Пресса

Как кОзаки и кОзачки повесть разыграли ("Ночь перед Рождеством" Н. Гоголя)

Впервые на сцене Белгородской драмы представили одну из «страшных» повестей Гоголя

2 и 3 марта в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина представили премьеру музыкального спектакля «Ночь перед Рождеством». Комедию с песнями и плясками по одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя поставил московский режиссёр Михаил Цитриняк.

Повесть из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1830-1832) хорошо известна каждому из нас. Знаем мы и немой фильм Владислава Старевича (1913) и великолепную экранизацию Александра Роу (1961). И анимационную версию Валентины и Зинаиды Брумберг (1951). Кто-то слышал оперу «Кузнец Вакула» П.И. Чайковского (1874) и одноимённую - Н.А. Римского-Корсакова (1895). А, возможно, кому-то из белгородцев удалось стать свидетелем её инсценировки. Скажем, музыкальная комедия Владимира Койфмана идёт на сцене санкт-петербургского Театра Сатиры на Васильевском, в столице музыкальная феерия Сергея Яшина - в Театре имени Н.В. Гоголя, а постановка для детей - в Театре кукол имени С.В. Образцова...

Вспомним, что «Ночь перед Рождеством» повествует о том, как влюблённый кузнец Вакула, чтобы покорить сердце строптивой красавицы Оксаны, отправился за царскими черевичками для неё «в Петембург». Там предстал перед Екатериной II. А помог ему в этом сам чёрт, которого Вакула сумел оседлать и заставить себе служить. Действие разворачивается в дни, когда православный люд отмечает Рождество. Народные верования и святочные обряды причудливо переплетаются со сказаниями и преданиями о продаже души чёрту, о полётах и превращениях ведьм... - рождается настолько привлекательная история, что её хочется пересказывать каждый год с наступлением святочной недели. Произведение, в котором сошлись фантазия и реальность, подкупает своим национальным колоритом, щедро сдобренным гоголевским юмором. И налётом мистики. Неизвестное и непознанное - то, что привлекает всегда.

И не со страхом, а с улыбкой мы воспринимаем главных «нечистых» повести и их перипетии - первое свидание любвеобильной ведьмы Солохи и чёрта-щёголя, как он спрячет в карман месяц, а после его, незадачливого жениха, спрячут в мешок, который и возьмёт Вакула. Не пугает нас и Пацюк, к которому кузнец приходит искать чёрта, - то ли лукавый, то ли знахарь, но явно наделённый тайным знанием и силой. Сцена, где Пацюк поедает вареники, станет одной из самых привечаемых читателем.

В постановке Михаила Цитриняка не будет ни Солохи, ни дьяка, ни чёрта как такового... Эти сюжетные линии опущены. Что взамен? Режиссёр предложил зрителям историю в истории - театр в лицах. Его форма близка к современному театральному жанру балагана. И она достаточно органична Гоголю, поскольку комизм его персонажей заимствован у героев вертепа - народного украинского кукольного театра.

Итак представьте… Украинская деревня: плетень, деревянные бочки, ухваты, рисованные снопы пшеницы… Смех, хохот, веселье… Это собрались вместе парубки и дивчины, словно только вышедшие из шинка старейшины рода. В украинской национальной одежде: вышитые сорочки, яркие шаровары и юбки, сапоги и красные черевики, кубанки и цветочные венки с лентами - великолепны их костюмы (художник-постановщик - Ольга Сидорина). Затевают они не рассказать, а показать историю Вакулы. Распределяют между собой роли - и повествование начинается. «Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа...».

Спектакль практически полностью сделан из массовых сцен. Сюжет выстроен так: Первое свидание Вакулы и Оксаны - Его попытка утопиться - Встреча с Пацюком (Игорь Нарожный) - Полёт «в Петембург» - И сватовство к Оксане. Оксана в исполнении Вероники Васильевой не капризна, а скорее, кокетлива. К кузнецу она совсем не равнодушна. Тянется к нему за поцелуем - тот медлит. И вот вроде бы из-за этой своей нерешительности она и поставит ему условие, а Вакула преодолеет свой путь. Кузнец (Антон Ермак) выходит глуповатым от своей любви. И благодаря этому своему «оглупелому» состоянию он проходит все испытания - от несостоявшейся попытки утопиться до оседлания чёрта и радушного приёма у Екатерины II. Нет в нём ни капли отчаяния, страха, сомнения - а какая-то блаженная уверенность в отсутствии каких бы то ни было преград, которая точно панцирь окутывает его. Чёрт (Сергей Денисов) подвижен и в зависимости от перипетии сюжета излишне самоуверен или забавен в своей растерянности. Императрица в исполнении Ольги Решетовой походит на чопорную боярыню. Потёмкин (Игорь Нарожный) высокомерен и вальяжен. Точно передано заложенное Гоголем их безучастное, равнодушное отношение к нуждам запорожцев.

Игра актёров доведена до гротеска. Ситуации, в которых они существуют, утрированы и порой абсурдны. Присутствуют здесь и фарсовые элементы. Так, на муаровой ленте Потёмкина красуются не высшие государственные ордена, а початки кукурузы и лук, монокль императрицы, через который она взирает «на свой нарот», превращён в ножницы, как на троне восседает она на колодце, а зубья её короны - острые перчики. Месяц заменил таз, а снежную метель - белые простыни.

Цитриняк представил музыкальный спектакль (композитор - Борис Кинер). Все актёры поют и танцуют (хореограф - Наталья Воронова), что не так уж и часто случается на белгородской сцене. Всё же, когда речь идёт о «Ночи перед Рождеством», ждёшь несколько иного. Настоящего карнавала - украинских народных песен, хороводов, памятуя о гоголевских письмах к матери, где он просил её рассказать «о колядках», описать свадьбу, хороводные игры…

В целом же в рамках собственной концепции режиссёр достаточно последователен и целостен, а актёры её полностью воплощают. Потоэму всё зависит от того, насколько вы готовы принять его версию «Ночи перед Рождеством», насколько она сможет стать «вашей».

Екатерина ШАРОНОВА,

Сайт газеты "Белгородские известия"
2013