Давно известно, хотя и спорно, такое утверждение — рассмешить зрителя сложнее, чем заставить плакать. Иначе говоря, сыграть комедию труднее, чем трагедию — так считают актёры. А найти для постановки хорошую смешную пьесу ещё сложнее — так считают режиссёры. Вероятно, поэтому все чаще на театре обращаются к бессмертным комедиям Шекспира, Мольера, Лопе де Вега…
Карло Гольдони — из тех, кто украшает этот список. Но сегодняшнюю премьеру Белгородского академического мы вряд ли сможем всецело отнести к этому, без сомнения, великому итальянскому драматургу. Так как в этом спектакле у него появился весьма талантливый соавтор, чьё имя — Валерий Белякович.
Карло Гольдони — из тех, кто украшает этот список. Но сегодняшнюю премьеру Белгородского академического мы вряд ли сможем всецело отнести к этому, без сомнения, великому итальянскому драматургу. Так как в этом спектакле у него появился весьма талантливый соавтор, чьё имя — Валерий Белякович.
Казалось бы, совсем недавно прогремели в Белгороде «Куклы», за ними последовал спектакль-боль, спектакль-душа «На дне». Сегодня же московский мэтр выпускает уже четвёртый спектакль на нашей сцене — будто бы, чтобы отвлечься от мрачной эстетики только что родившегося «Гамлета», режиссёр решил окунуть зрителя в беззаботный мир комедии дель арте.
Как всегда у Беляковича, на первом плане — господин артист, и ничто не отвлечёт от него зрительского взгляда. Поэтому — простые, лишь слегка стилизованные под жанр костюмы. Почти полное отсутствие декораций, вместо них — вращающийся круг. На нём веселятся, танцуют, ссорятся, дерутся и отчаянно влюбляются герои «Мирандолины».
Как всегда у Беляковича, на первом плане — господин артист, и ничто не отвлечёт от него зрительского взгляда. Поэтому — простые, лишь слегка стилизованные под жанр костюмы. Почти полное отсутствие декораций, вместо них — вращающийся круг. На нём веселятся, танцуют, ссорятся, дерутся и отчаянно влюбляются герои «Мирандолины».
О том, как именно танцуют, стоит сказать отдельно, ведь танцы занимают добрую половину действия. Прекрасная работа хореографа Н. Вороновой неоспорима — персонажи двигаются синхронно, в высоком ритме. Кружатся юбки, летят платки, мелькают туфли, создавая весёлую буффонаду итальянского карнавала.
Именно в разгар карнавала встретились герои «Трактирщицы» (второе название комедии Гольдони): очаровательная хозяйка гостиницы Мирандолина и её поклонники — граф Альбафьорита, маркиз Форлипополи и кавалер Рипафратта. Впрочем, последний ещё не знает, что он по уши влюбится в прелестницу, ведь он слывёт ярым женоненавистником и даже мизантропом, как гордо именует его слуга Леопольд.
Именно в разгар карнавала встретились герои «Трактирщицы» (второе название комедии Гольдони): очаровательная хозяйка гостиницы Мирандолина и её поклонники — граф Альбафьорита, маркиз Форлипополи и кавалер Рипафратта. Впрочем, последний ещё не знает, что он по уши влюбится в прелестницу, ведь он слывёт ярым женоненавистником и даже мизантропом, как гордо именует его слуга Леопольд.
Однако Мирандолина сознательно прибегает к разнообразным уловкам, завлекая кавалера, не столько из симпатии к нему, сколько из желания доказать, что никто не устоит перед её чарами. Да и наказать наглеца стоит, чтоб не смел впредь презрительно называть женщин «бабами».
Совсем не согласен с планами хозяйки её верный слуга, ведь он давно и преданно любит её, да и она как будто не против последовать воле покойного отца и связать с Фабрицио судьбу.
Совсем не согласен с планами хозяйки её верный слуга, ведь он давно и преданно любит её, да и она как будто не против последовать воле покойного отца и связать с Фабрицио судьбу.
Вероника Васильева, сыгравшая Мирандолину, предстала перед нами истинной итальянкой — свободолюбивой и своенравной. При всей обворожительности внешности эта кудрявая прелестница выглядит самым разумным и рассудительным человеком на сцене. Кажется, ничто не способно вывести её из себя — так умело она угождает своим постояльцам, так ловко парирует колкости кавалера.
Для этой роли мало обладать привлекательностью, нужно источать обаяние, на которое, как мотыльки, слетаются ослеплённые мужчины — и это актрисе удаётся. Нужно сказать, что в стремлении придать сюжету большую динамичность Белякович изрядно сократил пьесу, и в первую очередь это коснулось главной роли. Но и этого хватило Веронике, чтобы заставить нас поверить — да, это она, Мирандолина, что способна покорить любого итальянца!
Пожалуй, самая сложная роль в спектакле досталась Дмитрию Гарнову. Его Рипафратта переживает на сцене глобальную метаморфозу — от самоуверенного наглеца, что поносит женщин на чём свет стоит, до робкого и страстного влюблённого. Актёр равно убедителен и свободен и в той, и в другой ипостаси.
Отлично сыграна растерянность кавалера, осознающего свою беспомощность перед силой женских чар. Он пытается сопротивляться — но хочет ли? В конце концов, режиссёр доводит образ Рипафратты до гротеска, до абсурдности, когда герой, охваченный страстью, буквально как зверь рыщет в поисках объекта вожделения, вызывая хохот в зале. Раздавленный новым для себя чувством, он почти жалок — но как трогателен и обаятелен…
Без сомнения, украсила спектакль комедийная пара Форлипополи – Альбафьорита. Маркиз, которого блестяще сыграл Андрей Зотов, вызывает и смех, и сочувствие. «Эта проза жизни! Обеды! Долги! Гостиницы!» — восклицает он, сетуя на бездуховность окружающих, не дающих ему забыть про пустой кошелёк.
Граф (Дмитрий Евграфов), напротив, богат, но не менее смешон в своей безответной любви к Мирандолине. Впрочем, эти двое быстро находят утешение в компании двух странствующих актрис Розетты (Ольга Решетова) и Кончиты (Татьяна Макарова), выдающих себя за знатных особ — баронессу Ортензию и графиню Деяниру. Эта пара не менее забавна, и стоит поблагодарить артисток, исполнивших роли двух дам весело и темпераментно.
Так и осталось невыясненным до конца — вознаграждён ли Фабрицио за свою многолетнюю преданность Мирандолине? Впрочем, актёр Антон Ермак наверняка будет вознаграждён аплодисментами — образ, исполненный им, вызывает симпатии зрителей.
Так и осталось невыясненным до конца — вознаграждён ли Фабрицио за свою многолетнюю преданность Мирандолине? Впрочем, актёр Антон Ермак наверняка будет вознаграждён аплодисментами — образ, исполненный им, вызывает симпатии зрителей.
Подвижен, эксцентричен, необыкновенно выразителен Сергей Денисов в роли слуги Леопольда. Да и остальные участники спектакля — Дарья Ковалевская (Чичита, служанка Мирандолины), Анна Лего, Николай Ильдиряков — заслуживают самых бурных аплодисментов. Ведь именно они, постоянно присутствующие на сцене, создают неповторимую атмосферу настоящего итальянского дворика, который грустит и веселится вместе с главными героями.
Этот спектакль — из тех, что способны выплеснуть свою бурную энергию в зал, никого не оставляя равнодушным. Впервые Валерий Белякович поставил в Белгороде комедию, и она обещает стать настоящим театральным праздником — так свободно, так азартно сумели освоить артисты предложенную им эстетику. Поверьте, «Мирандолина» заслуживает того, чтобы купить билет в театр!
Специально для А-фишки, Наталья Ненько (фото автора), 30 апреля 2014 г.
Специально для А-фишки, Наталья Ненько (фото автора), 30 апреля 2014 г.