Последний звонок, занавес поднимается, зал окутывает тишина – зритель в предвкушении. Он пришел сюда, в театр, затем, чтобы на время перестать быть собой, чтобы стать частью истории, молчаливым участником спектакля, а не просто наблюдателем. Удастся ли ему это, зависит от всей театральной команды. Каждая деталь в постановке имеет значение: каждый элемент костюма или декорации, каждое движение и слово актера. Как удается оживить историю на сцене и что происходит за кулисами, рассказала главный художник Белгородского академического драматического театра им. М. С. Щепкина Марина Шепорнева.
Человек, который находится на своем месте, – так с уверенностью можно сказать о Марине Евгеньевне Шепорневой. Она является членом Союза художников РФ, Союза театральных деятелей РФ и Российского авторского общества. В качестве художника по костюмам и художника-постановщика Марина Евгеньевна создала около 50 спектаклей. Большая часть ее жизни связана с театром. С самого раннего детства она любила рисовать, но даже тогда, будучи ребенком, она не просто изображала на бумаге то, что видела. В основе всегда находился какой-то сюжет, история. Часто образы были связаны с кино, мультфильмами или сказками.
Своеобразный образ мышления, артистические способности, талант художника и невероятная жизненная энергия – с такими предрасположенностями трудно представить Марину Евгеньевну в другой профессии. Однако ее отец был против такого выбора. Он хотел, чтобы дочь пошла по стопам родителей и продолжила династию горняков, а не стала художником или актрисой. Но, как говорит Марина Шепорнева, «идешь по своему пути – не петляй».
«Отец уехал в командировку, а я – в Челябинск. В промышленном училище получила специальность «художник-оформитель». А уже в Белгороде закончила институт культуры. Но так получилось, что я в силу своего артистического характера постоянно участвовала и в драматических постановках. У меня это всегда рядом шло – художественная студия и драматическая студия. И я по любой дороге могла пойти», – рассказывает художни
«Отец уехал в командировку, а я – в Челябинск. В промышленном училище получила специальность «художник-оформитель». А уже в Белгороде закончила институт культуры. Но так получилось, что я в силу своего артистического характера постоянно участвовала и в драматических постановках. У меня это всегда рядом шло – художественная студия и драматическая студия. И я по любой дороге могла пойти», – рассказывает художни
Но выбирать Марине Евгеньевне не пришлось – она стала художником театра, совместив при этом две грани своего творчества. Работать в Белгородском академическом она начинала в роли художника-декоратора. Но, даже вступив в должность главного художника, Марина Шепорнева с удовольствием могла взяться за самые простейшие операции, принять непосредственное участие во всех этапах подготовки спектакля: от росписей костюмов до оформления огромных живописных полотен.
«Есть такая неуемность, когда человеку хочется самому что-нибудь сделать. Надо объяснить работнику, что ты хочешь, на понятных ему терминах, увлечь коллектив, рассказать, как ты видишь этот спектакль, что мы хотим с режиссером сказать зрителю. Не просто общую картину дать. Иногда хочется пройти все этапы до самого верха, иногда даже хочется самой всю пьесу написать. Наверное, в этом и заключается тяга к творчеству», – объясняет Марина Евгеньевна.
Театр, если взглянуть на него изнутри, напоминает большой улей. Гримерные, костюмерные, бутафорский, швейный и столярный цеха – везде кипит работа. Но ничто не ускользает от внимания главного художника. Каждому работнику Марина Шепорнева даст совет, поможет выбрать материал, подобрать цвет. Художник-постановщик отвечает за весь процесс постановки спектакля, и ошибки должны быть исключены.
Но в первую очередь для него важно создать идеально точный макет или эскиз, который не вызовет проблем ни у исполнителя, ни у режиссера, ни у актера. Он планирует все до деталей, чтобы задачей цехов осталось только точное исполнение по чертежам и эскизам.
«Мы спектакль создаем не в одиночестве. Ведь прежде всего я должна думать о людях, которые будут выполнять эту работу, которые будут носить эти костюмы. Это совместное творчество, командное творчество. Мне нравится, что мы в театре – команда, начиная от руководителя и заканчивая дворником», – рассказывает Марина Шепорнева.
«Есть такая неуемность, когда человеку хочется самому что-нибудь сделать. Надо объяснить работнику, что ты хочешь, на понятных ему терминах, увлечь коллектив, рассказать, как ты видишь этот спектакль, что мы хотим с режиссером сказать зрителю. Не просто общую картину дать. Иногда хочется пройти все этапы до самого верха, иногда даже хочется самой всю пьесу написать. Наверное, в этом и заключается тяга к творчеству», – объясняет Марина Евгеньевна.
Театр, если взглянуть на него изнутри, напоминает большой улей. Гримерные, костюмерные, бутафорский, швейный и столярный цеха – везде кипит работа. Но ничто не ускользает от внимания главного художника. Каждому работнику Марина Шепорнева даст совет, поможет выбрать материал, подобрать цвет. Художник-постановщик отвечает за весь процесс постановки спектакля, и ошибки должны быть исключены.
Но в первую очередь для него важно создать идеально точный макет или эскиз, который не вызовет проблем ни у исполнителя, ни у режиссера, ни у актера. Он планирует все до деталей, чтобы задачей цехов осталось только точное исполнение по чертежам и эскизам.
«Мы спектакль создаем не в одиночестве. Ведь прежде всего я должна думать о людях, которые будут выполнять эту работу, которые будут носить эти костюмы. Это совместное творчество, командное творчество. Мне нравится, что мы в театре – команда, начиная от руководителя и заканчивая дворником», – рассказывает Марина Шепорнева.
Иногда работать приходится сразу над несколькими спектаклями. И, наверное, в этом видит самую большую трудность своей профессии Марина Евгеньевна, ведь весь остальной процесс для нее – чистое удовольствие. Однако переключаться, например, с драмы на комедию в минимальные сроки – нелегко. Но, конечно, настоящего профессионала это не останавливает. Сейчас Марина Евгеньевна работает над сказкой «Чиполлино» и пьесой «Укрощение строптивой», которые мы сможем увидеть на сцене Белгородского театра в следующем сезоне.
«Я готова быть здесь в качестве любого винтика в этом процессе», уверяет Марина Евгеньевна. Такая самоотдача и желание творить отражается и на всем коллективе. И вот, когда командная работа подходит к концу, декорации установлены и актеры замерли в ожидании за кулисами, поднимается занавес.
Евгения Здесенко,
сайт ТРК «Мир Белогорья», 29 марта 2017 г.
«Я готова быть здесь в качестве любого винтика в этом процессе», уверяет Марина Евгеньевна. Такая самоотдача и желание творить отражается и на всем коллективе. И вот, когда командная работа подходит к концу, декорации установлены и актеры замерли в ожидании за кулисами, поднимается занавес.
Евгения Здесенко,
сайт ТРК «Мир Белогорья», 29 марта 2017 г.