Пресса
2015-11-19 15:27

Белгородский драматический театр показал в Нижнем Новгороде спектакль «Завороженное семейство» по ранней пьесе Льва Толстого

18 октября 2015 года VII Российский театральный фестиваль «Максим Горький и его эпоха» в Нижнем Новгороде продолжился спектаклем «Завороженное семейство» по пьесе Льва Толстого «Зараженное семейство» в постановке Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С. Щепкина.
Белгородский драмтеатр впервые приезжает в Нижний Новгород, хотя этот знаменитый театральный коллектив, открывший в этом году свой 76-й сезон, имеет значительный фестивальный опыт. Театр известен и собственным всероссийским фестивалем «Актеры России — Михаилу Щепкину», который ведет свою историю с 1988 года. Как рассказал на пресс-конференции в столице Приволжья художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств РФ Виталий Слободчук, Щепкинский фестиваль — актерский, то есть на нем театры из России, Беларуси, Украины представляют спектакли, отмеченные экспертным сообществом именно за выдающиеся актерские работы. В репертуаре белгородского театра много спектаклей и ролей, ставших лауреатами многочисленных российских и международных профессиональных премий. Виталий Слободчук объясняет это особым подходом к выбору драматического материала и режиссеров-постановщиков: «У нас есть место и для театрального эксперимента, и для классического психологического театра, что позволяет нам в полной мере использовать все возможности нашей труппы». Театр приглашает к сотрудничеству самых известных российских режиссеров. Свои спектакли здесь ставили народный артист СССР Владимир Андреев, народные артисты России Борис Морозов, Павел Хомский, Иосиф Райхельгауз, Валерий Белякович, Александр Вилькин, Семен Спивак и многие другие.
Спектакль «Завороженное семейство», кстати, — совместная работа белгородского театра с главным режиссером Центрального академического театра российской армии Борисом Морозовым, для которого эта постановка стала итогом многолетней работы над замыслом сценического воплощения этого сложного и содержательного произведения. Пьеса «Зараженное семейство» была написана Толстым еще в 1860-е годы, однако при жизни автора не публиковалась, так как и сам автор, и современники, например, Александр Островский, считали ее произведением драматургически несовершенным. Историк и теоретик литературы Михаил Бахтин писал, что драматическая форма была вообще неадекватна художественным устремлениям Толстого для того времени, когда писатель набирал силу как уверенный повествователь-прозаик.
Тем не менее, в белгородском драмтеатре уверены, что эта пьеса Толстого, написанная как памфлет против так называемых «новых людей» и «женского вопроса», сегодня особенно актуальна: современная эпоха несет в себе новые веяния, которые, по мнению худрука театра, часто наносят вред традиционным ценностям, в том числе семейным. Именно слепое следование таким идеям и высмеивает Лев Толстой в своем произведении.
По словам Виталия Слободчука, еще до постановки в 2008 году театр проделал колоссальную работу, чтобы оптимизировать текст пьесы для современной сцены: была выделена сюжетная основа, часть реплик и монологов была сокращена. Все это сделало пьесу сценичной и понятной зрителю. «Я попросил режиссера изменить название спектакля, — говорит руководитель театра. — Оригинальное название „Зараженное семейство“ казалось очень мрачным, оно не оставляло надежды, поэтому было предложено новое — „Завороженное семейство“, которое давало возможность просветления».
Главный режиссер театра Игорь Ткачев, сыгравший в спектакле роль одного из «новых людей», акцизного чиновника Венеровского, рассказал о еще одном важном изменении в структуре произведения: «Финал пьесы у Толстого не четко выражен. Мы долго его искали и в результате пришли к выводу, что финал непременно должен быть открытым». Он также отметил, что язык, которым написана пьеса, оказался очень тяжелым, сложным для произнесения со сцены. Поэтому для работы с актерами специально приглашали педагога по сценической речи.
Замысел белгородцам удался в полной мере. Для многих зрителей этот спектакль станет настоящим открытием: в нем мы видим непривычного нам Толстого — не просто драматурга, но и замечательного комедиографа. Специалисты литературной части театра и режиссер не зря трудились над текстом: в новой версии действие, разбитое на более мелкие мизансцены, стало ярким и динамичным. Монологи не затянуты даже там, где это нужно по сюжету. Например, пространные наукообразные рассуждения Катерины, эмансипированной племянницы помещика Прибышева, произносятся почти скороговоркой, что превращает их в комическую бессмысленную заумь.
Благодаря белгородскому драмтеатру малоизвестная ранняя пьеса Льва Толстого обрела полноценную сценическую жизнь и стала не только театральным достоянием, но и заняла достойное место в истории русской литературы второй половины XIX века. Именно здесь можно разглядеть и зачатки чеховской драмы, и первые попытки критической оценки новых либеральных идей, которые чуть позже будет осмыслять в своем романе «Бесы» Достоевский. И здесь уже затронуты темы семейных отношений, утраты людьми природных основ жизни, «жорж-зандовской» героини и многие другие, которые впоследствии Толстой разовьет в «Анне Карениной», «Воскресении», «Крейцеровой сонате», в позднем драматургическом опыте, пьесе «Власть тьмы», и других своих произведениях.
Нижегородцы увидели спектакль в оригинальной сценографии, созданной одним из самых известных театральных художников России Иосифом Сумбаташвили. Действие разворачивается на фоне обтянутых серой мешковиной декораций, в которых пугающей пустотой зияют портретные рамы. Кажется, что как будто из них на головы патриархального семейства обрушивается шквал новых ложно понятых либеральных идей, завораживающих неокрепшие умы детей и сбивающих с толку взрослых. Один из сквозных образов постановки — колокол как предвестник беды, его звон маркирует сильные смысловые моменты. Этот же колокол дает сигнал к отправлению поезда в финале спектакля: железнодорожная станция, где происходит развязка действия, — типичный толстовский мотив.
Спектакль «Завороженное семейство» — один из самых титулованных в репертуаре БГАДТ имени М.С. Щепкина. Он был удостоен диплома XXVI Международного театрального фестиваля «Липецкие театральные встречи», получил Гран-при — хрустальную «Шапку Мономаха» — Международного театрального форума фестивалей «У Золотых ворот» во Владимире, серебряную награду I Федерального фестиваля-панорамы главных событий театрального года «Театральный Олимп в Сочи», а исполнитель роли Ивана Михайловича Прибышева народный артист России Виталий Стариков отмечен жюри за артистизм в сценическом воплощении русского характера. Спектакль награжден призом и дипломом за лучший драматический спектакль большой формы Х Международного театрального форума «Золотой Витязь», «Золотой диплом» этого форума получил также Виталий Стариков.
Андрей Журавлев. Фото из архива БГАДТ.
19 октября 2015 г.
2015