Немного найдётся в современном обществе людей, чей личностный масштаб давно перерос первоначальный род деятельности. Их таланту, знаниям, опыту в какой-то момент становится тесно в рамках профессии - они продолжают расти в других сферах, испытывая постоянную потребность отдавать другим людям всё, чему научились.
Человек, о котором пойдет речь ниже, уникален тем, что реализует себя сразу во многих стезях. Назовите любую из этих характеристик: актер, режиссер, журналист, педагог, телеведущий, общественный деятель, политик… Поразительно, но все они подойдут к одному имени – Виталий Стариков.
Уроженец Железноводска, что в Ставропольском крае, он связал свою жизнь с Белгородом в 1975 году, когда пришел в местный театр после окончания Саратовского училища. Директор театра В.И.Слободчук охотно взял в труппу ладного красавца. Не нужно было гадать, в каком амплуа будет реализовывать себя молодой артист – внешность, рост, удивительно красивый низкий тембр голоса мог принадлежать только герою. Он и был им. Одна за другой появлялись «героические» роли, самыми яркими из которых были Глеб Космачев из одноименной пьесы М.Шатрова, Сергей из «Леди Макбет Мценского уезда» Н.Лескова, Кассио из «Отелло» великого Шекспира, Лопахин из чеховского «Вишневого сада»… Он сыграл сразу двух ростановских героев, одного за другим: красавца Кристиана в спектакле А.Гукленкова, где солировал В.Бондарук, а через десяток лет москвич Павел Хомский предложил ему уже роль Сирано де Бержерака.
Именно Сирано играл Виталий Стариков в свой первый бенефис. Удивителен торт факт, что состоялся он, когда артисту не было и сорока. Редко когда столь молодой артист может собрать настоящий творческий вечер, да ещё чтобы зал был битком. А ему это удалось – так велика была популярность.
В актёрской судьбе важную роль играют встречи с режиссёрами: иные из них могут сыграть судьбоносную роль. В жизни Виталия Алексеевича было несколько таких встреч, дорогих и важных, благодаря которым рождались на свет замечательные роли.
Например, работа с Ю.В.Чернышёвым, который был главным режиссёром Белгородского театра в девяностые годы. Стариков сыграл у него заглавную роль в «Князе Серебряном». Спектакль стал, без преувеличения, событием в городе. Он запомнился не только великолепными актёрскими работами, но и масштабом постановки, оригинальным и смелым взглядом на эпоху Ивана Грозного. Затем был удивительно красивый спектакль «Тристан и Изольда» - конечно, средневековым рыцарем Тристаном стал Виталий Стариков. Но более всего автору этих строк в то время запомнился исполненный артистом царь Фёдор Иоаннович в одноимённой пьесе А.К.Толстого.
Стариков - Федор был робким и резким, наивным и мудрым, печальным и смешливым. Господь наделил его незащищенной душой ребенка, но ребенка не безвольного, не жалкого…Пусть он был порой лишь шахматной фигурой в коварных руках тех, кто жаждал власти. Пусть мало что понимал…Пусть не мог ничего изменить. Но хотел! Трагический крик царя: «Я хотел добра!» гулким эхом откликался в зрительном зале. Невозможно забыть эту роль, которая не оставляла равнодушным никого из тех, кто, затаив дыхание, следил за происходящим на сцене.
Жаль, что сегодня мы не можем увидеть Виталия Алексеевича в роли царя Фёдора – это была действительно великолепная актёрская работа. Впрочем, линия поисков истины, самоотверженного отречения от обыденности продолжилась и в других ролях артиста, случившихся немногим позднее. Отчасти – в Ракитине из тургеневского «Месяца в деревне», человеке, сделавшем любовь к женщине главным смыслом собственной жизни; в монахе Лоренцо из оригинальной белгородской версии «Ромео и Джульетты» - сильном, мудром, глубоко переживающем трагедию двух веронских влюбленных; наконец, в полной мере – в князе Владимире ( «Креститель» С.Таюшева). Именно в «Крестителе» впервые так ярко прозвучало то, что мы можем сегодня назвать личной темой Виталия Старикова – тема духовных устремлений человечества, тема обращения смертного к Господу. Образ, созданный актером, оказался сильнее драматургического материала. Незаурядная личность самого исполнителя проступала сквозь ткань спектакля, обнажая его собственные поиски Бога и Истины, его святое и бережное отношение к Православию. За исполнение роли Владимира актер был награжден Дипломом VI Всероссийского театрального фестиваля «Голоса истории».
Своеобразная галерея царственных особ, воплощенных артистом ( Федор Иоаннович, князь Владимир, ироничный Людовик из булгаковской «Кабалы святош») продолжилась в короле Генри, герое пьесы Дж.Голдмена «Лев зимой». За эту работу Виталий Алексеевич был награжден Дипломом II Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь» как лучший исполнитель мужской роли. Английский король в исполнении Старикова – не безоглядный грешник, обрекший мать своих детей на многолетнее заточение, а человек мятущийся и раздираемый противоречиями, несмотря на свой крутой нрав. Герой «Льва» может страстно любить и столь же яростно ненавидеть, эмоции порой застилают его разум, но тем интереснее смотреть на него. Настоящим праздником для театралов стал дуэт артиста с исполнительницей роли королевы Элинор М. Русаковой. В следующем после «Льва» спектакле Владимира Андреева «Старинная лампа» они вновь сыграли супругов и были удостоены Диплома IV театрального фестиваля на Волге «Он и Она» в номинации «Лучший актерский дуэт».
Знакомство с известным российским режиссером Анатолием Морозовым подарило Виталию Алексеевичу несколько сверхудачных работ. Актёр и режиссёр стали творческими единомышленниками – ярче всего это проявилось в «Месяце в деревне», «Бесприданнице», «Трёх сёстрах». Немногим позже состоялась встреча Старикова с родным братом Анатолия Афанасьевича – главным режиссером ЦАТРА Борисом Морозовым. В спектаклях последнего Виталий Алексеевич воплотил свои самые яркие образы последнего десятилетия. Конечно, первый в этом ряду – Фамусов из бессмертной комедии Грибоедова.
Стариковский Фамусов необычно моложав и энергичен, и от этого спектакль приобретает более трагический смысл – чем противник сильнее, тем опаснее. Впрочем, «взрослой дочери отец» на первый взгляд нисколько не враждебен Чацкому, он – сама вкрадчивость, само обаяние. Тем мощнее и драматичнее прозвучат финальные сцены спектакля, окончательно расставляющие двух главных героев по разные стороны баррикад.
А трагик Несчастливцев из спектакля «Лес»! Как только появлялась его мощная фигура, обряженная в подобие романтических лохмотьев, хотелось неотрывно следить только за ней. Вроде бы несерьезный, живущий лишь «искусством в себе», подчас хвастливый персонаж – он неожиданно оказывается самым высоконравственным обитателем «Леса». Мягкий юмор, с которым Стариков относился к своему персонажу, подкупал зрителя с первых минут спектакля. Эта работа заслуженно удостоилась Почетного диплома III Всероссийского фестиваля «Старейшие театры России» за лучшее исполнение мужской роли.
Одним из самых впечатляющих плодов совместного творчества Бориса Морозова и Виталия Старикова стал спектакль «Завороженное семейство» по пьесе Льва Толстого. В нем артист сыграл главную роль. Иван Михайлович Прибышев (так зовут толстовского героя) – обычный русский помещик девятнадцатого века. Он не тщится изменить мир, он сосредоточен на простых ежедневных заботах по хозяйству, а еще – на стремлении сохранить благополучие своей семьи. Жизнь этого мирного дома течёт ровно и радостно, любящие родители стремятся привить детям собственные, проверенные временем ценности. Но как-то незаметно, семейство становится «завороженным», а по Толстому, даже жёстче – «заражённым»… Инфекция разрушения привносится в помещичье родовое гнездо людьми извне, провозглашающими модный нигилизм, свободную любовь и прочую сомнительную идеологию. Прибышев в трактовке Старикова – человек бесконечно доброй души, но на защиту своих идеалов он встает решительно и агрессивно. Растерянность быстро сменяется гневом на тех, кто покусился на святые для него вещи – верность, честность, патриархальный семейный уклад. В таких ролях велика опасность вылепить образ плоско, не выйдя за рамки однообразной положительности, но актерское мастерство помогло Виталию Алексеевичу избежать подобной перспективы. Помещик Прибышев сыгран филигранно, на него интересно смотреть от первой до последней минуты, от первой до последней его фразы, невозможно не сочувствовать ему, нельзя остаться равнодушным к его истории.
Вся ведущая критика России отмечала незаурядную работу В.Старикова в морозовской постановке. Без преувеличения, «Завороженное семейство» обрело статус спектакля – события в театральной России. Вопросы, поднятые в нем, оказались необыкновенно актуальными и волнующими современного зрителя. В этом, несомненно, есть немалая заслуга артистов, и, прежде всего – Виталия Старикова, так тонко и точно сыгравшего своего героя. Высочайшими оценками наградили артиста и критики. За роль Прибышева он получил диплом I Федерального фестиваля «Театральный Олимп» с формулировкой «За артистизм в сценическом воплощении русского характера».
Однако же, Виталий Алексеевич умеет играть не только «рыцарей без страха и упрека». В его творческом арсенале были и удачные комедийные работы. Как, например, в спектакле Ю.Чернышева «Ревизор», Хлестаковский слуга Осип, сыгранный Стариковым, был глуповат, хамоват и непередаваемо смешон. Мучимый голодом, он залезал под казенную кровать в поисках еды и там бормотал свой текст, вызывая гомерический хохот в зрительном зале. Не менее забавен и другой гоголевский герой в исполнении Старикова – Подколесин в «Женитьбе», которую поставил в 2009 году на белгородской сцене Валентин Варецкий.
Одинаково нелепый и в халате, и во фраке, наш чиновник будто не знает, что делать со своими руками, ногами, со всем своим несуразным телом. Озадаченное выражение лица лишь изредка сменяет улыбка, по-детски обаятельная. Подколесин и есть ребенок – наивный и нерешительный. «Вот как-то берет сомнение» - он произносит это так, что сомнение это мы чувствуем физически. Интересно выстроен финальный монолог, в котором Иван Кузьмич переходит от безудержной радости в более привычную ему опасливость – он начинает говорить двумя разными голосами, спорящими друг с другом.
Как водится, один из голосов одерживает верх – и мы наблюдаем знаменитый финальный побег от невесты, а точнее сказать, прыжок в окно. Спектакль «Женитьба» уже пять лет идёт при полных залах, и азартная работа Виталия Алексеевича сыграла в успехе не последнюю роль.
Сатин в горьковской пьесе «На дне» стал для актёра одним из самых сложных образов.
Прежде всего, спектакль невероятно труден для артистов в физическом смысле – это становится ясно уже с первых минут действия. Как бы ни был многообразен репертуар Старикова, такая роль все же во многом нова для него – еще и потому, что с режиссером Валерием Беляковичем, известным своей своеобычной эстетической манерой, артист встретился впервые. Признаться, не всем верилось, что Виталий Алексеевич, воспитанник русской классической театральной школы, сможет органично вписаться в странный, монохромный мир основателя Московского театра на Юго-Западе. Но и это у него получилось. Все сложные пластические номера, которыми насыщен спектакль, артист выполняет легко и уверенно. Стариков – Сатин харизматичен и брутален. Амплитуда роли колеблется от рядового шулера, пусть и чрезвычайно хитрого и умного, до провозвестника новой правды для обитателей ночлежки. Сатин - властитель, Сатин- хозяин - таким мы видим его в спектакле Беляковича, и, пожалуй, стоит на него сходить хотя бы для того, чтобы услышать, как Виталий Стариков произносит слова «Человек – это звучит гордо!»
Последняя на сегодняшний день работа Виталия Алексеевича – Доменико Сориано в «Филумене Мартурано» - удивительна тем, что позволила артисту сыграть комедию и трагедию одновременно. Это снова спектакль Бориса Морозова, и снова в партнёрстве с Мариной Русаковой, сыгравшей Филумену.
Кажется, что первый и второй акт сыгран двумя разными артистами – такие разнообразные краски находит Стариков для героя Эдуардо де Филиппо. Вначале абсолютно эгоистичный, даже агрессивный (невольно сомневаешься, мог ли этот человек когда-то любить Филумену), он становится постепенно мягким, лиричным, даже сентиментальным. И забавно, и грустно наблюдать, с каким рвением он ищет среди детей давней возлюбленной своего сына. Право, хочется, чтобы родными ему оказались все трое, чтобы он наконец обрёл настоящую семью, которая, оказывается, была совсем рядом…
19 марта 2014 года Виталий Стариков отпраздновал свой 60-летний юбилей. Пусть совсем не вяжется эта цифра со цветущим видом артиста – концерт в его честь прошёл с большим успехом. Актёр сыграл множество отрывков из спектаклей, принёсших ему наибольший успех, а коллеги были счастливы поздравить юбиляра прямо на родной сцене. Настоящим праздником получился этот творческий вечер, поставленный режиссёром И.Ткачёвым, и зрители долго не хотели отпускать Виталия Алексеевича, снова и снова вознаграждая его аплодисментами.
Но, как уже было сказано, актёрская профессия – лишь одна из ипостасей нашего героя.
Совсем юным пришёл он на белгородское радио, которое сегодня трансформировалось в государственную телерадиокомпанию «Белгород». Учился дикторскому мастерству у Веры Шебеко, Анны Шатиловой, Игоря Кириллова, Евгения Кочергина. Позже заинтересовался телевизионной журналистикой. Сегодня он – один из самых известных представителей этой профессии в Черноземье, член Союза Журналистов России, настоящая звезда телекомпании «Мир Белогорья». Его авторская программа «Путь, истина и жизнь», впервые вышедшая в эфир в 1996 году, посвящена духовной жизни области. Где только не снималась она! По каким только уголкам Белгородчины не ездил Виталий Алексеевич, в каких только храмах, больших и маленьких, он не был! Открытие новых церквей, восстановление старых, судьбы священников, воспитание юных христиан, даже распространение православия в местах заключения – всё становится предметом интереса журналиста В.Старикова. Даже не буду перечислять количество наград, полученных Виталием Алексеевичем на этом поприще, иначе они займут добрую половину этого текста.
Немалую часть в повседневной жизни В.А. Старикова занимает общественная деятельность. Сам он никогда не стремился к ней ради карьеры, или, скажем, популярности – таковой и без того было предостаточно. Но уж так сложилось, что доверие людей он завоевал давно и прочно. Одно то, что Стариков – именно тот человек, который из года в год доставляет на белгородскую землю священный пасхальный огонь, о многом говорит.
Виталий Алексеевич рассказывает о своих поездках в Иерусалим с трепетом. Они наполнены радостью и любовью к Богу – а разве может быть по-другому, когда человеку посчастливилось быть свидетелем настоящего Чуда? Пусть ради него члены Фонда Андрея Первозванного, каким является и наш герой, проделывают путь в несколько тысяч километров, многие часы проводят на ногах. Зато потом, когда «пасхального гонца» встречают на родине взволнованные верующие, с трепетом ждущие Благодатного огня, это вознаграждает все усилия.
Народный артист России Виталий Стариков – один из тех людей, которые внесли свой вклад в нашу сегодняшнюю жизнь тем, что не отступают от своих убеждений, своей гражданской позиции. Два раза он был Доверенным лицом Владимира Путина как кандидата в Президенты Российской Федерации. Кроме того, именно Стариков вошёл в число тех немногих уважаемых участников Поместного Собора, что выбирали нового главу Русской Православной Церкви – Патриарха Кирилла. Он также является членом Общественной палаты Белгородской области, а также созданного губернатором Евгением Савченко Интеллектуального Клуба Белгородчины.
Виталий Алексеевич не очень любит говорить о личной жизни, но он состоялся и как замечательный семьянин. Супруга Людмила, с которой они вместе уже более тридцати лет, заведует одним из театральных цехов. Сын Никита, несмотря на свой молодой возраст, успел с блеском защитить кандидатскую диссертацию и сейчас работает в БГИИК. В начале нынешнего года Никита и его супруга Светлана подарили родителям внука Платона. Поистине праздничный год выдался для Виталия Алексеевича! Нам остаётся лишь пожелать ему новых славных свершений на многочисленных поприщах, которые он себе избрал. Ну и, конечно, новых великолепных ролей в театре!
Наталья Ненько,
специально для журнала «Звонница».
Человек, о котором пойдет речь ниже, уникален тем, что реализует себя сразу во многих стезях. Назовите любую из этих характеристик: актер, режиссер, журналист, педагог, телеведущий, общественный деятель, политик… Поразительно, но все они подойдут к одному имени – Виталий Стариков.
Уроженец Железноводска, что в Ставропольском крае, он связал свою жизнь с Белгородом в 1975 году, когда пришел в местный театр после окончания Саратовского училища. Директор театра В.И.Слободчук охотно взял в труппу ладного красавца. Не нужно было гадать, в каком амплуа будет реализовывать себя молодой артист – внешность, рост, удивительно красивый низкий тембр голоса мог принадлежать только герою. Он и был им. Одна за другой появлялись «героические» роли, самыми яркими из которых были Глеб Космачев из одноименной пьесы М.Шатрова, Сергей из «Леди Макбет Мценского уезда» Н.Лескова, Кассио из «Отелло» великого Шекспира, Лопахин из чеховского «Вишневого сада»… Он сыграл сразу двух ростановских героев, одного за другим: красавца Кристиана в спектакле А.Гукленкова, где солировал В.Бондарук, а через десяток лет москвич Павел Хомский предложил ему уже роль Сирано де Бержерака.
Именно Сирано играл Виталий Стариков в свой первый бенефис. Удивителен торт факт, что состоялся он, когда артисту не было и сорока. Редко когда столь молодой артист может собрать настоящий творческий вечер, да ещё чтобы зал был битком. А ему это удалось – так велика была популярность.
В актёрской судьбе важную роль играют встречи с режиссёрами: иные из них могут сыграть судьбоносную роль. В жизни Виталия Алексеевича было несколько таких встреч, дорогих и важных, благодаря которым рождались на свет замечательные роли.
Например, работа с Ю.В.Чернышёвым, который был главным режиссёром Белгородского театра в девяностые годы. Стариков сыграл у него заглавную роль в «Князе Серебряном». Спектакль стал, без преувеличения, событием в городе. Он запомнился не только великолепными актёрскими работами, но и масштабом постановки, оригинальным и смелым взглядом на эпоху Ивана Грозного. Затем был удивительно красивый спектакль «Тристан и Изольда» - конечно, средневековым рыцарем Тристаном стал Виталий Стариков. Но более всего автору этих строк в то время запомнился исполненный артистом царь Фёдор Иоаннович в одноимённой пьесе А.К.Толстого.
Стариков - Федор был робким и резким, наивным и мудрым, печальным и смешливым. Господь наделил его незащищенной душой ребенка, но ребенка не безвольного, не жалкого…Пусть он был порой лишь шахматной фигурой в коварных руках тех, кто жаждал власти. Пусть мало что понимал…Пусть не мог ничего изменить. Но хотел! Трагический крик царя: «Я хотел добра!» гулким эхом откликался в зрительном зале. Невозможно забыть эту роль, которая не оставляла равнодушным никого из тех, кто, затаив дыхание, следил за происходящим на сцене.
Жаль, что сегодня мы не можем увидеть Виталия Алексеевича в роли царя Фёдора – это была действительно великолепная актёрская работа. Впрочем, линия поисков истины, самоотверженного отречения от обыденности продолжилась и в других ролях артиста, случившихся немногим позднее. Отчасти – в Ракитине из тургеневского «Месяца в деревне», человеке, сделавшем любовь к женщине главным смыслом собственной жизни; в монахе Лоренцо из оригинальной белгородской версии «Ромео и Джульетты» - сильном, мудром, глубоко переживающем трагедию двух веронских влюбленных; наконец, в полной мере – в князе Владимире ( «Креститель» С.Таюшева). Именно в «Крестителе» впервые так ярко прозвучало то, что мы можем сегодня назвать личной темой Виталия Старикова – тема духовных устремлений человечества, тема обращения смертного к Господу. Образ, созданный актером, оказался сильнее драматургического материала. Незаурядная личность самого исполнителя проступала сквозь ткань спектакля, обнажая его собственные поиски Бога и Истины, его святое и бережное отношение к Православию. За исполнение роли Владимира актер был награжден Дипломом VI Всероссийского театрального фестиваля «Голоса истории».
Своеобразная галерея царственных особ, воплощенных артистом ( Федор Иоаннович, князь Владимир, ироничный Людовик из булгаковской «Кабалы святош») продолжилась в короле Генри, герое пьесы Дж.Голдмена «Лев зимой». За эту работу Виталий Алексеевич был награжден Дипломом II Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь» как лучший исполнитель мужской роли. Английский король в исполнении Старикова – не безоглядный грешник, обрекший мать своих детей на многолетнее заточение, а человек мятущийся и раздираемый противоречиями, несмотря на свой крутой нрав. Герой «Льва» может страстно любить и столь же яростно ненавидеть, эмоции порой застилают его разум, но тем интереснее смотреть на него. Настоящим праздником для театралов стал дуэт артиста с исполнительницей роли королевы Элинор М. Русаковой. В следующем после «Льва» спектакле Владимира Андреева «Старинная лампа» они вновь сыграли супругов и были удостоены Диплома IV театрального фестиваля на Волге «Он и Она» в номинации «Лучший актерский дуэт».
Знакомство с известным российским режиссером Анатолием Морозовым подарило Виталию Алексеевичу несколько сверхудачных работ. Актёр и режиссёр стали творческими единомышленниками – ярче всего это проявилось в «Месяце в деревне», «Бесприданнице», «Трёх сёстрах». Немногим позже состоялась встреча Старикова с родным братом Анатолия Афанасьевича – главным режиссером ЦАТРА Борисом Морозовым. В спектаклях последнего Виталий Алексеевич воплотил свои самые яркие образы последнего десятилетия. Конечно, первый в этом ряду – Фамусов из бессмертной комедии Грибоедова.
Стариковский Фамусов необычно моложав и энергичен, и от этого спектакль приобретает более трагический смысл – чем противник сильнее, тем опаснее. Впрочем, «взрослой дочери отец» на первый взгляд нисколько не враждебен Чацкому, он – сама вкрадчивость, само обаяние. Тем мощнее и драматичнее прозвучат финальные сцены спектакля, окончательно расставляющие двух главных героев по разные стороны баррикад.
А трагик Несчастливцев из спектакля «Лес»! Как только появлялась его мощная фигура, обряженная в подобие романтических лохмотьев, хотелось неотрывно следить только за ней. Вроде бы несерьезный, живущий лишь «искусством в себе», подчас хвастливый персонаж – он неожиданно оказывается самым высоконравственным обитателем «Леса». Мягкий юмор, с которым Стариков относился к своему персонажу, подкупал зрителя с первых минут спектакля. Эта работа заслуженно удостоилась Почетного диплома III Всероссийского фестиваля «Старейшие театры России» за лучшее исполнение мужской роли.
Одним из самых впечатляющих плодов совместного творчества Бориса Морозова и Виталия Старикова стал спектакль «Завороженное семейство» по пьесе Льва Толстого. В нем артист сыграл главную роль. Иван Михайлович Прибышев (так зовут толстовского героя) – обычный русский помещик девятнадцатого века. Он не тщится изменить мир, он сосредоточен на простых ежедневных заботах по хозяйству, а еще – на стремлении сохранить благополучие своей семьи. Жизнь этого мирного дома течёт ровно и радостно, любящие родители стремятся привить детям собственные, проверенные временем ценности. Но как-то незаметно, семейство становится «завороженным», а по Толстому, даже жёстче – «заражённым»… Инфекция разрушения привносится в помещичье родовое гнездо людьми извне, провозглашающими модный нигилизм, свободную любовь и прочую сомнительную идеологию. Прибышев в трактовке Старикова – человек бесконечно доброй души, но на защиту своих идеалов он встает решительно и агрессивно. Растерянность быстро сменяется гневом на тех, кто покусился на святые для него вещи – верность, честность, патриархальный семейный уклад. В таких ролях велика опасность вылепить образ плоско, не выйдя за рамки однообразной положительности, но актерское мастерство помогло Виталию Алексеевичу избежать подобной перспективы. Помещик Прибышев сыгран филигранно, на него интересно смотреть от первой до последней минуты, от первой до последней его фразы, невозможно не сочувствовать ему, нельзя остаться равнодушным к его истории.
Вся ведущая критика России отмечала незаурядную работу В.Старикова в морозовской постановке. Без преувеличения, «Завороженное семейство» обрело статус спектакля – события в театральной России. Вопросы, поднятые в нем, оказались необыкновенно актуальными и волнующими современного зрителя. В этом, несомненно, есть немалая заслуга артистов, и, прежде всего – Виталия Старикова, так тонко и точно сыгравшего своего героя. Высочайшими оценками наградили артиста и критики. За роль Прибышева он получил диплом I Федерального фестиваля «Театральный Олимп» с формулировкой «За артистизм в сценическом воплощении русского характера».
Однако же, Виталий Алексеевич умеет играть не только «рыцарей без страха и упрека». В его творческом арсенале были и удачные комедийные работы. Как, например, в спектакле Ю.Чернышева «Ревизор», Хлестаковский слуга Осип, сыгранный Стариковым, был глуповат, хамоват и непередаваемо смешон. Мучимый голодом, он залезал под казенную кровать в поисках еды и там бормотал свой текст, вызывая гомерический хохот в зрительном зале. Не менее забавен и другой гоголевский герой в исполнении Старикова – Подколесин в «Женитьбе», которую поставил в 2009 году на белгородской сцене Валентин Варецкий.
Одинаково нелепый и в халате, и во фраке, наш чиновник будто не знает, что делать со своими руками, ногами, со всем своим несуразным телом. Озадаченное выражение лица лишь изредка сменяет улыбка, по-детски обаятельная. Подколесин и есть ребенок – наивный и нерешительный. «Вот как-то берет сомнение» - он произносит это так, что сомнение это мы чувствуем физически. Интересно выстроен финальный монолог, в котором Иван Кузьмич переходит от безудержной радости в более привычную ему опасливость – он начинает говорить двумя разными голосами, спорящими друг с другом.
Как водится, один из голосов одерживает верх – и мы наблюдаем знаменитый финальный побег от невесты, а точнее сказать, прыжок в окно. Спектакль «Женитьба» уже пять лет идёт при полных залах, и азартная работа Виталия Алексеевича сыграла в успехе не последнюю роль.
Сатин в горьковской пьесе «На дне» стал для актёра одним из самых сложных образов.
Прежде всего, спектакль невероятно труден для артистов в физическом смысле – это становится ясно уже с первых минут действия. Как бы ни был многообразен репертуар Старикова, такая роль все же во многом нова для него – еще и потому, что с режиссером Валерием Беляковичем, известным своей своеобычной эстетической манерой, артист встретился впервые. Признаться, не всем верилось, что Виталий Алексеевич, воспитанник русской классической театральной школы, сможет органично вписаться в странный, монохромный мир основателя Московского театра на Юго-Западе. Но и это у него получилось. Все сложные пластические номера, которыми насыщен спектакль, артист выполняет легко и уверенно. Стариков – Сатин харизматичен и брутален. Амплитуда роли колеблется от рядового шулера, пусть и чрезвычайно хитрого и умного, до провозвестника новой правды для обитателей ночлежки. Сатин - властитель, Сатин- хозяин - таким мы видим его в спектакле Беляковича, и, пожалуй, стоит на него сходить хотя бы для того, чтобы услышать, как Виталий Стариков произносит слова «Человек – это звучит гордо!»
Последняя на сегодняшний день работа Виталия Алексеевича – Доменико Сориано в «Филумене Мартурано» - удивительна тем, что позволила артисту сыграть комедию и трагедию одновременно. Это снова спектакль Бориса Морозова, и снова в партнёрстве с Мариной Русаковой, сыгравшей Филумену.
Кажется, что первый и второй акт сыгран двумя разными артистами – такие разнообразные краски находит Стариков для героя Эдуардо де Филиппо. Вначале абсолютно эгоистичный, даже агрессивный (невольно сомневаешься, мог ли этот человек когда-то любить Филумену), он становится постепенно мягким, лиричным, даже сентиментальным. И забавно, и грустно наблюдать, с каким рвением он ищет среди детей давней возлюбленной своего сына. Право, хочется, чтобы родными ему оказались все трое, чтобы он наконец обрёл настоящую семью, которая, оказывается, была совсем рядом…
19 марта 2014 года Виталий Стариков отпраздновал свой 60-летний юбилей. Пусть совсем не вяжется эта цифра со цветущим видом артиста – концерт в его честь прошёл с большим успехом. Актёр сыграл множество отрывков из спектаклей, принёсших ему наибольший успех, а коллеги были счастливы поздравить юбиляра прямо на родной сцене. Настоящим праздником получился этот творческий вечер, поставленный режиссёром И.Ткачёвым, и зрители долго не хотели отпускать Виталия Алексеевича, снова и снова вознаграждая его аплодисментами.
Но, как уже было сказано, актёрская профессия – лишь одна из ипостасей нашего героя.
Совсем юным пришёл он на белгородское радио, которое сегодня трансформировалось в государственную телерадиокомпанию «Белгород». Учился дикторскому мастерству у Веры Шебеко, Анны Шатиловой, Игоря Кириллова, Евгения Кочергина. Позже заинтересовался телевизионной журналистикой. Сегодня он – один из самых известных представителей этой профессии в Черноземье, член Союза Журналистов России, настоящая звезда телекомпании «Мир Белогорья». Его авторская программа «Путь, истина и жизнь», впервые вышедшая в эфир в 1996 году, посвящена духовной жизни области. Где только не снималась она! По каким только уголкам Белгородчины не ездил Виталий Алексеевич, в каких только храмах, больших и маленьких, он не был! Открытие новых церквей, восстановление старых, судьбы священников, воспитание юных христиан, даже распространение православия в местах заключения – всё становится предметом интереса журналиста В.Старикова. Даже не буду перечислять количество наград, полученных Виталием Алексеевичем на этом поприще, иначе они займут добрую половину этого текста.
Немалую часть в повседневной жизни В.А. Старикова занимает общественная деятельность. Сам он никогда не стремился к ней ради карьеры, или, скажем, популярности – таковой и без того было предостаточно. Но уж так сложилось, что доверие людей он завоевал давно и прочно. Одно то, что Стариков – именно тот человек, который из года в год доставляет на белгородскую землю священный пасхальный огонь, о многом говорит.
Виталий Алексеевич рассказывает о своих поездках в Иерусалим с трепетом. Они наполнены радостью и любовью к Богу – а разве может быть по-другому, когда человеку посчастливилось быть свидетелем настоящего Чуда? Пусть ради него члены Фонда Андрея Первозванного, каким является и наш герой, проделывают путь в несколько тысяч километров, многие часы проводят на ногах. Зато потом, когда «пасхального гонца» встречают на родине взволнованные верующие, с трепетом ждущие Благодатного огня, это вознаграждает все усилия.
Народный артист России Виталий Стариков – один из тех людей, которые внесли свой вклад в нашу сегодняшнюю жизнь тем, что не отступают от своих убеждений, своей гражданской позиции. Два раза он был Доверенным лицом Владимира Путина как кандидата в Президенты Российской Федерации. Кроме того, именно Стариков вошёл в число тех немногих уважаемых участников Поместного Собора, что выбирали нового главу Русской Православной Церкви – Патриарха Кирилла. Он также является членом Общественной палаты Белгородской области, а также созданного губернатором Евгением Савченко Интеллектуального Клуба Белгородчины.
Виталий Алексеевич не очень любит говорить о личной жизни, но он состоялся и как замечательный семьянин. Супруга Людмила, с которой они вместе уже более тридцати лет, заведует одним из театральных цехов. Сын Никита, несмотря на свой молодой возраст, успел с блеском защитить кандидатскую диссертацию и сейчас работает в БГИИК. В начале нынешнего года Никита и его супруга Светлана подарили родителям внука Платона. Поистине праздничный год выдался для Виталия Алексеевича! Нам остаётся лишь пожелать ему новых славных свершений на многочисленных поприщах, которые он себе избрал. Ну и, конечно, новых великолепных ролей в театре!
Наталья Ненько,
специально для журнала «Звонница».