Такая непростая «Очень простая история»
БГАДТ им. М.С. Щепкина.
М. Ладо. «Очень простая история».
Режиссёр - И. Ткачёв, художник - О. Сидорина.
В нарушение всех правил и законов жанра рецензии в первых ее строках хочу поздравить молодого режиссера Игоря Ткачёва с успешным дебютом. Да, конечно, до этого в его биографии был детский спектакль «Аленький цветочек» - дипломная работа выпускника режиссерского курса Российской академии театрального искусства. Однако «Очень простая история» - первый выход режиссёра Игоря Ткачёва ко взрослой публике. А значит, все-таки - дебют. И дебют очень яркий, звучный, многообещающий!
Пьеса украинского драматурга Марии Ладо кому-то может показаться весьма еретической. Что ж, «по букве», если судить с ортодоксальной точки зрения, может быть, так оно и есть. Но по духу... По духу «Очень простая история» - очень правильная, добрая, проникновенная история. Это притча, рассказывающая о «слезинке» нерожденного ребенка, о любви, благородстве и самопожертвовании. А еще о том, что «на небе и земле есть некоторые тайны, что и не снились нашим мудрецам» и существуют скрытые суть и связь событий, которые не дано знать человеку. Ведь спасение будущей жизни «человеческого детёныша» берут на себя домашние животные и пропащий, по меркам людской морали, мужичонка - отец и сосед деревенских Ромео и Джульетты.
Притчевый характер пьесы требовал особого художественного решения спектакля. И сценография Ольги Сидориной создает очень точный его образ - с легким символическим налётом, лишённый бытовой конкретики. Костюмы героев (особенно животных) - именно театральные костюмы с этническими мотивами, призванные обозначить характеры персонажей и среду их обитания. Фигурки животных из сена ненавязчиво подсказывают зрителю, кто есть кто в деревенском «зверинце».
Цельность и гармоничность стиля, формы и содержания выдерживаются на протяжении всего спектакля. Режиссеру удалось найти точные и естественные переходы действия из мира людей в мир животных. Интересно и тонко решены сцены, где обитатели скотного двора лишены голоса, но очень ярко, живо, трогательно выражают свои чувства и отношение к событиям в жизни хозяев. Какой выразительный индивидуализированный рисунок придуман для каждого из них! Актёры, выступающие в ролях животных, используют в этих сценах средства пластики и пантомимики так мастерски, что безмолвное сочувствие, сопереживание их героев действуют на зрителя сильнее самых эмоциональных восклицаний!
Галерея сценических «портретов» животных в спектакле просто великолепна! Яркая характерность и тончайшие нюансы актёрского исполнения создают узнаваемые, обаятельные и очень «одушевлённые» образы. Мягко, женственно, негромко, словно удивляясь человеческой неразумности, играет Корову Ольга Решетова. Мудрая, рассудительная и очень уставшая старая Лошадь в исполнении Эвелины Ткачёвой не лишена, однако, грациозности и привлекательности. Пёс Михаила Новичихина подкупает живостью нрава, непосредственностью и простодушием, а Свинья Юлии Волковой - наивной мечтательностью и устремленностью, вопреки свинской природе, к небесам. Петух в исполнении Андрея Манохина, безусловно, самая эффектная роль. «Ужимки и прыжки», демагогию и фанфаронство героя артист акцентирует с неподражаемой экспрессией. Но и трагическую обреченность, одиночество, беззащитность пернатого Репетилова-Хлестакова дает почувствовать остро и пронзительно.
Образы людей также «прописаны» очень точными и выразительными штрихами. Наталья Зуева в роли Хозяйки, суровой матери и жены, что «да убоится мужа своего», играет затаенную женскую драму, непростую внутреннюю историю героини. Ольга Казакова рисует её дочь Дашку нежной и решительной, любящей и дерзкой. Сергей Пименов, играющий Лёшку, может быть, излишне темпераментен и эмоционален, но сценический характер создает живой, неодномерный: в нем так драматично соединяются искреннее желание изменить свою жизнь и рабская готовность покориться судьбе. Андрею Зотову, очевидно, несколько не достает внешней убедительности в роли Хозяина. Возможно, ему и не стоит так старательно акцентировать жесткие, брутальные краски, но найти более спокойную, сдержанную и выразительную интонацию.
Игорь Нарожный, который исполняет в спектакле Соседа, заслуживает исключительно восторженного тона. Отец Лёшки - пропащий человек и горький пропойца. Однако он наделен ясным пониманием того, что есть грех, чистой душой и незлобивым характером. Именно поэтому ему дано говорить с животными, разуметь их речь и вместе с ними спасти будущего внука. Следить за работой И. Нарожного нужно не отрывая глаз ни на секунду, чтобы, не дай бог, не пропустить ни единого мимического движения, поворота головы, жеста. Зрителю стоит обратиться в слух, чтобы услышать и прочувствовать интонационные вершины и глубины исполнения. Настолько выразительно, проникновенно, мощно и достоверно рассказывает артист порой комическую, порой трагическую пронзительно русскую судьбу своего героя.
«Очень простая история» - спектакль очень простой. Простой в лаконичности стиля и ясности режиссёрского высказывания. Но что стоит за этой видимой простотой, зрителю знать не дано. Да и не нужно. Как не дано и не нужно знать людям скрытые суть и связь событий. Ведь «на небе и земле есть некоторые тайны...»
Наталья ПОЧЕРНИНА,
газета «Смена», 2007 г.
БГАДТ им. М.С. Щепкина.
М. Ладо. «Очень простая история».
Режиссёр - И. Ткачёв, художник - О. Сидорина.
В нарушение всех правил и законов жанра рецензии в первых ее строках хочу поздравить молодого режиссера Игоря Ткачёва с успешным дебютом. Да, конечно, до этого в его биографии был детский спектакль «Аленький цветочек» - дипломная работа выпускника режиссерского курса Российской академии театрального искусства. Однако «Очень простая история» - первый выход режиссёра Игоря Ткачёва ко взрослой публике. А значит, все-таки - дебют. И дебют очень яркий, звучный, многообещающий!
Пьеса украинского драматурга Марии Ладо кому-то может показаться весьма еретической. Что ж, «по букве», если судить с ортодоксальной точки зрения, может быть, так оно и есть. Но по духу... По духу «Очень простая история» - очень правильная, добрая, проникновенная история. Это притча, рассказывающая о «слезинке» нерожденного ребенка, о любви, благородстве и самопожертвовании. А еще о том, что «на небе и земле есть некоторые тайны, что и не снились нашим мудрецам» и существуют скрытые суть и связь событий, которые не дано знать человеку. Ведь спасение будущей жизни «человеческого детёныша» берут на себя домашние животные и пропащий, по меркам людской морали, мужичонка - отец и сосед деревенских Ромео и Джульетты.
Притчевый характер пьесы требовал особого художественного решения спектакля. И сценография Ольги Сидориной создает очень точный его образ - с легким символическим налётом, лишённый бытовой конкретики. Костюмы героев (особенно животных) - именно театральные костюмы с этническими мотивами, призванные обозначить характеры персонажей и среду их обитания. Фигурки животных из сена ненавязчиво подсказывают зрителю, кто есть кто в деревенском «зверинце».
Цельность и гармоничность стиля, формы и содержания выдерживаются на протяжении всего спектакля. Режиссеру удалось найти точные и естественные переходы действия из мира людей в мир животных. Интересно и тонко решены сцены, где обитатели скотного двора лишены голоса, но очень ярко, живо, трогательно выражают свои чувства и отношение к событиям в жизни хозяев. Какой выразительный индивидуализированный рисунок придуман для каждого из них! Актёры, выступающие в ролях животных, используют в этих сценах средства пластики и пантомимики так мастерски, что безмолвное сочувствие, сопереживание их героев действуют на зрителя сильнее самых эмоциональных восклицаний!
Галерея сценических «портретов» животных в спектакле просто великолепна! Яркая характерность и тончайшие нюансы актёрского исполнения создают узнаваемые, обаятельные и очень «одушевлённые» образы. Мягко, женственно, негромко, словно удивляясь человеческой неразумности, играет Корову Ольга Решетова. Мудрая, рассудительная и очень уставшая старая Лошадь в исполнении Эвелины Ткачёвой не лишена, однако, грациозности и привлекательности. Пёс Михаила Новичихина подкупает живостью нрава, непосредственностью и простодушием, а Свинья Юлии Волковой - наивной мечтательностью и устремленностью, вопреки свинской природе, к небесам. Петух в исполнении Андрея Манохина, безусловно, самая эффектная роль. «Ужимки и прыжки», демагогию и фанфаронство героя артист акцентирует с неподражаемой экспрессией. Но и трагическую обреченность, одиночество, беззащитность пернатого Репетилова-Хлестакова дает почувствовать остро и пронзительно.
Образы людей также «прописаны» очень точными и выразительными штрихами. Наталья Зуева в роли Хозяйки, суровой матери и жены, что «да убоится мужа своего», играет затаенную женскую драму, непростую внутреннюю историю героини. Ольга Казакова рисует её дочь Дашку нежной и решительной, любящей и дерзкой. Сергей Пименов, играющий Лёшку, может быть, излишне темпераментен и эмоционален, но сценический характер создает живой, неодномерный: в нем так драматично соединяются искреннее желание изменить свою жизнь и рабская готовность покориться судьбе. Андрею Зотову, очевидно, несколько не достает внешней убедительности в роли Хозяина. Возможно, ему и не стоит так старательно акцентировать жесткие, брутальные краски, но найти более спокойную, сдержанную и выразительную интонацию.
Игорь Нарожный, который исполняет в спектакле Соседа, заслуживает исключительно восторженного тона. Отец Лёшки - пропащий человек и горький пропойца. Однако он наделен ясным пониманием того, что есть грех, чистой душой и незлобивым характером. Именно поэтому ему дано говорить с животными, разуметь их речь и вместе с ними спасти будущего внука. Следить за работой И. Нарожного нужно не отрывая глаз ни на секунду, чтобы, не дай бог, не пропустить ни единого мимического движения, поворота головы, жеста. Зрителю стоит обратиться в слух, чтобы услышать и прочувствовать интонационные вершины и глубины исполнения. Настолько выразительно, проникновенно, мощно и достоверно рассказывает артист порой комическую, порой трагическую пронзительно русскую судьбу своего героя.
«Очень простая история» - спектакль очень простой. Простой в лаконичности стиля и ясности режиссёрского высказывания. Но что стоит за этой видимой простотой, зрителю знать не дано. Да и не нужно. Как не дано и не нужно знать людям скрытые суть и связь событий. Ведь «на небе и земле есть некоторые тайны...»
Наталья ПОЧЕРНИНА,
газета «Смена», 2007 г.