Дети Ванюшина» С. Найдёнова, «Моя жена – лгунья» М. Мэйо и М. Эннекена, но и потому, что благодаря гастрольным маршрутам посчастливилось увидеть города Дальнего Востока, Сибири, Средней Азии, выступать перед строителями БАМа и учеными из Академгородка...

А потом склонность к перемене мест привела Кирилловых в Брянск. В здешнем театре актерская чета работала 11 лет. У Ивана Николаевича и роли интересные были (Коломийцев в «Последних» М. Горького, Вершинин в «Трёх сёстрах» А. Чехова), и документы готовы к представлению на звание заслуженного артиста... Но, как говорится, человек предполагает, а судьба располагает, и по семейным обстоятельствам двадцать лет спустя Кирилловы снова оказались в Белгороде.

- А знаете, я ни о чём не жалею! - заметил в нашей беседе Иван Николаевич. - Менял театры, города... Но ведь это же опыт - и жизненный, и профессиональный! В Белгороде мне представилась уникальная возможность работы с режиссёрами, исповедующими разные подходы к нашему делу. В других театрах как? Есть главный режиссёр и очередной. Их спектакли в основном и идут в репертуаре. А в БГАДТ - Мокеев, Андреев, Морозов, Гирба, Огарёв... Для артиста это невероятно интересно и ценно!

Первой ролью, в которой белгородские зрители увидели Ивана Кириллова после его возвращения на щепкинскую сцену, стал Кулигин в «Грозе» А. Островского. Герой - изобретатель, гениальный самородок, а Иван Николаевич совсем не технарь по своему складу. Чтобы добиться достоверности актерского рисунка, режиссёр Михаил Мокеев начинал работу с Иваном Кирилловым с отработки физических действий: брали проволоку, гвоздь, молоток и на уровне мелкой моторики подступались к созданию образа. А потом, конечно, наполняли его плотью и кровью, чувствами и мыслями.

Кулигин в исполнении Ивана Кириллова очень тонко и пронзительно оттенял линию главной героини "Грозы" - Катерины, ибо так же как и она был отмечен печатью прекрасной странности, нездешности, чуждости миру диких и кабаних. В партнерском взаимодействии Оксаны Бгавиной и Ивана Кириллова возникало духовное родство их героев. Отеческое отношение Кулигина к Катерине, его безмолвное сочувствие её судьбе и горький стыд от невозможности что-либо изменить артист играл с живой человеческой болью. И когда трагедия свершилась, мудрый, добрый Кулигин в экстазе бессилия остервенело рвал струны электрогитары. Этот тяжёлый рок, тяжёлый рок русского человека с умом и сердцем, вынужденного оставаться в «тёмном царстве», бередил и надрывал душу зрителя. «Воплощённый дух современного человека» - так отозвался о работе в «Грозе» Ивана Кириллова театральный обозреватель The Moscow Time Джон Фридман. От себя позволю добавить - русского человека...

Очень русский образ, который замечательно «лёг» на внешнюю фактуру артиста, удалось воплотить Ивану Кириллову в спектакле «Не в свои сани не садись» по комедии А. Островского. Речь идёт о богатом купце Максиме Федотыче Русакове. Актёр играл характер сильный, масштабный, глубоко национальный. Это настоящий русский мужик в почти, увы, забытом понимании - с деловой хваткой и широкой душой, с трезвой головой и выстраданными, незаёмными понятиями о чести и достоинстве. Недаром, как написал в газете «Культура» критик Константин Щербаков, Русаков и молодой купец Ваня Бородкин в исполнении Игоря Ткачёва «так хорошо понимают друг друга - с полуслова, с полунамёка». И заключает: «Получается, не так уж и плохо с мужиками в России...»

А вот в отцовской ипостаси богатого купца Иван Кириллов играл «сто пудов» любви, нежности и... беспомощности. В дуэте с исполнительницей роли Дунечки Оксаной Бгавиной актерские краски Кириллова становились такими мягкими, тёплыми, проникновенными! Об этом, кстати, ещё в процессе репетиций спектакля режиссер, народный артист СССР Владимир Андреев говорил: «Некоторых актёров старшего поколения, которые сыграли много ролей и умеют взять нужный "тон", я возвращаю к тому, что такое "аз есмь" в предлагаемых обстоятельствах. И меня радует ваш Иван Кириллов, который на сцене разговаривает своим языком, беспокоится за дочку со своих личных, сегодняшних позиций».

- Мне очень понятны переживания моего героя, - говорит артист, - я ведь сам отец, а теперь уже и дед, то есть эту школу жизни прошёл. Кроме того, у нас с Оксаной Бгавиной внутри спектакля возникли тонкие отношения, установилась доверительная интонация. Безусловно, в этом нам помог Владимир Алексеевич Андреев. Талантом театрального педагога, личным актерским мастерством он словно даёт импульс твоему организму, и всё становится на свои места, возникают необходимые эмоциональные реакции.

В премьере нового сезона – «Весенней грозе» Т. Уильямса Ивану Кириллову снова пришлось сыграть отца главной героини. Казалось бы, артист использует привычные краски, узнаваемые интонации... Так - и не так! Ведь помимо отеческой заботы и мудрого утешения, здесь явственно звучит ирония - по отношению героя и к жизни, которую не изменить, и к самому себе, что уже давно не просит прощения у портрета бравого предка за совершенные глупости.

- Работая с режиссером Александром Огарёвым, мы встретились с совершенно незнакомой школой, с европейским театральным стилем, - рассказывает Иван Кириллов. - Мне поначалу было очень сложно, на летних репетициях я еще плохо понимал, что играю и зачем. Александр Анатольевич не объясняет подробно действенную задачу сцены, а даёт лишь общую установку: «Здесь играем праздник!» Что делать? Как? Непонятно! Однако постепенно он вводил нас в атмосферу задуманного им спектакля, прививая азы незнакомого сценического языка... И я очень рад, если моя новая работа затронула сердца зрителей.

Сегодня Иван Кириллов - в числе ведущих актеров БГАДТ имени М.С. Щепкина. Помимо названных, им созданы глубоко драматичные образы Кулыгина в «Трёх сёстрах» и Плетнёва в «Женщинах», сложные, неоднозначные, жизненно достоверные характеры Сергея в «Кукле для невесты» и Комиссара полиции в «Кабаре "Кармен"», лаконичные, но весьма яркие «портреты» Левицкого в «А дальше – тишина» и Григория Орлова в «Царской охоте». Незабываемы острой характерностью и добрым народным юмором комедийные роли артиста - Прокоп Серко в комедии М. Старицкого «За двумя зайцами» и князь Пантиашвили в «Хануме» А. Цагарели.

...Накануне юбилейного бенефиса я спросила у Ивана Кириллова: «Вы так давно в актерской профессии... Что вы знаете о ней наверняка и что по-прежнему для вас остается тайной?». Артист на мгновенье задумался, а потом ответил:

- Наверняка знаю одно: эта профессия жива и будет жить, потому что она вечна. Театру предрекали смерть сначала с рождением кинематографа, потом - телевидения... А он - существует! Потому что никогда не иссякнет в человеке потребность слышать звучащее живое слово, видеть эмоции актёров, рождающиеся здесь и сейчас, ощущать сопричастность происходящему на сцене.

А тайна... Вот представьте: артист берет лист бумаги с текстом роли, изучает её сначала «в буквах», потом выходит на сцену, пытаясь представить, что герой будет делать в этом пространстве, а затем она начинает обрастать его чувствами, переживаниями, размышлениями... Как, когда это происходит? Загадка! И так всю жизнь: каждая роль - с чистого листа, каждый спектакль - экзамен. А награда за то, что «покой нам только снится» - паузы. Те паузы, когда зрительный зал замирает и, почти не дыша, внимает тебе. Вот оно, счастье артиста!

Наталья ПОЧЕРНИНА,
газета «Смена», 19 октября 2007 г.
2007