Пресса

Любовь всегда права

В преддверии 8 Марта в Белгородском драматическом театре имени М. Щепкина состоялась необычная премьера. Комедию испанского драматурга Педро Кальдерона «С любовью не шутят» режиссер Виталий Бгавин поставил не на традиционной сцене, а… в фойе.

Играем Кальдерона

Похоже, это становится традицией – встречать весну премьерой. Щепкинцы не устают удивлять и радовать зрителей. Вот и на этот раз создатели спектакля подготовили настоящий сюрприз. Трудно представить, что на небольшом пространстве театрального фойе можно сотворить такое!

Комедия «плаща и шпаги» «С любовью не шутят» родилась под жарким небом Испании в далеком XVII веке. Наследие классика достаточно обширно – из-под его пера вышло более двухсот произведений для сцены. Но именно эта пьеса молодого Кальдерона особенно популярна у отечественных постановщиков и зрителей. А ее название давно уже стало крылатым.

Спектакль щепкинцев – о любви, которую, «как свет божественный, нам дарят небеса», и о том, какие препятствия ей приходится преодолевать, чтобы соединились сердца и судьбы.

По словам режиссера Виталия Бгавина, новая постановка – творческий эксперимент. В нем участвуют молодые актеры, недавно пополнившие труппу: Оксана Катанская (донья Беатриса), Дарья Ковалевская (донья Леонора), Дмитрий Беседа (дон Алонсо), Николай Ильдиряков (дон Хуан), Алёна Беседа (Инеса), Алексей Колчев (Москатель). В роли дона Педро, отца Беатрисы и Леоноры, – Дмитрий Евграфов, хорошо знакомый белгородским театралам. Актеры играют озорно, с полной отдачей, легко устанавливая эмоциональный контакт с публикой. По ходу действия им приходится петь, танцевать, играть на гитаре, фехтовать, скатываться кувырком с лестницы и даже… прыгать из окна второго этажа!

Молодые исполнители демонстрируют хорошую технику сценической речи – непростой поэтический текст Кальдерона звучит эмоционально, отточенно. Режиссер мастерски выстроил мизансцены, изобретательно обыграв возможности ограниченного пространства. Все в театральном интерьере «работает» на спектакль: мраморная лестница с ковровой дорожкой, дверь, окно.

Художник Марина Шепорнева предлагает минимум декораций: старинное кресло, колонны с портретами «дам и кавалеров», портьера. И этого оказывается достаточно, чтобы с блеском разыграть комедию интриги. Костюмы не просто хороши – великолепны! Впечатление такое, как будто персонажи сошли с полотен Веласкеса. А хореография Натальи Вороновой и музыкальное обрамление Григория Гоберника вносят свою немалую лепту в этот театральный праздник.

Шутки в сторону

Интрига спектакля не лишена занимательности и при этом поучительна. У дона Педро две взрослые дочери на выданье. У младшей, Леоноры, уже есть претендент на руку и сердце – дон Хуан. Но по испанским обычаям вначале должна выйти замуж старшая дочь. Однако Беатриса, этакий «синий чулок», и слышать не хочет о мужчинах – все ее мысли заняты науками. И тогда Леонора и дон Хуан, уставшие от «недреманного ока» сестрицы, решаются на хитрость. Дон Алонсо, не помышляющий о серьезных отношениях с женщинами, должен отвлечь внимание Беатрисы, прикинувшись влюбленным. Но тот, кто играет чувствами, поступает опрометчиво. «С любовью, как с морем, шутить нельзя», – предупреждает Кальдерон.

Неразумно ставить себя «выше» любви, как Беатриса, и опасно относиться к этому чувству легкомысленно, подобно дону Алонсо. Минуло почти три столетия, но разве предостережение испанского драматурга стало менее актуальным?

В финале маски сброшены, и, как положено в комедии, все устраивается к взаимному удовольствию действующих лиц. Спектакль получился по-весеннему жизнерадостным, ярким, динамичным. Главное, зрители поверили: да, это Испания, Ренессанс, Кальдерон.

Элла САРКИСЬЯНЦ,
газета "Аргументы и факты-Белгород", № 11 2014 г.
2014